Обзор Sony KDL-55X9005A: 55 дюймов с 4K

В одном из прошлых обзоров мы уже рассказывали про 84-дюймовый телевизор Sony KDL-85X9005. Впечатляющие исполинские размеры у него сочетаются с соответствующей ценой. Но в течение лета компания Sony выпустила более доступные версии 4K-телевизоров с диагоналями 65 и 55 дюймов. Как раз 55-дюймовому телевизору KDL-55X9005A и посвящен наш обзор. Помимо поддержки 4K он может похвастать подсветкой TRILUMINOS с расширенным цветовым охватом, а также качественным звуком и множестом дополнительных функций. Как это проявляется в работе — вы узнаете из обзора.

Основные характеристики

  • Диагонали экрана 55 и 65 дюймов
  • Отделка цельным листом стекла
  • ЖК-панель с разрешением 3840 x 2160 точек (4K/Ultra HD 2160p)
  • Подсветка панели Edge LED
  • Система обработки изображения 4K X-Reality PRO
  • Технология подсветки TRILUMINOS с расширенным цветовым охватом
  • Технология улучшения передачи движения MotionFlow XR 800 Hz
  • Встроенная стереосистема: 4 широкополосных динамика + 2 ВЧ-твиттера (суммарно 65 Вт)
  • Пассивная технология 3D с поляризационными очками (4 шт. в комплекте)
  • Поддержка SimulView
  • Интерактивная служба Sony Entertainment Network

На тестировании находилась модель Sony KDL-55X9005A с диагональю 55 дюймов (140 см). Средняя цена — 176 900 руб.

Дизайн и конструкция

Линейка телевизоров Sony в этом году сменила дизайнерские мотивы «Monolith» на новую стилистику «Sense of Quartz». Логично, что вектор, заданный «монолитными» телевизорами, сохранился, но дизайну постарались придать больше интересных деталей.

Например, корпус телевизора имеет своеобразную «огранку», которая по задумке воплощает сверкающие грани кристалла кварца. Что ж, на телевизоре X9005A черного цвета такие детали не слишком бросаются в глаза, а вот на сериях W905 и W808 кварцевая окантовка с цветным отливом выглядит ярче.

Вторая деталь — светодиод, который встроен по центру под логотипом Sony. Он умеет менять свой цвет в зависимости от «настроения» — точнее, в зависимости от действий пультом. Каждое действие сопровождается особым «подмигиванием» того или иного цвета.

Хромированная подставка круглой формы надежно удерживает внушительный корпус на столе. По бокам встроена качественная стереосистема, о которой будет рассказано чуть позже. Конечно, из-за «размашистых» динамиков пришлось забыть об ультратонком дизайне — телевизор достаточно массивный. Но это лишь по сравнению с самыми тонкими представителями, на самом деле он не такой уж «толстый», если представить его без динамиков. Собственно, совсем недавно на IFA компания Sony объявила о планах по выпуску 4K-телевизоров серии X8 — как раз похожих на X9 в «тонком» исполнении без боковых динамиков.

Интерфейсы, управление и функциональность

Набор интерфейсов Sony X9005A вполне стандартный: 4xHDMI, USB, компонентный Y/Pb/Pr, SCART, а также входы для общей и спутниковой антенны. Также есть выход для наушников (3,5 мм), оптический звуковой выход TOSLINK, порт Ethernet (RJ45) и слот для карт CI.

Немного смущает то, что входы слишком «разбросаны» по маленьким площадкам сзади корпуса, а разъемы предполагают подключения под разным углом: часть в плоскости телевизора, часть смотрит «назад», что может затруднить настенный монтаж X9005A.

Кстати, HDMI здесь имеет версию 1.4, которая поддерживает разрешения до 4096 x 2160 при частоте развертки 24 Гц и до 3840 x 2160 при частоте 30 Гц. То есть посмотреть сигналы 4K/Ultra HD с частотой 50—60 Гц не получится. Но в рамках выставки IFA компания Sony уже пообещала, что для телевизоров X9005A в том или ином виде будет доступен «апгрейд» до HDMI 2.0 с поддержкой 4K при 60 Гц. Причем, по заявлениям, для этого понадобится лишь обновление прошивки телевизора.

