Facebook и Twitter не способствуют открытости

Считается, что Facebook и Twitter помогают справиться со «спиралью молчания», заставляющей людей держать при себе непопулярные в их кругу политические взгляды. Во-первых, есть возможность сравнительно анонимного общения. Во-вторых, у пользователей социальных сетей шире кругозор. Но на самом деле это не так — в социальных сетях и с мобильных клиентов люди делятся своими политическими взглядами вдвое менее охотно, чем лицом к лицу.

К такому парадоксальному выводу пришел вашингтонский внепартийный аналитический центр Pew Research после проведенного исследования. В исследовании участвовали 1801 американец, которым задавали неудобные вопросы про Эдварда Сноудена.

Вопрос про то, является ли Сноуден героем или предателем, был выбран как один из самых острых в современной американской политике. «44% публики считают, что разглашение секретной информации вредит американскому народу, и 49% считают, что оно ему помогает».

86% американцев были согласны говорить об NSA и Сноудене вживую — но только 42% пользователей Facebook и Twitter согласились об этом постить. Из 14% американцев, не желающих разговаривать о спецслужбах и перебежчиках, только 0,3% (!) согласились делать о них записи в социальных сетях. Пользователи Facebook охотнее делились взглядами в обществе единомышленников — все как в классической спирали молчания из немецкой политологии.

Также активность в Facebook и Twitter не является поводом более охотно говорить про политику в обществе. «Средний пользователь Facebook — посещающий сервис несколько раз за день — вдвое менее охотно озвучивал свои взгляды с друзьями в ресторане, чем человек, не пользующийся Facebook». Причем если эти люди чувствовали, что в Facebook их поддерживают, их желание говорить о политике с друзьями возрастало всего лишь в 0,74 раза. Типичный пользователь Twitter — также использующий сервис несколько раз в день — всего в 0,24 раза охотнее делится мнением с коллегами по работе, нежели человек без Twitter'а. Но если в Twitter его поддерживают, то цифра возрастает до 0,66 раз.

В целом исследование PewResearch Center заставило аналитиков заключить, что более широкий политический кругозор пользователей социальных сетей делает их еще более осторожными в общении — именно потому что они привыкли к тому, что вокруг много людей с противоположными политическими взглядами.