Электронные книги: три новых букридера от PocketBook

Электронные книги – один из самых развивающихся сегментов, сейчас для многих они способны полностью заменить бумажные варианты, причем по значительно меньшей цене. Недавно мы проводили коллективный тест четырех читалок (часть 1, часть 2), а недавно рассмотрели и топовое устройство от лидера рынка. В чем их преимущества? Средняя стоимость одной электронной книги составляет около 30 рублей, в то время как бумажный вариант дороже на порядок.  Во-первых, одно устройство способно хранить тысячи книг, все эти книги будут с собой. Время работы вполне приемлемо, на одной зарядке букридер позволяет прочитать 8 тысяч страниц, это объем романа «Анна Каренина». И, главное, преимущество в доступе к новинкам рынка. Особенно в регионах есть проблемы с появлением новых произведений в бумажном формате, в то время как скачать их электронные аналоги можно очень быстро.

Думаю, никто не будет спорить с перспективностью этого сегмента, сейчас даже на российском рынке активизировались производители контента, заключаются договора на уровне образовательных учреждений, так что в будущем электронные учебники, вполне возможно, войдут в повседневную жизнь. На самом деле, не так много компаний производят букридеры, и основной рост пришелся на конец 2008 года. В мировом рейтинге лидером по продажам является американская компания Amazon с их моделью Kindle, но успех читалки объясняется исключительно системой снабжения покупателей контентом. Тут всевозможные подписки на газеты, периодическую прессу в добавок к электронным книгам, которые составляют немалую долю в продажах Amazon. Само устройство, букридер, как бы прилагается к удобным сервисам, и по этой причине в будущем ни одна другая компания не сможет сравниться с Amazon на рынке США.

В Европе и в частности в России такая схема не работает, люди покупают устройство, самостоятельно наполняют его книгами и так далее, так что тут расстановка сил совершенно другая. Первое место с большим отрывом принадлежит компании PocketBook (43%), и читалки этого производителя вы наверняка видели в метро, это самые распространенные в Москве и других регионах устройства. На втором месте – компания Sony (24%), третье – LBook (18%). Остальные производители почти незаметны по числу продаж, не составляют серьезной конкуренции и не составят ее в будущем. Почему? Давайте разберем этот вопрос.

Букридеры работают с экранами на основе электронных чернил, e-INK, с традиционными либо сенсорными, но основа одинакова. Такие экраны производят ровно два завода, на рынке царит монополия, экраны в связи с огромным ростом сегмента – в дефиците. У компании PocketBook есть определенная квота и приоритет по поставкам экранов, новым же компаниям значительно сложнее получить свою часть, в итоге на массовое производство рассчитывать не приходится. Это первый момент.

Второй – это развитая инфраструктура. Сейчас в России есть 3 авторизированных сервисных центра по ремонту именно ридеров, в этом году их число вырастет до 20. Параллельно с этим компания откроет фирменные моно-брендовые (!) магазины по продаже устройств и контента к ним. Такого нет ни у одной другой компании в этом сегменте. Ну и последнее, в 2010 году PocketBook выпустит 20 новых моделей (5 из них уже представлены), в числе которых будет первый в мире ридер стоимостью до 100 долларов.

В планах PocketBook на этот год - занять 50% российского рынка (сейчас 43%) и 30% мирового (сейчас 10%, третье место после Amazon и Sony). Торговая марка PocketBook была основана в 2007 году по инициативе Украинской Полиграфической Группы – ведущего производителя и поставщика полиграфического оборудования на территории Украины. Стратегическим направлением развития PocketBook изначально была разработка, производство и продажа потребительских электронных устройств на базе технологий электронной бумаги eINK, а первая модель PocketBook 301- была выпущена в сентябре 2008 года. К началу 2010 года PocketBook представила на рынке уже четыре модели электронных ридеров. Сделав ставку на разработку дружественных, умных и максимально стабильных с точки зрения программного обеспечения устройств, бренд PocketBook за 3 года существования вошел в тройку мировых лидеров.

В данный момент продуктовая линейка включает 4 модели:

1. PocketBook 301 – самый тонкий из представленных в России ридеров

2. PocketBook 360° – самый миниатюрный по размеру ридер, адаптированный под использование как правшами, так и левшами, с датчиком ориентации (G-Sensor), автоматически меняющим ориентацию текста при изменении положения устройства

3. PocketBook 302 Cookie – единственный на рынке ридер с полнофункциональным сенсорным экраном, USB-разъемом и одновременной поддержкой WiFi + Bluetooth.

4. PocketBook 901 – первый в мире электронный учебник с пластиковым экраном, устойчивым к ударам и изгибам и соответствующим размеру странице учебника.

Кстати, полный обзор ридеров 302 и 360 можно прочитать у нас:

На прошедшей в Москве конференции «PocketBook и рынок электронных ридеров» компания представила три новых модели:

· PocketBook 601 Revo - классический ридер в современном дизайне с поддержкой мультимедиа, дальнейшее развитие самой популярной модели линейки в 2009-начала 2010 года - PocketBook 301+

· PocketBook 603 – первый букридер с одновременной поддержкой беспроводных интерфейсов Wi-Fi, Bluetooth, полноценным сенсорным экраном (реагирующим на прикосновения пальцев), а также модулем сетей третьего поколения – 3G

· PocketBook 901 – первый на рынке букридер с дисплеем сверхбольшого формата - 9,7". Адаптирован под образовательные цели.

Модели PocketBook 601 Revo и PocketBook 603 оснащены новыми процессорами марки FreeScale с частотой 532 МГц. Благодаря этому, во-первых, производительность ридеров повысилась на 40-50%, а также было оптимизировано энергопотребление устройства в целом – время автономной работы увеличилось на 15-20%. Процессоры FreeScale широко используются в букридерах большинства разных производителей, в том числе Sony и Amazon.

В качестве заключения скажу, что главные для нас с вами моменты - это открытие моно-брендовых магазинов и увеличение числа авторизированных сервисных центров. Если компания предоставляет такие удобства для существующих и будущих пользователей, это один из залогов успеха. Конечно, важна и продуктовая линейка. 20 моделей за год – очень амбициозные планы, это максимум в текущих реалиях, другие компании имеют значительно меньше моделей. Если столько букридеров действительно будет выпущено, то шансы на завоевание половины российского рынка кажутся реальными. Не последнюю точку в этом поставит и 100-долларовая модель, которая должна появиться в сентябре.

Другие крупные игроки пытаются также показать новинки, например на CES демонстрировались очень интересные книги от Samsung, на подходе самая функциональная и тонкая читалка от Asus, но потеснить лидеров, в том числе Amazon и Sony вряд ли получится, по крайней мере не в ближайшем будущем. Kindle вообще не грозит ничего до тех пор, пока система доставки, продажи контента другими вендорами не будет настолько же сильно развита, как в случае с магазином Amazon. Радует, что PocketBook Global уделяет и этому моменту довольно много внимания, сотрудничая с контентными компаниями, а также развивая инфраструктуру электронных учебников.

Спиридонов Антон
, spiridonov@corp.mail.ru