HARMAN: дизайн, звук и беспроводные технологии

Компания Harman International Industries (или просто HARMAN) сейчас — это не только давний дуэт Harman Kardon-JBL (JBL куплена Сиднеем Харманом еще в 1969 году), но целая ассоциация самых различных брендов, так или иначе связанных с производством звукового оборудования разного профиля: от полноразмерных акустических систем и автомобильных систем до наушников. AKG, Infinity, Lexicon, Mark Levinson… Список можно продолжать — и он постоянно пополняется. Последним пополнением в линейке HARMAN стал бренд спортивных наушников Yurbuds. И знакомство с центром разработки HARMAN, расположенным в Шеньчжене (Китай), коснулось самых разных брендов — и позволило во многом понять объединяющую идею и тенденции, на которые ориентируется вся ассоциация.

Перевод главного центра разработки в свободную экономинческую зону Шеньчжень, что на юге Китая, по соседству с Гонконгом, для американской компании легко объясним — интернациональной команде разработки удобно работать в непосредственной близости от производственных мощностей; американский офис выполняет по большей части представительские функции — подписывать контракты и привечать инвесторов пока еще все-таки лучше в Коннектикуте. В Шеньчжене же сосредоточена и техническая часть, и продакт-менеджмент, и дизайн-центр. С работой последнего и людьми, в нем трудящимися, мне удалось познакомиться достаточно близко.

Но сначала немного общей информации. HARMAN занимает высокие позиции во всех сегментах аудио: и потребительском, и профессиональном, и авто. В частности, можно сообщить такие цифры: на сегодняшний день 80% автомобилей премиум-класса оснащаются системами HARMAN; 65% стадионов в Бразилии, где сейчас заканчивается чемпионат мира по футболу, также озвучиваются системами Harman. В последние годы Harman все больше обращает внимание на потребительский рынок и активно работает над дизайном своих продуктов в этой нише, получая множество индустриальных наград: от Red Dot и China Red Star до призов CES и EISA. Ни одна новая линейка брендов Harman не обходится без тех или иных призов за дизайн.

В центре разработки команда дизайнеров (по всем ключевым брендам HARMAN) трудится совместно в небольшой комнате в непосредственной близости с продакт-менеджерами. Технические специалисты находятся этажом ниже. А сборочные цеха — не в этом же здании, но в том же городе. Все это позволяет предельно сократить время принятия макетов и оптимизировать работу над каждым продуктом. Для мгновенной проверки идей в объеме прямо возле рабочего места дизайнеров стоит 3D-принтер (MakerBot 2, простой и быстрый принтер, работающий с PLA-пластиком). C возможностью буквально в течение суток получить готовый макет с завода это кажется даже небольшим излишеством, но все-таки между сутками и несколькими минутами — большая разница. Этажом ниже дизайн-центра, рядом с отделением технических специалистов, находятся комнаты прослушивания (с идеальной звукоизоляцией, полностью лишенные эха) и комната слепого сравнения — для него у HARMAN есть специальное ПО с разветвленными настройками.

В рамках компании HARMAN неизбежны пересечения брендов по категориям (наушники Harman Kardon, JBL, AKG и теперь Yurbuds; портативные колонки JBL, Harman Kardon, Infinity; саундбары JBL, Harman Kardon и так далее). Избегать накладок позволяет помимо ценовой политики жесткое разделение по целевой аудитории — идущее в первую очередь через язык дизайна. Для Harman Kardon и JBL есть свои бренд-буки (да, без англицизмов никуда — этот термин описывает книжечку с основными идеями, лежащими в основе работы над дизайном того или иного бренда) — исчерпывающе описывающие философию ключевых брендов ассоциации: от цветовой схемы до основополагающих форм. Как итог — четкая работа по целевой аудитории и уже упомянутое множество наград. Добавлю, что дизайнерская команда интернациональна: во главе всего подразделения стоит поляк Дамьян Мацкевич (Damian Mackiewicz); по конкретным брендам работают, например, опять же поляк Рафал Чанецкий (Rafal Czaneicki), AKG, британец Джошуа Фишер (Joshua Fischer), JBL, россиянин Александр Демин, Harman Kardon. Да-да, никакой ошибки — дизайном этого бренда занимается наш с вами соотечественник, выпускник Петербургского политехнического университета. За дизайн упаковки продукции Harman отвечает другая петербурженка, Татьяна Воронова. Несмотря на маленькие возможности для применения умений промдизайнеров в России, школа у нас очень хорошая.

Но, несмотря на все усилия дизайнеров и продакт-менеджеров, без пересечений в продуктовой линейке полностью обойтись не получается. Стремительно набирает обороты рынок персонального аудио как отражение выросшей беспредельно роли смартфона в нашей сегодняшней жизни. Наушники, портативные колонки, беспроводные компактные аудиосистемы (Bluetooth+Wi-Fi); в этих сегментах происходит стремительное насыщение по всем фронтам. Наряду с этим скудеет рынок ресиверов, встроенных решений, а системы со встроенными док-станциями под девайсы от Apple, только что еще казавшиеся неизбежными, просто ушли с рынка. И вот это сужение категорий приводит к небольшому размыванию брендов, когда под каждый делаются близкие по потребительским характеристикам (но разные по имиджевому заряду) устройства. Ситуация неизбежная для крупной ассоциации и слегка настораживающая.

