Звездные мобильники: Laibach

И снова пятница, и снова здравствуйте. Мы продолжаем шагать за мобильной революцией буквально по пятам и расспрашиваем нетривиальных граждан мира о том, в какую трубку они звонят и публикуют ли фотографии в Инстаграме. Сегодня в гостях у рубрики единственная группа из Cловении (да и всей экс-Югославии вообще), добившаяся мировой известности — Laibach.

Начало творчества основоположников индастриала совпало со службой в армии. «Лайбаховцы» дружно ходили в самоволку и выступали на сцене прямо в военной форме. Впоследствии милитари-эстетика стала одним из фирменных знаков группы. Как-то раз бойцы-музыканты прихватили в военчасти несколько дымовых гранат и использовали их в качестве дымогенераторов: бросили перед сценой. Зрители, ошалев от такой радости, кинулись врассыпную. Дело происходило в подвальном клубе, глаза немилосердно слезились от дыма, дышать было практически невозможно, но до конца выступления Laibach все-таки продержались.

Потом были война за независимость Словении, натовские бомбардировки Югославии, агония мировой экономики — и новая музыка, отражающая отношение группы к творящимся в мире событиям: критическое, насмешливое, ироничное. Многие музыкальные критики до сих пор задаются вопросом: наигранной является выпуклая «ультраправость» Laibach, или они всерьез? Мы не беремся отвечать на этот вопрос, поэтому будем задавать свои, простые — о жизни, творчестве и телефонах.

Привет, братья-славяне! Как дела?

Очень по-братски!

Мы знаем, что не так давно вы приезжали к нам с концертами, в декабре. Чем Россия поразила вас сильнее всего на этот раз?

По факту, нас Россия уже ничем не удивляет, мы начали привыкать к ее переменчивости. Наш самолет приземлился в новом шикарном аэропорту, московский концерт состоялся, вероятно, в лучшем клубе мира. А затем мы поехали в Санкт-Петербург в старом необустроенном вагоне — точно такими же были поезда в 1987-м, когда Laibach посетили Россию впервые.

Да, вот такая она разносторонняя — наша Родина. Какой из стран удалось поразить вас сильнее всего?

В каждой стране есть свои удивительные особенности, но страны экс-Югославии, если собрать их вместе, изумляют нас особенно сильно.

Laibach родом из промышленного центра Словении — города Трбовле. Шахтерская шапка, которую носит ваш фронтмен Милан Фрас — один из самых широко узнаваемых атрибутов группы. У кого-либо из вас есть геологическое образование? Может быть, работали шахтерами?

Нет, но в 2012-м мы выступали в шахте. Три концерта за одну ночь на глубине в 300 метров — это было очень тяжело. Мы как будто шахтерскую смену отработали.


Давайте поговорим о новом альбоме. Почему вы назвали его Spectre, «призрак»? Вспоминаются слова «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» из манифеста Карла Маркса. Есть у вашего призрака что-то общее с марксовским?

Вероятно, есть — и не только с коммунистическим, но и со злодейской организацией «СПЕКТР» из ранних фильмов про Джеймса Бонда. На самом деле спектр — очень интересный символ, полный различных значений. Кроме того, так называется партия, основанная нами одновременно с записью нового альбома.

О, доктор Ноу передает привет? Неожиданно. А какие цели у партии Spectre?

Свобода, равенство, братство и справедливость для всех.

Как вы считаете, почему людям стоит вступать в вашу партию?

Потому что они действительно могут принять участие в ее деятельности.

Логотип Spectre — и партии, и альбома — это эмблема Volk, поверх которой нанесена стилизованная S. Какой смысл вы вкладываете в это сочетание? «Призрак над народом»?

А почему не «Призрак народа»?

Не знаем, вам виднее! Когда началась работа над Spectre?

Все началось 21 февраля 1948 года и продолжилось 27 марта 1961-го. Laibach приступили к студийной записи альбома в апреле прошлого года и закончили работу в октябре.

Как нам казалось, у вас все это время был довольно плотный график, практически невозможно было работать над новым материалом.

Мы были не очень загружены, заранее планировали посвятить большую часть года записи альбома.

Мы внимательно прослушали все треки «S» — сингла, выпущенного перед релизом Spectre. Laibach опять зазвучали по-новому. Что стало для вас источником вдохновения на этот раз?