На борту телевизора есть цифровые тюнеры всех европейских стандартов: DVB-T2, DVB-C и DVB-S2. То есть телевизор уже готов к приему российского цифрового телевидения, а также поддерживает кабельное и спутниковое ТВ без дополнительных хлопот. К тому же, есть функция записи цифровых незашифрованных каналов, хотя в наших условиях ею будет сложно воспользоваться — большинство цифровых каналов вещается все же в зашифрованном виде.

Разъемы USB позволяют подключать внешние накопители и проигрывать мультимедиа-файлы. Поддерживается большинство популярных форматов, включая MKV. Но поскольку в файлах встречаются самые разные комбинации аудио- и видеокодеков, то гарантировать полную совместимость нельзя. Некоторые особо тяжелые или экзотичные файлы могут не воспроизвестись.

В комплекте с телевизором поставляются два пульта: классический кнопочный и мини-пульт с меткой NFC. Хитрых приспособлений наподобие тачпадов или управления жестами не предусмотрено.

Обычный пульт не слишком удобно лежит в руке, но со своими функциями справляется.

Мини-пульт имеет только самые необходимые кнопки, а еще в него встроена NFC-метка для сопряжения со смартфонами: достаточно поднести смартфон к пульту, как он будет «привязан» к телевизору для дистанционного управления и переноса изображения на большой экран, что весьма удобно.

Sony Entertainment Network

На прошлогодних моделях сетевая служба Sony Entertainment Network только начинала свой путь и была оснащена достаточно скромно, на мой взгляд. С нынешнего года интерфейс телевизоров подвергся редизайну, включая и интерактивный функционал с сетевым сервисом SEN. Посмотрим, что тут изменилось.

Рабочий стол SEN стал предельно простым — здесь выложены квадратные установленных приложений и... все. По умолчанию предлагается базовый набор: есть клиенты популярных социальных сетей, Twitter, Vimeo, приложения центральных каналов и магазин приложений Opera Store.

За прошедший год сюда интегрировались многие отечественные сервисы «видео по запросу»: ivi.ru, NOW.ru, Tvigle и другие.

Если говорить про остальные сервисы — то большинство из них, на мой взгляд, не представляют особого интереса. Конечно, среди них попадается и экзотика, но преимущественно это примитивные игры и тому подобное.

Встроенный браузер хоть и базируется на Opera, но его работу нельзя назвать идеальной. Прежде всего, тут проявляется общая проблема для всех сервисов — неудобная навигация и ввод текста. Курсором пульта очень просто «промахнуться» мимо нужной иконки, иногда он и вовсе «замирает» на одной позиции, а набирать адрес с помощью экранной клавиатуры несподручно. Скорость работы варьируется: на легких страницах она высокая, на сложных страницах браузер может изрядно «задуматься». Ну и, конечно же, не обошлось без проблем со встроенным видео: оно, по большей части, воспроизводится, но иногда браузер явно путается в навигации между активными элементами. В общем, браузер стоило бы доработать.

Как видно, сетевой сервис улучшился, но на фоне основных конкурентов как-то не впечатляет. Впрочем, я не удивлен: нельзя сказать, что Sony изначально делают большой акцент на Smart TV. А главное — все проблемы с управлением и вводом текста решаются банальным подключением смартфона к телевизору. Ведь не зря же тут есть поддержка всевозможных протоколов для связи с мобильными устройствами и передачи изображения с них.

Как многие уже наверняка успели заметить, различные видеосервисы и уж тем более интернет-браузеры на смартфонах/планшетах работают значительно лучше. А значит, гораздо проще вывести картинку со смартфона на большой экран телевизора и довольствоваться комфортной работой. Пожалуй, это будет наиболее эффективным решением.

Звук

Тут у нас намечается кое-что интересное. Как видно из дизайна телевизора, Sony не постеснялись «выставить напоказ» встроенную стереосистему суммарной мощностью 65 Вт, которая состоит из низкопрофильных динамиков с ферромагнитной жидкостью. Быть может, это не позволило сделать рамки телевизора ультратонкими, но данная звуковая система ощутимо выделяется в лучшую сторону на фоне большинства телевизоров. Ведь звук напрямую излучается в сторону зрителей, а не в отраженном от пластикового корпуса виде.

Как следствие — детализация и глубина звучания возросла. Естественно, по «телевизионным» меркам. Но перед нами редкий случай, когда телевизор вполне может поспорить и с внешней стереосистемой среднего класса — настолько у него мощный и сочный звук! Стоит смелее поднять громкость выше 50%, и комната наполнится напористым звучанием, где есть место и низким частотам, и реалистичным звуковым эффектам из аудиодорожки фильма. В общем, аудиосистема телевизора Sony X9005A запросто может удовлетворить повседневные запросы зрителя. Ведь, например, не всегда хочется включать домашний кинотеатр, чтобы посмотреть пару телепередач поздним вечером.

