Для чего нужна желтая плитка в пупырышку

Во многих городах России уже появилась желтая плитка с бугорками на тротуарах. Для чего она нужна и почему именно желтого цвета, расскажем в этой статье.

Желтую пупырчатую плитку (Тактильное покрытие, Блоки Брайля) в городах сегодня можно встретить практически повсюду. Ее укладывают в административных и общественных зданиях, на тротуарах вдоль проезжих частей, на пешеходных переходах, лестницах, эскалаторах, пандусах, остановках общественного транспорта и платформах железнодорожных станций. Однако, несмотря на широкое распространение, для многих ее предназначение остается загадкой, а кто-то и вовсе считает, что желтая плитка — всего навсего украшение или элемент, который был придуман исключительно для борьбы с гололедом.

Плитка
Источник: Hi-Tech Mail.ru

В действительности, блоки Брайля представляют собой целую систему, которая нужна для оповещения слабовидящих о приближающихся объектах и опасных изменениях поверхности или уклонов. Она помогает незрячим людям лучше ориентироваться в пространстве и безопасно передвигаться по городу.

Какой бывает тактильная плитка?

Плитка
Источник: Wikimedia

Существует два основных типа тактильного покрытия. Первый тип — линейный направляющий блок, в котором выпуклые параллельно идущие линии, расположенные на блоке, показывают направление движения.

Цель этой системы состоит в том, чтобы направлять людей с нарушением зрения по безопасному маршруту, когда традиционные показатели, такие, как бордюр, плохо различимы или отсутствуют. Таким образом незрячий может идти по дорожке прямо, а отклонение от курса ощущать подошвой. Кроме того, между выпуклыми желобками тактильной плитки можно поставить трость и спокойно двигаться вдоль них, не опасаясь, что перед тобой окажется столб или открытый люк.

Желтая плитка
Источник: Wikimedia, MDXF, CC BY-SA 4.0

Второй тип — точечный предупреждающий блок, в котором выпуклые точки сообщают об опасности дальнейшего движения.

Низкопрофильные линейные направляющие блоки и точечные предупреждающие блоки.
Низкопрофильные линейные направляющие блоки и точечные предупреждающие блоки.Источник: Wikimedia, Kiyok, CC BY-SA 3.0

Такие блоки могут устанавливаться, например, перед краем проезжей части или краем железнодорожной платформы — везде, где человека со зрительными нарушениями необходимо предупредить об опасности дальнейшего движения.

В некоторых странах дополнительно могут использоваться блоки специальной формы. Например, в Швеции, чтобы избежать влияния на тактильное покрытие снегоуборочных работ, вместо выпуклых выступов часто используются вогнутые.

Кто придумал желтую плитку?

Пионером по внедрению желтой плитки Брайля стала Япония. Именно здесь в 1965 году инженер и изобретатель Миякэ Сэйити впервые внедрил в дорожную систему плитку с тактильным покрытием, чтобы помочь своему слабовидящему другу. Инженер назвал плитку в честь француза Луи Брайля, который в 1824 году разработал одноименный шрифт для слабовидящих.

Спустя два года первые блоки Брайля уже появились на улице перед государственной школой для слепых в городе Окаяма. Сегодня на этом месте установлен памятник. В 2010 году Ассоциация инвалидов по зрению префектуры Окаяма сделала 18 марта днём «блока Тэндзи».

Место первой установки «блоков Брайля» (4-16-53 Хараосима, район Нака, город Окаяма).
Место первой установки «блоков Брайля» (4-16-53 Хараосима, район Нака, город Окаяма).Источник: Wikimedia

В 1987 году тактильное покрытие стали применять на всех станциях Японской национальной железной дороги. Так постепенно желтая плитка распространилась по всему миру. В России же тактильное покрытие начали активно внедрять в дорожную инфраструктуру только после 2011 года в рамках государственной программы Доступная среда.

Интересный факт! 18 марта 2019 года Google Doodle удостоил чести создателя тактильного покрытия Миякэ Сэйити, создав короткую анимацию человека с белой тростью, которая перемещалась по тактильному покрытию.

Почему плитка желтая?

Желтая плитка
Источник: Wikimedia, zenjiro, CC BY 2.0

Тактильное покрытие используется преимущественно в желтой раскраске, так как именно желтый цвет обеспечивает наиболее сильный цветовой контраст с остальными дорожными покрытиями. Кроме того, согласно исследованиям, желтый цвет лучше виден людям с плохим зрением и когнитивными нарушениями. Кстати, по этой же причине окрашивают в желтый и поручни в автобусах. Это последний цвет, которые видят люди с остаточным зрением прежде, чем погрузятся в полную темноту.