Мы вдохновлялись непосредственно событиями последних лет — крах экономики, социальные и политические волнения в Европе, да и во всем остальном мире.

Про смерть экономики вы еще в 1993-м спели, в «Капитале» — уже тогда были ощутимые проблемы. В чем основной посыл нового альбома?

Сражайтесь за свое право выступать за право сражаться!

Что было самым сложным в ходе работы над Spectre?

Сохранить единство духа и донести его до масс.

Можете назвать свою любимую песню с этого альбома?

Нет, сами не можем.

Laibach God is God

В 1996 году Laibach назвали себя «”Раммштайном” для взрослых», а Rammstein — «”Лайбахом” для малышей». Как бы вы назвали себя в год, когда будет выпущен Spectre?

Сейчас мы бы назвали себя инженерами человеческих душ.

Раз уж о прошлом заговорили, то — в 2006 году, когда был выпущен альбом Volk, состоявший из аранжировок государственных гимнов различных стран, мы подумали, что неохваченным осталось еще множество рабочего материала. Гимны каких стран попали бы треклист Volk-2, если бы он вышел?

За бортом осталось не так уж и много; Бельгия, Нидерланды, Португалия, Швеция, может быть, Швейцария... Идея альбома Volk состояла в том, чтобы дать новое прочтение гимнам империалистических стран.

Laibach Anglia

Мы бы добавили еще, например, Австро-Венгрию, ее осколки очень беспокойно себя ведут до сих пор. Раз уж у вас в портфолио есть государственные гимны, не думали ли вы о выпуске альбома, посвященного религиям?

Jesus Christ Superstars (Mute Records, 1997) и есть наш альбом о религии (а также о поп-мюзиклах).

Там в основном о христианстве, но ответ принимается. Пару месяцев назад нам удалось разыскать магнитоальбомную версию песни Le Privilège des Morts с альбома Kapital. Вы представляете, насколько сложно сейчас добыть работающий магнитофон? Так вот, мы считаем, что эта версия намного лучше CDшной и незаслуженно забыта. Как думаете, можно ли ее перевыпустить?

На самом деле совсем недавно мы отыграли ее вживую. Это не самая простая в исполнении песня, но мы справились. Получилось здорово, публика была в изумлении. Сейчас мы обсуждаем с нашим лейблом Mute возможность переиздания всех трех версий «Капитала».

У вас было много совместных проектов; мы хорошо запомнили совместный тур Laibach с Juno Reactor. Если бы вы могли выбирать без ограничений, то с кем бы вы выступили на одной сцене?

Ваш президент Владимир Путин весьма интересен как соисполнитель... С Pussy Riot на бэквокале, конечно же.

Мы считаем, за последнее время наиболее интересное сотрудничество у вас случилось с финнами — Laibach создали саундтрек к фильму «Железное небо» (Iron Sky). Каково это — писать музыку к фантастике про космических нацистов с Луны?

Это было здорово, никаких сложностей мы не испытывали. В конце концов, частично фильм был вдохновлен творчеством Laibach.

Как родилась эта идея?

Режиссер фильма, Тимо Вуоренсола, попросил нас написать саундтрек, и мы согласились. Сюжет показался нам достаточно интересным, а Тимо был очень убедителен.

Главная композиция саундтрека очень хороша. Такой, гм, нежной песни обычно не ждешь от Laibach, быстрее дождешься вагнеровского индастриала. Как появился этот трек?

Вообще говоря, в прошлом мы успели записать несколько нежных песен — Across The Universe, например. Записывая Take Me To Heaven, мы вдохновлялись творчеством словенского народного ансамбля Михи Довжана, бывшего популярным в 1960-х. Мы взяли их песню и «транспонировали» ее в другой контекст, заменив текст.

Саундтрек «Железного неба»: Space Battle Suit — вагнеровский «Полет валькирий» в обработке Laibach

Вы хорошо известны постоянными музыкальными экспериментами, все время находитесь в поисках нового звучания и меняетесь раз в несколько лет. Вы продолжите эту традицию?

Определенно да. Нет ничего более постоянного, чем перемены в Laibach.

Какой жанр будете использовать в следующий раз?