Безусловно, многоканальный домашний кинотеатр все равно будет предпочтительнее, но при случае аудиосистема Sony X9005A тоже сможет вас порадовать. Все-таки не зря динамики поставили в центр внимания.

Изображение

Как обычно, основное внимание мы уделяем главной функции телевизора — созданию впечатляющего изображения, которое отвечало бы всем стандартам качества. Чтобы объективно оценить изображение, мы используем лучшие тесты и видео-бенчмарки, а также уделяем внимание калибровке телевизоров, что позволяет сравнивать их в честных условиях при оптимальных настройках.

Заводские настройки

На первый взгляд, телевизор Sony X9005A имеет не так много режимов изображения: «Яркий», «Стандартный» и «Индивидуальный». На самом же деле их гораздо больше, потому что есть параметр «Выбор сцены», который позволяет выбрать множество сценариев использования — будь то кино, игры или спортивные трансляции. В каждой «сцене» будет свой шаблон настроек.

Перебрав основные варианты, я пришел к выводу, что для оптимального изображения можно выбрать комбинацию «Универсальной» сцены и «Индивидуального» режима, либо выбрать сцену «Кино». Рассмотрим их по порядку.

«Индивидуальный» режим с цветовым тоном «Теплый 2» имеет весьма достойную цветопередачу по умолчанию.

Гамма имеет оптимальное среднее значение 2,19. Линейность при этом потрясающая — добиться такой ровной гаммы даже при желании не всегда возможно, а ведь речь идет про настройки «по умолчанию».

Средняя цветовая температура — около 6200K. В изображении видна красноватая примесь.

При этом средняя ошибка Delta E — 8,42 единицы. Отклонения на шкале серого великоваты, избыток красной компоненты искажает истинные оттенки.

Цветовой охват с высокой точностью соответствует стандарту Rec. 709 (HDTV). Средняя ошибка Delta E на основных и вторичных цветах — 2,18 единицы. То есть качество настройки здесь, в отличие от шкалы серого, очень хорошее.

Та же ситуация сохраняется и «внутри» треугольника цветового охвата. Анализ цветов на промежуточной насыщенности от 0 до 100% тоже показывает высокую точность цветопередачи: ошибки по большей части укладываются в условие «Delta E<3», цвета не имеют значимых искажений. Проверка на стандартных 24 мишенях ColorChecker также подтверждает хорошую цветопередачу: средняя Delta E здесь — 2,32 единицы.

В общем, заводские пресеты достаточно хороши, и большинству зрителей вряд ли понадобится что-то настраивать, помимо выбора сцены («Универсальная» либо «Кино») и выбора оттенка изображения «Теплый 2». В то же время не нужно забывать про красноватую примесь — она придает изображению лишний теплый оттенок. Вот его-то я и попробую убрать с помощью калибровки.

Калибровка

Несмотря на удачные пресеты, телевизору так или иначе могут понадобиться более аккуратные настройки. И вот тут у Sony очень специфичная ситуация: углубленных настроек изображения практически нет. В то время как конкуренты предлагают продвинутые настройки с 10-, а то и 20-точечным балансом белого и системой управления цветами (CMS), на телевизорах Sony, даже в старших моделях, есть только 2-точечный баланс белого.

Причем регулировки нижних интервалов очень «грубые», поэтому чаще всего ими не стоит пользоваться. Остается только возможность подкорректировать верхние интервалы. Хватит ли этого, чтобы добиться идеала?

За основу для настройки я выбрал сцену «Кино» и режимы экрана «Кинотеатр 1-2», которые стали основой для условно «дневного» режима с гаммой 2,2 и умеренно яркого «ночного» режима с гаммой 2,4.

Установив яркость 140 кд/м2 для «дневного» режима я проверил, не изменилась ли гамма и распределение яркости. Показатель остался на отметке 2,2 с отменной стабильностью. Поэтому регулятор «Гамма» так и остался на значении 0 (по умолчанию).

