Как стать богатым. Идеи для успешного бизнеса в России и мире

Время зарабатывать и становиться популярным.
Телемедицина
​​​​​​​Доставка и логистика
​​​​​​​Фриланс на облаке
​​​​​​​Гиперперсонализация
Подписки на все
​​​​​​​b2g
Голос
Телемедицина
​​​​​​​Доставка и логистика
​​​​​​​Фриланс на облаке
​​​​​​​Гиперперсонализация
Подписки на все
​​​​​​​b2g
Голос
Ещё
Марк Цукерберг. Фото – Facebook
Марк Цукерберг. Фото – Facebook

Формирование трендов в любом направлении — одновременно и ежегодная традиция, и необходимый пункт чек-листа в понимании мира целиком. Явление стартапов было чем-то волшебным 10-15 лет назад. Казалось, что такое возможно только в калифорнийских гаражах, и история успеха одна на тысячу провалов. Но сейчас восприятие изменилось: успех стартапа возможен и зависит от множества причин, а не одной только удачи. Мы собрали тренды стартапов, которые будут актуальны в 2020-м году.

Небольшой дисклеймер. Запуская любой бизнес, вы должны в первую очередь ответить на вопрос: «Как я буду зарабатывать деньги?». Во-первых, так будет проще выстраивать стратегию развития. Во-вторых, с ответом на этот вопрос вы будете намного привлекательнее для инвесторов и аудитории. Без финансового плана даже самая потрясающая идея будет обречена. А с ним даже вторичный проект может взорвать рынок.

По нашей просьбе эксперты Инвестиционной компании «Криптонит» сформулировали перечень глобальных тенденций: «Если смотреть на рынок с точки зрения технологий, то можно выделить стартапы, работающие над решениями в области искусственного интеллекта и больших данных: эти технологии становятся все более прикладными и находят применение в понятных рыночных продуктах. Кроме того, актуальны и представляют интерес решения по информационной безопасности, телекоммуникациям, интернету вещей и новые аппаратные решения.

С отраслевой точки зрения, интересны B2B-сервисы: решения для промышленного сектора, малого и среднего бизнеса. Высокая динамика и потенциал у проектов в образовательной сфере, финтехе и решениях для умного дома и города. Все это находится в сфере наших интересов, но не ограничено ими».

А теперь рассмотрим конкретные варианты бизнеса, считающегося успешным для 2020-го.

Телемедицина

Фото: va.gov
Фото: va.gov

С каждым годом все больше людей начинают переживать о своем здоровье заранее, а не в момент, когда организм начинает сбоить. В крупных городах становится нормой приходить к врачу регулярно для контроля своего самочувствия, поскольку есть осознание ужасной экологии вокруг, ненормированного ритма жизни и постоянного стресса.

При этом плотнейший график мегаполисов вынуждает всеми способами экономить время. И телемедицина — один из вариантов сэкономить минимум пару часов времени, которое тратится на дорогу до врача, регистрацию и очередь. Для потребителя это выглядит максимально понятно: связываетесь с врачом и сообщаете ему симптомы, а он назначает лечение. Иногда телемедицина используется и по принципу «врач-врач»: молодые доктора звонят более опытным коллегам и консультируются с ними. Либо целая группа врачей удаленно следит за сложной операцией. Сфера набирает популярность с развитием скорости интернет-соединения, интернета вещей и технологии Big Data.

Телемедицина — один из вариантов сэкономить минимум пару часов времени, которое тратится на дорогу до врача, регистрацию и очередь

Для успешного стартапа в этом направлении не обязательно заниматься телемедициной целиком. Хотя бы потому, что это довольно громоздкий и сложный с точки зрения закона бизнес. Но сама по себе эта отрасль требует огромного количества направлений подготовки. Нельзя просто поставить ноутбук с камерой перед врачом и включить ему скайп. Необходимо наладить качественную связь, обустроить помещение для работы специалиста, обеспечить защиту персональных данных, врачебную тайну.

А еще все это требует специализированных сайтов, приложений и системы доступа-оборота информации. Поэтому в направлении телемедицины можно развернуться даже без медицинского диплома.

Помимо телемедицины можно двигаться в любом направлении, связанном с улучшением здоровья и самочувствия людей. 13 февраля стартап Headspace привлек почти 100 млн долларов инвестиций. Суть приложения в том, что оно помогает людям заниматься йогой практически в режиме рабочего дня. Другой тренд ближайшего будущего — сон. Людям бесконечно интересно, как они спят, почему не высыпаются, и как могут чувствовать себя лучше за счет сна.