Пока не знаем. Может, «лайбаховский» жанр?

Как насчет дабстепа?

Дабстеп? Почему бы нет. Или, что еще лучше, — печатный шаг.

(Игра слов: dubstep и goose-step. «Гусиным шагом» в англоговорящих странах обычно называют печатный шаг, а Laibach, как мы уже написали выше, известны своим стремлением к милитари-стилю — прим. интервьюера.)

А не приходилось ли вам использовать мобильный телефон в качестве музыкального инструмента?

Да вообще-то приходилось; мы проигрывали сигнал будильника с мобильника во вступительной части нашей версии Ballad of a Thin Man Боба Дилана.

Поговорим о мобильных технологиях подробнее. Какими телефонами пользуетесь сейчас?

Большая часть участников группы — жертвы плодов Древа Познания. Почему? Мы были ловко облапошены и обольщены, и теперь жестоко расплачиваемся. Вот что случается, когда вкушаешь плоды с запретного древа.

Помните свой первый мобильный телефон?

Конечно! Это Nokia 6310i — connecting people.

Какие приложения из тех, что вы постоянно используете, вы назвали бы наиболее полезными?

Ничего особенного у нас в телефонах нет, лишь самые обычные аппсы, установленные по умолчанию. Ну, разве что навигатор еще — City Maps 2Go.

Facebook, Instagram, Twitter — что предпочитаете из современных средств коммуникации?

Ничего не предпочитаем, мы лишь терпим их. Легче всего нам терпеть, наверное, Instagram.

Мы тут недавно поговорили с Беном Уоткинсом из Juno Reactor о музыкальных приложениях. Вам приходилось сочинять музыку на мобильнике? Что думаете о GarageBand и Traktor DJ?

Мы побаловались с ними, но нам быстро надоело.

Не приходилось ли вам использовать мобильник каким-нибудь необычным способом?

Разве осталось еще что-то необычное, что можно вытворить с мобильниками? Для всего есть приложения, на любой случай.

Может быть, в вашей практике бывали ситуации, когда мобильник выручил?

Он каждый раз очень выручает, когда забудешь его где-нибудь и не можешь потом найти.

Laibach — Under The Iron Sky

Мы знаем, что существует игра для iOS и Android, созданная по фильму «Железное небо». Что думаете о мобильных играх?

Мы не играем в них.

А о сервисах цифровой дистрибуции музыки какого мнения?

Временами удобно. Тем не менее мы скучаем по обычным музыкальным магазинам, где люди зависали, вертели пластинки в руках, общались. Сейчас такой магазин невероятно сложно найти.

Ребята, как будете в Москве — я отведу вас на Горбушку. Там можно купаться в дисках. А у цифровой дистрибуции есть очевидные плюсы — она стирает географические границы, доступ к вашему творчеству получают люди из любой точки мира. К сожалению, в iTunes представлена далеко не все ваши диски, а альбомов с изобразительным искусством и вовсе нет.

Возможно, хотя до появления цифровой дистрибуции наши диски было намного проще приобрести в США или Японии. Кроме того, существует книга о творчестве Laibach, которую можно приобрести только в цифровом виде, поэтому вы не вполне правы.

Внезапный вопрос: вы идете по улице и вдруг слышите свою песню — ваши действия?

Разворачиваемся и уходим.

Поговорим о будущем? Не пора ли выпустить долгожданный альбом Laibach Revisited с новыми аранжировками вашей классики? Мы обожаем новую версию песни Država, услышанную на живых выступлениях, очень хотим насладиться студийной версией. Пять лет уже ждем такой возможности!

Laibach Revisited уже полностью готов и ждет релиза. Мы надеемся выпустить его в этом году. И уже работаем над новым материалом, держим в головах несколько проектов.

Может, поделитесь деталями?

Пока рано, давайте для начала переварим новый альбом.

Хорошо, будем переваривать и ждать. Когда планируете посетить Россию-Матушку вновь?

Надеемся, это будет скоро. В этот раз мы и с Батюшкой хотели бы познакомиться.

Laibach — Opus Dei



Официальный сайт группы: www.laibach.org.

Релиз альбома Spectre состоится 3 марта 2014 года.

Читайте о мобильных приложениях в нашем разделе APPS. Новые материалы — каждый день.