Следующий шаг — настройка баланса белого. После небольшой коррекции лишний красноватый оттенок удалось убрать, но при этом в тенях появился избыток синего цвета, окрашивающий интервал 10% серого и ниже. Настройки баланса белого тут не помогают — стоит только сделать 1 нажатие на нижних интервалах, как весь баланс сбивается. Удивительное решение обнаружилось в системе динамической LED-подсветки. В попытках немного улучшить глубину черного цвета выяснилось, что включение динамического управления LED-подсветкой на «Низком» уровне не сбивает гамму и яркость, но значительно выравнивает цветовой баланс на темных градациях серого!

После этого не составило труда выровнять всю шкалу серого. Цветовая температура — 6500K с минимальными вариациями.

Баланс белого стал практически идеальным. Средняя ошибка Delta E — 1,22 единицы. Что ж, по-видимому, небольшое количество настроек на Sony оправдано. Даже с помощью небольших коррекций удалось исправить все недочеты.

Цветовой охват при этом слегка подравнялся. Средняя ошибка Delta E — 1,26.

Точность на всех интервалах насыщенности стала великолепная. В сущности, все точки от 0% до 100% насыщенности теперь удовлетворяют условию DeltaE<3 с хорошим запасом. Проверка на 24 мишенях ColorChecker показывает среднюю ошибку Delta E величиной 1,02. Такое невысокое отклонение и ошибкой-то трудно назвать...

Для «ночного» режима все прошло аналогично. При яркости 120 кд/м2 удалось без проблем выставить линейную гамму 2,4.

Баланс белого потребовал точно таких же настроек, а динамическая подсветка его дополнительно сгладила. В итоге средняя ошибка Delta E на шкале серого — 1,43 единицы.

Цветовой охват едва ли изменился по сравнению с «дневным» режимом. Ошибки цветопередачи стали чуть выше, чем с гаммой 2,2, но все равно ниже видимого порога. Средняя Delta E — 1,81.

Интервалы насыщенности такие же точные, как в «дневном» режиме. Средняя ошибка Delta E на 24 мишенях ColorChecker — 0,95.

Результаты калибровки получились просто отличные, и здесь большую роль сыграли не настройки, а высокое качество «отправной точки». Цвета были точными по умолчанию, а понадобилось только немного скорректировать баланс белого. Именно поэтому хватило даже минимальных настроек, представленных на телевизоре. И все-таки Sony не мешало бы расширить пользовательские настройки для калибровки — хотя бы ради дополнительной гибкости на старших моделях.

TRILUMINOS — что это такое?

Телевизор Sony X9005A, как и старшая Full HD-модель W905, имеет светодиодную подсветку с особым слоем на квантовых точках, который позволяет выделить узкий спектр красного и зеленого цвета. Узкие спектры компонент позволяют придать дополнительную глубину цветам на экране. Причем подчеркивается, что TRILUMINOS выходит за рамки стандартного цветового охвата Rec. 709 (HDTV) — как раз в этом его сила и слабость одновременно.

Действительно, широкий цветовой охват можно задействовать, включив функцию «Живые цвета». На «Слабом» уровне идет небольшая прибавка красного цвета и расширенный охват зеленого.

На «Среднем» уровне цветовой охват расширяется дальше.

И, наконец, на «Сильном» уровне достигается максимальный цветовой охват с ощутимой прибавкой красного и зеленого цвета.

Но какой ценой? Во-первых, аккуратная цветопередача, которая достигается в режиме стандартного цветового охвата, рушится. Переходы насыщенности уже не такие равномерные, а многие натуральные цвета выглядят уже не так естественно. Например, оттенки кожи становятся слишком «загорелыми» и так далее. Более того, следует понимать, что этих цветов никогда не было на источнике. Ведь все видеоматериалы домашнего стандарта делаются с учетом палитры Rec. 709. Телевизор в данном случае не показывает цвета реалистичнее, а «придумывает» что-то вместо них.

И даже Blu-Ray диски серии «Mastered in 4K» от Sony используют стандарт x.v.Color/xvYCC. Он действительно позволяет закодировать больше цветовой информации, но в качестве опорных точек для основных цветов все равно используются эталонные значения Rec. 709. Проще говоря, настроив телевизор согласно охвату Rec. 709, вы получите правильные цвета и с обычных источников HDTV/Blu-Ray, и с дисков «Mastered in 4K». Телевизору нет необходимости дополнительно «раздувать» цвета на стадии декодирования.