Harman Kardon

Премиальный бренд ассоциации Harman, ее визитная карточка. Harman Kardon традиционно воспринимается в первую очередь как производитель автомобильной акустики и полноразмерных стереосистем, но этим дело не ограничивается. Компания ориентируется и на компактные решения — вездесущие беспроводные колонки, саундбары и даже наушники. В этом году вышла новая линейка продуктов этой ниши.

Harman Kardon Nova. Компактная стереосистема, состоящая из двух беспроводных (требующих только подключения к электросети) колонок. В первую очередь бросается в глаза новый фирменный стиль Harman Kardon — с прозрачным (пластиковым) кожухом, видимой «турбиной» сабвуфера и движущимся излучателем, который и выдает хороший бас, и необычно смотрится. Система совместима с большинством современных источников звука: и смартфонами/планшетами, и ноутбуками, и Apple TV, и телевизором. Есть и NFC. Сочетание аналоговых и оптических входов с различными беспроводными модулями — как раз типичная примета времени. Мощность — 2 х 20 Вт, частотный диапазон — 70 Гц — 20 кГц. Колонки предлагаются в белом и черном исполнении. Стоят в России 11 990 рублей.

Harman Kardon Aura. Одна из самых необычных внешне акустических систем нашего времени. Она сохранила некую преемственность по отношению к уникальной полностью прозрачной компьютерной системе Soundsticks, но лишилась сателлитов и приобрела характерную для серии «турбину» во внутреннем оформлении. Это одиноко стоящая беспроводная колонка, распространяющая звук на 360 градусов относительно себя. Прозрачный колпак сделан из пластика — стекло не стали использовать из-за его тяжести и хрупкости, хотя и акустически, и дизайнерски это был бы выигрышный ход. Система состоит из сабвуфера и шести динамиков средних и высоких частот. Aura универсальна: поддерживается подключение по Bluetooth, Wi-Fi для Apple Air-Play и DLNA (Android и Windows), оптическое подключение. Мощность усилителей: 2 х 15 Вт + 1 х 30 Вт, соотношение сигнал / шум: 93 дБ, частотный диапазон: 50 Гц — 20 кГц. Она, опять же, доступна в черном и белом исполнении и продается в России по рекомендованной цене 15 990 рублей.

Harman Kardon Onyx. Старшая беспроводная система в семействе Harman Kardon, анонсированная еще в декабре прошлого года. По своим возможностям подключения она идентична Nova и Aura, но заметно крупнее, пригодна к переноске (за счет аккуратно вписанной в форму ручки). Мощность — 60 Вт, частотный диапазон: 55 Гц — 20 кГц. Цвета: белый и черный. Рекомендованная цена — 24 990 рублей.

Harman Kardon Sabre SB35. Тенденция к выпуску предельно тонких телевизоров вынудила разработчиков акустики активно заняться выпуском подходящих к ним по формату звуковых систем — саундбаров. Где, в свою очередь, ведется активная гонка за звание самого тонкого (не в ущерб звуковым характеристикам). SB35 как раз создан для этой борьбы. Причем Sabre вдобавок к тонкому корпусу непосредственно 8-канального саундбара обладает и тонким беспроводным сабвуфером мощностью 100 Вт. Безусловно, это компромиссный вариант для тех, у кого нет желания или возможности отстраивать дома полноценную систему домашнего кинотеатра, но звучит Sabre очень достойно — его тонкость не сыграла с ним злую шутку. Саундбар доступен в продаже с весны этого года по рекомендованной цене 39 990 руб.

JBL

«Народный» бренд ассоциации HARMAN, выпускающий самый широкий спектр акустических устройств: от профессиональных и концертных до наушников и, конечно же, портативных колонок. Которые, надо сказать, пользуются огромной популярностью на рынке: JBL Charge — первая портативная колонка по продажам в России (тут пользователей привлекли и акустические характеристики, и дизайн, и, конечно, возможность заряжать смартфон — при отсутствии встроенной док-станции). И доля рынка самая высокая по миру — 37% в отличие от средних 10%.

Помимо уже хорошо известных JBL Pulse (поративная колонка с уникальной подсветкой, мерцающей и переливающейся в такт музыке) и JBL Flip II (миниатюрная разноцветная колонка в прорезиненном корпусе, относительно недорогая с ценой в шесть с половиной тысяч рублей), компания показала полноразмерные акустические системы JBL Authentics L16 и L8, выплненные в ретро-стиле.

