Виртуальные сотовые операторы (MVNO): полный обзор тарифов. Часть 2

В первой части нашего обзора виртуальных операторов мы рассмотрели тарифы для малоговорящих абонентов и выяснили, что эта категория людей таким операторам не особо интересна. Причины две: во-первых, и сами базовые операторы неплохо справляются с обслуживанием таких клиентов, ведь достаточно предложить тариф без абонентской платы с каким-нибудь приятным бонусом вроде бесплатных внутрисетевых звонков, и экономные нетребовательные абоненты получат интересный вариант. Во-вторых, из-за низких объемов выручки в 100—200 рублей в месяц прибыль оператора от обслуживания таких абонентов очень низка: работать с этим сегментом есть смысл только тогда, когда абонентов миллионы, иначе издержки не покроют прибыль.

Тарифы для массового рынка

К счастью для операторов, среднестатистический абонент сегодня и активно звонит более-менее равномерно на все сети, и интернетом пользуется, так что бесплатных внутрисетевых звонков ему недостаточно. Примерный ежемесячный уровень расходов на связь у него составляет в районе 500—600 рублей. Пакетных предложений (да и «конструкторов», позволяющих точно настроить параметры тарифа под себя) у традиционных операторов много — более того, в этом сегменте самая острая конкурентная борьба — но и виртуальным операторам есть что предложить.

Так, у WhyFly («Билайн») есть тариф «Все в одном S», на котором за 590 рублей в месяц доступы безлимитные звонки внутри сети (в том числе абонентам «Билайна») и 500 минут звонков на другие сети, а также по 200 SMS- и MMS-сообщений и 2 ГБ интернет-трафика. Набор можно назвать сбалансированным, поскольку «большие» операторы на подобных тарифных планах любят включить в пакет большее количество услуг, которые никогда не будут использованы в полном объеме (например, пару тысяч SMS) и под этим соусом увеличить абонентскую плату, а нужных услуг включить меньше, чтобы абонент заплатил за превышение (например, дать всего 500 МБ интернета).

За те же 590 рублей такие же условия предлагает оператор Teletie («Билайн») на тарифном плане «Свобода mini»: 500 минут местных вызовов и безлимитные звонки на «Билайн», 2 ГБ интернета и 200 SMS/MMS. Но есть приятный бонус: при поездках по России входящие звонки остаются бесплатными (исходящие при этом оплачиваются по тарифам внутрисетевого роуминга).

«Связной Мобайл» (МТС) предлагает тариф BIG: за 400 рублей в месяц доступно 400 минут разговоров, при превышении этого лимита звонки абонентам МТС остаются бесплатными, а вызовы абонентам других операторов будут тарифицироваться по 2 рубля за минуту. Кроме того, в абонентскую плату входит 1,5 ГБ интернет-трафика. SMS-сообщения на этом тарифном плане стоят всего 50 копеек. И, кстати, 5% расходов на связь возвращаются в виде бонусов на карту «Связной Клуб».

Кому нужна экзотика?

За почти те же деньги (650 рублей в месяц) оператор «Алло Инкогнито» («Билайн») предлагает тариф «Дачный». Здесь также дается 500 минут разговоров, но сразу на номера двух городов: Москвы и Санкт-Петербурга, что актуально для тех, кто живет «на два города». Также доступно 2 ГБ мобильного интернета, действующих по России, и 200 SMS/MMS-сообщений.

Оператор «Баza», он же «Центральный телеграф» (на базе «МегаФона») предлагает за 600 рублей в месяц тарифный план «ZвонOK Lite». Здесь включено всего 100 минут разговоров, но зато номер — городской, с кодом 495 или 499. Правда, его ценность в последнее время очень сомнительна: набирать нужно все десять цифр, а не семь, как раньше. Однако такие номера могут понравиться начинающим бизнесменам, у которых нет офиса.

Итоги

К сожалению, рыночная доля виртуальных операторов в России — менее 1% (причем всех вместе взятых). Почему так? Причина в том, что практически все их предложения убивают саму идею MVNO: отличаться от других.

Почти у каждого из предлагаемых тарифных планов есть аналог у базового оператора, причем принципиальной разницы в стоимости услуг нет.

Раз так, то абонент скорее доверится известному бренду, чем виртуальному оператору с не всем понятным названием. Выигрышно тут смотрится разве что «Связной» — с известностью бренда у него все в порядке, да и бонусные баллы лишними не будут. Впрочем, по 20 рублей в месяц много не накопишь, к тому же, и у базовых операторов имеются свои бонусные программы, баллы которых можно тратить не только на товары, но и на услуги — например, дополнительные пакеты трафика или другие тарифные опции.