Где же тогда найти применение охвату TRILUMINOS? Во-первых, кому-то могут понравиться «подогретые» насыщенные цвета, которые достигаются при низкой и средней настройке «Живых цветов». Максимальный уровень, пожалуй, выглядит чересчур насыщенным по любым меркам. Во-вторых, эту настройку можно смело использовать для тех источников, которые не предполагают каких-то четких эталонов и натуральных «сопоставлений» — например, те же видеоигры. Поскольку это сугубо искусственная компьютерная графика, то яркая и красочная картинка не будет смущать глаз.

В общем, на телевизоре, оснащенном подсветкой с TRILUMINOS, действительно можно получить широкий цветовой охват, в отличие от смартфонов. Но пользоваться этой функцией нужно осторожно, иначе велики шансы получить вовсе не «живые», а искусственные «неоновые» цвета. Все зависит от контента, к которому применяется широкий охват TRILUMINOS. Естественно, при калибровке я опирался исключительно на стандарт Rec. 709, и для достижения точной цветопередачи активация TRILUMINOS не понадобилась.

Контрастность

Использование пассивной системы 3D поначалу вызывало опасения, что Sony X9005A использует ЖК-панель семейства IPS, и с глубиной черного цвета и контрастностью будут проблемы. Но это было преждевременно: в телевизоре установлена ЖК-панель семейства VA, и контрастность очень достойная с учетом того, что телевизор использует обычную систему подсветки Edge LED.

Если за отправную точку взять яркость на уровне 122 кд/м2, то глубина черного цвета составит 0,057 кд/м2, что дает итоговый коэффициент контрастности On/Off на уровне 2140:1.

Более подробное измерение контрастности на «шахматной доске» ANSI размера 4 x 4 дает следующие результаты: усредненная яркость белых полей — 109,25 кд/м2, черных — 0,0496 кд/м2. Следовательно, коэффициент контрастности в пределах одной сцены составляет около 2200:1. Хороший результат, типичный для современных VA — подобный коэффициент контрастности мы видели и на Samsung UE55F8500, и на Philips 46PFL8008.

Однако с Sony X9005A обнаружился следующий нюанс: поскольку телевизор имеет сплошной лист фронтального стекла, он сильнее подвержен бликам. Причем поляризующий слой, необходимый для пассивного 3D, вносит дополнительный вклад в отражения. Экран на прямом свету имеет красноватый отлив и выделается на фоне общей плоскости переднего стекла. В таких условиях X9005A проявляет себя не с лучшей стороны, поэтому телевизор лучше не располагать напротив ярких источников света.

Кстати, вышеупомянутое включение динамического управления подсветкой практически не сказывается на контрастности в «смешанном» кадре, либо на «шахматной доске» ANSI. При любой настройке реальный коэффициент контрастности остается примерно одинаковым, но телевизор лишь «гасит» черный экран (0 IRE) все сильнее и сильнее, вплоть до выключения. Это практически не влияет на реальное видео. Тем не менее «Низкое» динамическое управление подсветкой позволяет чуть-чуть улучшить глубину черного цвета и выровнять баланс белого, поэтому я оставил его включенным во всех режимах.

Передача движения

Динамичные сцены стали трудным испытанием для 4K-телевизора. Если неподвижная картинка демонстрирует полное разрешение, то в движении оно снижается, и весьма ощутимо. В случае с Sony X9005A стандартный стресс-тест Motion Resolution демонстрирует менее 300 четко различимых линий из 1080 без дополнительной обработки. То есть передача движения дается не легче, чем Full HD-телевизорам.

Улучшить четкость в динамике может система MotionFlow. У нее есть режимы с интерполяцией промежуточных кадров, со сканирующей подсветкой, либо с комбинацией этих техник. В первом случае присутствует навязчивый эффект «мыльной оперы», который, на мой взгляд, плохо подходит для художественных фильмов — это наблюдается в режимах MotionFlow «Стандартное» и «Плавное», которые повышают четкость в динамике до 600 различимых линий. Самые хорошие результаты показывают режимы, комбинирующие интерполяцию и сканирующую подсветку, в порядке повышения эффективности: «Четкий», «Четкий-плюс» и «Импульсный» (исключительно сканирующая подсветка). В этом же самом порядке повышаются и побочные эффекты — мерцание подсветки, потеря яркости, раздвоение контуров, шлейфы на темных полутонах. Только такой ценой можно приблизить четкость динамичных сцен к максимальным 1080 линиям. Для кинофильмов, снятых с частотой 24 кадра в секунду, предусмотрен отдельный режим MotionFlow — «True Cinema», который использует кратное повторение кадров. Откровенно говоря, эффект от данного метода минимальный — четкость в динамике практически не отличается при полностью выключенной MotionFlow.