В серии JBL Authentics впервые используется технология Harman Clari-Fi, призванная восстановить качество аудиотрека, потерянное при компрессии в формат MP3. Технология эффективна в первую очередь при работе с интернет-радио и цифровым радио, для воспроизведения сигнала с которых беспроводные системы часто и используются. Эффект неплох, но, конечно, хотелось бы порекомендовать использовать для подобных решений оригинальные CD или звуковые файлы без сжатия. Хорошая акустика создана все-таки для этого.

Внешне система наследует стиль колонок JBL Century L100 70-х годов: на это работает и форма, и материалы (дерево, тканевые сменные кожухи), и цвет динамиков — белых в отличие от корпуса. JBL Authentics работают с 96 кГц и 24 бит. Двухканальная L8 располагает двумя парами динамиков для низких и высоких/средних частот, четырьмя усилителями для каждого из них суммарной мощностью 120 Вт и чувствительностью 104 дБ. Трехканальная L16 включает в себя по отдельной паре динамиков на верхние, средние и нижние частоты, с усилителями по 50 Вт, позволяя получить суммарные 300 Вт в сочетании с 108 дБ.

Конечно же, новые колонки работают с Air-Play, DLNA, Bluetooth для мобильных устройств на iOS и Android платформах, а также оптический, аналоговый и 3,5 мм стереовход. Предусмотрены также и USB-входы, которые позволяют заряжать мобильное устройство во время воспроизведения. Еще более любопытна опциональная индукционная платформа, предоставляющая возможность беспроводной зарядки смартфона. Она приобретается отдельно и устанавливается на верхнюю платформу.

Но еще более любопытны в инженерном смысле, на мой взгляд, беспроводные спортивные наушники JBL Synchros Reflect BT. Они буквально переполнены интересными находками: здесь и очень удобная форма непосредственно вставных наушников, не выпадающих из ушей ни при какой нагрузке, и регулируемый по длине одним движением провод, соединяющий два наушника, и удачный пульт управления громкостью, моющийся корпус с отражающей свет поверхностью. Мне кажется, очень удачная модель, в свете выхода которой немного странно выглядит покупка бренда спортивных наушников Yurbuds, со старшими моделями которого Synchros Reflect BT вполне успешно может конкурировать. Стоят они в районе $100. На российском рынке появятся в течени сентября.

AKG

Знаменитый австрийский бренд, также входящий в компанию HARMAN, все-таки пока еще не выпускает свои беспроводные колонки и сосредоточен именно на том, чем всегда и славился — на наушниках. Но постепенно меняется его концепция и целевая аудитория, что хорошо выражено в новейшей, еще не представленной в России Y-серии.

Ключевые понятия, на которые ориентирована новая серия: скадинавский дизайн, минимализм, яркость, творческая молодежь и да, «Beats». Успех ярких наушников, в первую очередь за счет яркого дизайна и мощного пиара подчинивших себе молодежную аудиторию, не дает покоя многим играющим в том же поле компаниям. Y-серия — как раз реакция AKG на это. Огромные буквы логотипа, занимающие собой всю поверхность чашечек, яркие цвета — идентичность AKG Y50 определена предельно твердо.

В этой модели очень заметно влияние дизайна даже на акустические характеристики. На картинке выше видно, что от первого эскиза (слева) до конечного продукта (справа) наушники почти не изменились. В акустическом оформлении применены накладки с использованием фирменного логотипа. Звучат AKG Y50 сообразно внешнему виду и ожидаемо — с мощными, сильно акцентированными басами, слегка превалирующими над остальной частью звукового спектра.

Другие модели серии чуть более традиционны: Y40 и Y45BT более компактны и отличаются скорее яркими цветами — без броской надписи во всю чашечку, Y55 — более крупная и серьезная модель, рассчитанная в первую очередь на диджеев. Все наушники Y-серии снабжены съемными и сменными кабелями, Y55 допускает также применение адаптера-переходника на 6,3 мм, что как раз необходимо диджеям. В России наушники этой серии появятся в сентябре.

Infinity

Удалось посмотреть живьем и на представленную на CES 2014 портативную колонку Infinity One — от бренда, ранее замеченного в разработке акустических систем для гиков, — с использованием необычных материалов, акустических схем и необычного дизайна. One же — относительно стандартная портативная колонка. Да, обладающая отличным звуком, но не поражающая воображение своими возможностями — и примечательная в первую очередь фактом совместной разработки с группой Linkin Park. на российском рынке колонка пока не представлена, но ожидается. Именно выпуск подобных вещей в рамках самых разных брендов ассоциации несколько настораживает, о чем я и писал выше. Границы брендов размываются, и под разными именами выпускаются неожиданные для привычных названий, но актуальные для рыночных тенденций продукты. Остается надеяться, что эта своеобразная «глобализация» не уничтожит идентичность брендов окончательно, и у продуктов Harman Kardon, JBL, Infinity, AKG все-таки сохранится индивидуальность, выраженная не только постулатами в бренд-буках.