Доставка и логистика

Фото: Twitter @DeliveryClub
Фото: Twitter @DeliveryClub

По сути, продолжение прошлой тенденции на стремление экономить время. Чем крупнее город, тем сложнее в нем выстраивать график жизни. В жертву как правило приносятся самые бытовые вещи. Как это работает: ты просто забиваешь день встречами и задачами, не думая о всяких мелких вопросах типа покупки еды или вещей. А потом понимаешь, что для этого у тебя есть только выходные. Но так не только у тебя, а еще у тысячи людей: все они прямо сейчас едут в торговый центр исполнять виш-листы за неделю. И здесь уже перестают работать стандартные форматы доставок, поскольку они в пиковые нагрузки просто не справляются с количеством заказов. А в другое время продумывать логистику мешают внешние факторы, начиная от банального — пробок.

В итоге все популярнее становятся форматы доставок, ориентированных на районы. Вы создаете сеть доставок, в основе которой лежит ряд помещений или мелких кухонь. И если вам требуется что-то простое и быстрое, вы получаете это за пару манипуляций с приложением.

Современный человек живет на ультра-скоростях, и снижаться они не будут. Так что любой кейс о помощи в выживании при таком темпе будет успешным.

И не стоит думать, что этот стартап или вообще идея развивать новый бизнес — это только про крупные города. «Несмотря на очевидное доминирование Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах также есть крупные технологические хабы. Хотелось бы выделить в этом плане Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург. В этих городах технологическое предпринимательство активно развивается, и не без помощи государства: создаются технопарки, которые предоставляют стартапам льготные условия для работы и развития, инвестируются средства государственных институтов развития. Кроме того, в указанных городах есть сильная академическая база в лице университетов, выпускники которых становятся ИТ-предпринимателями», — утверждают представители ИК «Криптонит».

Фриланс на облаке

Фото: croud.com
Фото: croud.com

Офисы уходят в прошлое, уступая место облачным технологиям. Высокие скорости интернета сейчас доступны даже в регионах (средняя скорость интернет-соединения 18,4 Мбит/сек). Так что создать команду можно без затрат на аренду помещения и выбирать лучших специалистов вне зависимости от их проживания. Более того, общий мировой тренд в постоянном увеличении процента людей, работающих из дома.

Одновременно растет запрос на сервисы, помогающие организовать работу команды, работающей удаленно. С подобным стартапом вы сможете ориентироваться не на конкретную аудиторию, а на всех, кто заинтересован в организации процесса работы нескольких людей над одним проектом.

Этот рынок не заполнен, большинство сервисов и приложений имеют свои минусы. Удачный проект будет пользоваться успехом во всех сферах: от b2a до b2g.

Вообще не стоит избегать и бояться технологического прогресса. Совсем наоборот, за ним важно внимательно следить. Об этом говорят и аналитики ИК «Криптонит»: «Технологический прогресс существенно помогает появлению новых стартапов. По мере развития технологий стоимость запуска высокотехнологичного бизнеса неуклонно падает, новые бизнес-модели появляются очень быстро. Примером может стать появление коммерческих облачных ресурсов (вроде AWS и российских аналогов), которые предоставляют самые разные решения для компаний (виртуальные серверы и ресурсы хранения, облачные вычисления и др.)».

Гиперперсонализация

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Современный потребитель максимально избалован и требует индивидуального подхода во всех аспектах потребления. При этом завлечь его новым продуктом часто сложно, поскольку на большинстве уровней процессы уперлись в потолок. Лучший пример — рынок смартфонов, которые практически не отличаются друг от друга внешне и по характеристикам. Люди боятся тенденции, когда интернет знает о них все, но одновременно получают удовольствие от персонализированного маркетинга.

Каждому нравится ощущение, когда потенциальный продавец сделал все, чтобы подготовить максимально подходящее предложение.

Персонализация — важнейший аспект в современном маркетинге, и нужно лишь аккуратно и красиво уметь извлекать из покупателя всю информацию о нем. Затем умело обработать и подготовить нужную идею. Высший уровень — сделать это так, чтобы будущий потребитель даже не понял, что его решение купить что-либо было продиктовано вами. Простые кейсы типа обращения по имени и подборки «вам понравится» уже не работают как раньше. Более углубленный подход изучения поведения и привычек будет двигать ваш бизнес без вашего участия. Люди просто сами начнут делиться сервисом, отмечая его глубокую ориентированность на конечного пользователя. Особенно ярко это работает на сервисах просмотра сериалов или музыки. Аудитории нравится, когда ей предлагаю то, что ей нравится.