Какой можно сделать вывод? Становится ясно, почему в красивых демонстрациях 4K используются преимущественно статичные сцены, либо медленное панорамирование. Как только динамика в кадре повышается, изображение теряет значительную часть четкости, и высокое физическое разрешение скорее только усложняет задачу. Удивительно, но передача динамичных сцен многим «обычным» Full HD-телевизорам удается лучше. Вот такой парадокс...

Углы обзора

Углы обзора Sony X9005A — типичные для ЖК-панелей VA. При взгляде под углом изображение постепенно приобретает фиолетовый оттенок, хотя стабильность черного поля при этом хорошая. Впрочем, смещение цветов при разумных углах совершенно незначительное. В качестве дополнительного нюанса стоит указать, что фронтальное стекло добавляет бликов — лучше не размещать телевизор напротив каких-либо источников света.

Равномерность изображения

Поскольку X9005A использует конструкцию с боковой подсветкой Edge LED, то ожидать идеальной равномерности изображения не приходится. Весь вопрос лишь в том, насколько критичны изъяны. На черной заливке присутствуют перепады яркости, но выраженных засвеченных «облаков» и тому подобных артефактов не образуется. То есть это не критичные для глаза вариации.

Вопросы неожиданно возникли в противоположном случае — на ярких изображениях и белой заливке. Здесь видно, что по периметру экрана, вблизи самого края, идет более темная «полоса». К тому же, есть перепады цветовой температуры — розоватые пятна в верхних углах экрана и вдоль нижней кромки, в то время как ближе к центру этот оттенок сменяется на зеленоватый.

Виной тут стала вовсе не подсветка телевизора, а поляризационная пленка, которая наносится на экран для создания пассивного 3D. Даже при оптимальной позиции зрителя она как бы «затемняет» и «подкрашивает» некоторые участки экрана, причем эти искажения меняются, если чуть сместиться в другую точку относительно экрана. Полностью избежать этого не удается, даже если сесть подальше от экрана. Собственно, эти изъяны заметит не каждый зритель и не на каждом изображении, но все же лучше было обойтись без них.

Источники стандартного разрешения (SD)

Апскейлинг Sony X9005 можно разбить на две части: стандартное масштабирование и интеллектуальная обработка X-Reality PRO. Как выяснилось, в разных случаях эта комбинация проявляет себя по-разному.

При работе с сигналами низкого разрешения стандартное масштабирование проявило себя слабо. Преобразованное изображение слишком «мягкое», словно не в фокусе. На контурах много шумов и цветных артефактов — в общем, картина не самая впечатляющая. Однако стоит включить интеллектуальную обработку, за которую отвечает пункт меню “Reality Creation”, и все меняется на глазах.

Четкость изображения возвращается в норму, словно после фокусировки. Шумы сводятся к минимуму, изображение значительно чище. Правда, артефакты на сложных контурах и мелких деталях все равно дают понять, что перед нами — всего лишь обработанный сигнал формата SD, но при этом вполне «смотрибельный» по качеству даже на 4K-телевизоре.

Источники высокого разрешения (HD)

Вот мы и дожили до момента, когда Full HD уже не является «родным» разрешением для телевизора. 4K-телевизор X9005A вынужден показывать любые HD-материалы с апскейлингом, повышая разрешение как минимум в 4 раза. Не такая уж это простая задача. Как и в случае с SD, преобразование тут может быть либо простое (по умолчанию), либо с использованием интеллектуальных алгоритмов Reality Creation. Тут стоило бы ожидать, что изображение чудесным образом улучшается до 4K, но реальность оказалась сложнее.

С самого начала у меня было странное ощущение, что сигналы формата 1080p на 4K-телевизоре Sony X9005A выглядят менее четко, чем на Full HD телевизорах аналогичной диагонали. Причиной здесь отчасти является поляризационный слой экрана для создания пассивного 3D — этот фильтр вносит оптические искажения, слегка «размывая» картинку даже в режиме 2D. Но, как выяснилось позже, это лишь верхушка айсберга. Настоящая причина заключается в том, что по умолчанию телевизор слегка занижает четкость исходного сигнала, а функция обработки «Reality Creation» просто возвращает ей исходное значение, да и то не во всех случаях.

Одно дело, когда картинка теряет четкость субъективно «по ощущениям», и другое дело, когда этому находится документальное подтверждение. Наглядной демонстрацией стало тестовое изображение Chroma Multiburst с диска Spears & Munsil. Оно проверяет, есть ли у телевизора искажения или ограничения цветовой четкости. Как правило, бытовые источники уже содержат сжатое видео с субсемплингом 4:2:0, где цветовая четкость фактически урезана вдвое. Тем не менее даже оставшиеся детали по умолчанию несколько «размываются» на Sony.

Например, при выборе сцены «Универсальная» цветовая четкость в любом случае остается сниженной — даже с активированной «Reality Creation». Сцена «Кино» тоже содержит «смазанные» детали, но если включить функцию «Reality Creation» и обратный алгоритм «Mastered in 4K» (который доступен для источников AVCHD), то цветовая четкость вернется к исходному состоянию. То есть как на обычном телевизоре Full HD, который лишен подобных нюансов!

Не содержат искусственного ограничения только сцены «Игра» и «Графика». В них по умолчанию цветовая четкость в порядке и способна передать детали источника 4:2:2 или 4:4:4 «как есть». Тем удивительнее, что активация «Reality Creation» не улучшает, а наоборот, ухудшает цветовую четкость в этих сценах. Проверка в режиме YCbCr 4:4:4 (апсемплинг с 4:2:2) дала те же результаты: сцены «Игра» и «Графика» отображают детали четко, в остальных же режимах четкость изначально снижена. Выходит, что воспроизведение 1080p на 4K-телевизоре X9005A, в принципе, несколько проигрывает эталонным Full HD телевизорам. Еще один парадокс помимо передачи движения...

Но если закрыть глаза на нюансы резкости и четкости HD-изображения, которые будут несколько искажаться относительно источника, телевизор аккуратно работает с передачей всех градаций цвета. Изображение с Blu-Ray, в целом, не теряет своей «кинотеатральности», и это главное.

Mastered in 4K

В моем распоряжении оказалось несколько дисков Blu-Ray из серии «Mastered in 4K», которые используют студийные исходники повышенного качества и содержат видео с более высоким битрейтом. К тому же, эти диски используют формат AVCHD вместо более привычного BDMV — ведь цветовая информация на них содержит расширенный диапазон x.v.Colour (xvYCC). Насколько же они отличаются от «обычных» изданий?

В целом, разница не столь велика. Большинство современных фильмов и так снимаются в «цифре» в 4K, поэтому прибавка не сильно заметна. Если говорить о классических кинолентах, таких как «Лоуренс Аравийский», то выполненное заново сканирование в 4K действительно превосходит по качеству все предыдущие цифровые мастер-копии.

Вопрос в другом — насколько выигрывают эти диски от просмотра именно на 4K-телевизорах Sony? Ведь именно телевизоры Sony содержат особый «обратный» алгоритм для обработки дисков «Mastered in 4K», который позволяет «восстановить» детали, потерянные при преобразованиях разрешения. Как показало проведенное мною сравнение, с учетом изначальной потери резкости на сигнале 1080p, диски «Mastered in 4K» в соответствующем режиме «Reality Creation» воспроизводятся сопоставимо с эталонными Full HD телевизорами. То есть речь идет не столько о прибавке четкости, сколько о минимизации изначальных потерь. Например, на Full HD телевизорах детализация изображения, в целом, ничем не уступает — главное, чтобы изначально не было потерь в четкости.

К тому же, большинство современных телевизоров уже поддерживает x.v.Colour/xvYCC. Например, мой Full HD телевизор спокойно распознал этот формат и воспроизводил цвета в расширенном варианте, также как и X9005A. Компания активно агитирует использовать дополнительное насыщение цветов с помощью TRILUMINOS — но, на мой взгляд, стандартные цвета вполне похожи на правду и не нуждаются в «доработке».

Тут напрашивается следующий вывод: диски «Mastered in 4K», содержащие разрешение 1080p с дискретизацией 4:2:0, — это, на мой взгляд, недостаточная мотивация к покупке именно 4K-телевизора. По большому счету, качественный телевизор Full HD сможет их воспроизвести ничуть не хуже. Все-таки, чтобы по-настоящему ощутить разницу, на 4K-телевизоре нужно использовать исключительно «родные» материалы в 4K.

Источники ультравысокого разрешения (4K/UHD)

Ну вот, совсем другое дело! Если «апскейленное» Full HD вызывает немало вопросов, то подлинное 4K эти вопросы снимает. При работе в нативном разрешении детализация начинает зашкаливать, и именно здесь проявляется настоящая разница. В принципе, даже при диагонали 55 дюймов заметна повышенная плотность пикселей и детализация 4K-изображения. Изображение можно разглядывать буквально в мельчайших подробностях.

Правда, чтобы это оценить по достоинству, вы должны сидеть от экрана на расстоянии около 1,5 высоты экрана. То есть, для 55 дюймового телевизора (140 см) это расстояние составляет всего лишь около метра! Едва ли многие смогут так близко разглядывать телевизор в повседневной обстановке.

Безусловно, детализация материалов в 4K очень высокая, но такого контента очень и очень мало. На домашнем рынке он практически недоступен, если не считать тестовых трансляций в Европе и заокеанского видеосервиса Sony, который по каким-то причинам недоступен в Европе.

Возможно, постепенное распространение основного формата 2160p активизирует производителей контента, но на данный момент не стоит рассчитывать на широкую поддержку. Ждем Sony PlayStation 4 — быть может, новая игровая платформа Sony сможет принести в Россию видеосервис с 4K? Ведь получается, что задействовать 4K-телевизоры X9005A в полную силу практически нечем, а работа с 1080p оказалась не такой впечатляющей, как ожидалось.

Режим 3D

Телевизор Sony X9005A использует пассивную технологию 3D с поляризационными очками. Обычно это следует ассоциировать с двухкратной потерей вертикального разрешения, но поскольку у телевизора изначально высокое физическое разрешение 4K, то источники Full HD 3D минимально теряют четкость. Таким образом, пассивное 3D ощутимо выигрывает от использования панели 4K в телевизоре, оно выглядит более «собранным», чем на Full HD телевизорах с аналогичной технологией 3D.

Сами 3D-очки легкие и удобные, их можно надеть и поверх медицинских очков. Поскольку они используют поляризационный метод, то никакого мерцания не возникает. Хотя они тоже снижают яркость изображения, но не оказывают чрезмерного влияния на цветопередачу — цветная «примесь» в стеклах несильная.

В итоге изображение имеет стабильный 3D-эффект с умеренной глубиной изображения. Воспринимаемая яркость в 3D несколько снижается, но в большинстве случаев ее будет достаточно. Что самое главное — сохраняется высокий комфорт и низкая утомляемость зрителя, а разрешение 4K позволяет более тщательно передать Full HD 3D с помощью пассивного метода 3D.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Телевизор Sony KDL-55X9005A — это на данный момент самый доступный, если можно так выразиться, 4K-телевизор в линейке Sony. Во всяком случае, его цена не сильно отличается от 55-дюймовых флагманских телевизоров Full HD. При этом он имеет полный набор особых функций: поддержка 4K/Ultra HD и грядущее обновление до HDMI 2.0, подсветка TRILUMINOS с широким цветовым охватом, обработка изображения 4K X-Reality PRO. Не могу сказать, что последние функции особенно впечатлили в работе, но с ними, во всяком случае, можно поэкспериментировать.

Тем не менее изображение телевизора выглядит весьма достойно, и на нем можно минимальными усилиями добиться отличной точности цветопередачи. При этом ряд промахов — снижение четкости HD-сигналов, не самая лучшая передача движения — позволяет утверждать, что данный 4K-телевизор недалеко ушел от Full HD в плане качества. Наибольшее преимущество достигается исключительно при работе с форматом 4K/Ultra HD, который до сих пор слабо распространен.

В итоге с точки зрения соотношения «цена/качество» те же Full HD телевизоры Sony серии W905 выглядят более привлекательно. На стороне 4K-телевизоров X9005A остается собственно поддержка 4K (от которой сейчас все-таки мало проку) и весьма достойный встроенный звук. Кстати, не зря дизайнеры не постеснялись выставить акустическую систему напоказ — пускай это противоречит общим тенденциям иметь «ультратонкие» формы, зато практическая польза вышла более ощутимая. Телевизор KDL-55X9005A вполне можно порекомендовать к покупке, но, на мой взгляд, торопиться переходить на 4K-телевизор все еще рано: прибавка качества не настолько ощутима, как разница в цене.