Подписки на все

Фото: Apple
Фото: Apple

Всегда начинайте с себя. Например, посчитайте, сколько сервисов подписок вы используете. Потом спросите друзей. Поймете, что список как минимум состоит из музыки, фильмов и книг. У многих добавятся игры. Вообще аудитории все больше интересно подписываться на что-то, и здесь несколько причин. Во-первых, подписка дает психологическое ощущение возможности в любой момент ее отменить. Вы как бы не привязаны ни к чему на постоянке. Во-вторых, вы можете пробовать и искать то, что вам нужно. Отсюда и популярность каршеринга в России: человек получает плюсы владения автомобилем, избавляясь от минусов в виде техобслуживания, транспортного налога и амортизации в случае продажи. Отсюда и популярность каршеринга в России: человек получает плюсы владения автомобилем, избавляясь от минусов в виде техобслуживания, транспортного налога и амортизации в случае продажи.

Подписаться можно абсолютно на все: доставка продуктов, услуги клининга, сервисы развлечений в интернете и офлайне.

Здесь многое реально зависит от вашей фантазии и понимания, что именно нужно аудитории, с которой вы собираетесь работать. Возможно, прямо сейчас жителям вашего города не хватает сервиса подписки на безлимитные походы в кино. Или приложения, которое позволит за разовую плату попробовать все бургеры города.

b2g

Артемий Лебедев. Фото: Инстаграм Артемия Лебедева
Артемий Лебедев. Фото: Инстаграм Артемия Лебедева

Жители любого государства требуют от власти перемен. Власть любого государства не успевает удовлетворять все поступающие запросы. Идеальный вариант: объединить две проблемы и увидеть возможность. Создать сервис, выполняющий социальные функции или просто выполняющий ту работу, в которой заинтересована власть.

По сути, государство в огромном количестве бизнес-процессов такой же покупатель, как и любая частная компания. И идея организации бизнеса для власти — рабочий вариант, идеальнее всего обкатанный в Китае. AliBaba Group — идеальный пример бизнеса, работающего на аудиторию, но являющегося практически системообразующим для экономики

Голос

Фото: cloudfront.net
Фото: cloudfront.net

Технологии управления голосом — то направление, которое активно появляется в России, но обладает огромным потенциалом. Умные колонки скоро будут стоять в каждом доме, и задача сделать так, чтобы люди четко понимали, для чего могут их использовать.

В идеальном мире через умную колонку вы сможете решать вообще все вопросы: заказывать еду, такси, врача, находить компанию на вечер и бронировать отпуск.

И здесь даже идея избитого сервиса может зайти аудитории за счет упаковки и подачи. Если ваш сервис заказа пиццы будет адаптирован под голосовые помощники, вы выйдете на новую аудиторию. И это только самая элементарная и очевидная идея выхода на рынок. Есть куда более выгодные и масштабные направления вплоть до целых отраслей вроде сельхоз промышленности. Или, возвращаясь к первому тренду, медицине. Вы просто перечисляете умной колонке набор беспокоящих симптомов, а она на основании базы сервиса предлагает врача в наиболее удобной клинике или в наиболее удобное время сеанса связи. И сама осуществляет запись.

Главное — не надо думать, что успешный стартап возможен только при каких-то невероятных инвестициях. Идея, команда и финансовый план все еще решают больше, чем деньги. Вот расклады от ИК «Криптонит»: «По подсчетам CB-Insights, запуск ИТ-стартапа на данный момент стоит около 5000 долларов или около 300 000 рублей. Для России цифра может быть даже меньше, в случае интернет проектов, не требующих высоких капитальных вложений. Опять же, такая низкая стоимость запуска ИТ-стартапа возможна только благодаря развитию технологий и, как следствие, снижению себестоимости технологических решений».

Инвестиционная компания «Криптонит» занимается поиском и инвестициями в перспективные ИТ-проекты и технологические стартапы в России и с 2019 года проводит всероссийский конкурс технологических стартапов Криптонит Startup Challenge. Главы крупнейших компаний выберут лучшую идею. Призовой фонд — 10 млн рублей и возможность запустить пилот проекта на базе компаний «ИКС Холдинга».

Интересные истории для вдохновления: