Полный обзор фотокамеры Canon EOS 100D: самая маленькая зеркалка

О постепенном уходе фотографов-любителей (и потихоньку подключающихся к ним самых радикальных профи) с зеркала хотя бы в рамках отдельных сценариев использования (в особенности речь идет о путешествиях) сейчас не говорит только ленивый. И только ленивый не выпускает свои беззеркальные камеры со сменной оптикой и продвинутые компакты: подобные модели есть сейчас у всех основных производителей фототехники. Не являются исключениями и два зеркальных гиганта, Canon и Nikon. Но их попытки выйти на этот стремительно растущий и стремительно от них ускользающий рынок выглядят достаточно робко: и если система Nikon 1 за счет сочетания минимальных габаритов, скорости работы и агрессивной ценовой политики определенную популярность снискала, то сказать подобное о системе EOS M, представленной пока одной моделью, нельзя. И создается ощущение, что Canon это положение дел беспокоит не сильно — вместо спешного наращивания активности на слабой стороне компания только усилила упор на зеркальный сегмент. Выпустив, в частности, модель EOS 100D, призванную напрямую конкурировать с беззеркалками, будучи самой компактной в мире зеркальной фотокамерой.

В своем предварительном обзоре EOS 100D я писал, что Canon стремится выпуском этой модели убить, по сути, двух зайцев, сочетая в рамках одного устройства компактность с сохранением оптического видоискателя, фазового автофокуса и эргономики, предлагая 100D и как стартовый вариант для тех, кто планирует развиваться как фотограф, переходя в будущем на более серьезные аппараты, и как непосредственно конкурентку беззеркальным камерам — то есть выбор для тех, кто понимает все плюсы и минусы различных решений и смотрит в сторону беззеркалок именно из-за их компактности.

Размеры Canon EOS 100D удалось сократить за счет более тонкого сенсора, маленьких затвора и электроники; общая эргономическая модель с большим числом аналоговых кнопок и ухватистым корпусом не исчезла, но (не в первый раз для Canon) добавлен сенсорный экран. В результате мы видим цифровую зеркальную камеру классических форм, но необычно маленьких размеров. Весит она с батареей и картой памяти 407 граммов. Габариты — 116,8 x 90,7 x 69,4 мм. Корпус камеры выполнен из поликарбоната с применением карбона и стекла; шасси — алюминиевое. Начинка при этом привычная для любительских зеркалок Canon последнего поколения: фирменная APS-C матрица на 18 мегапикселей, 9-точечный фазовый автофокус (все датчики крестовые), гибридный автофокус в режиме Live View и при съемке видео, процессор DIGIC 5. Сокращение размеров не привело к сокращению фунциональности.

Основные характеристики

  • Матрица: CMOS, 22,3 x 14,9 мм (APS-C), 18 эффективных мегапикселей; эквивалент — 1,6х
  • Процессор DIGIC 5
  • Байонет для объективов EF/EF-S
  • Размер снимков: до 5184 x 3456
  • Формат снимков: естественный — 3:2; доступны 4:3, 16:9, 1:1
  • Запись снимков: JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит), RAW+JPEG; совместимость с DPOF 1.1
  • Светочувствительность: авто (100—6400 ISO), 100—12800 ISO с шагом 1 ступень; доступно расширение до H: 25600 ISO; во время съемки видео 100—6400 ISO, доступно расширение до H: 12800 ISO
  • Экспозиция: оценочный, частичный, точечный, центровзвешенный
  • Замер экспозиции: TTL-замер при полностью открытой диафрагме при помощи 63-зонного SPC
  • Коррекция экспозиции: +/-5 EV с шагом 1/3 или 1/2 (можно сочетать с автоматическим брекетингом (AEB; 3 кадра +/- 2 EV с шагом 1/2 или 1/3))
  • Выдержка: от 1/4000 до 30 с; ручная длительная выдержка
  • Затвор: фокальный затвор с электронным управлением, с электронной первой шторкой
  • Скорость серийной съемки: 4 кадра/c
  • Фокусировка: TTL-CT-SIR с матрицей CMOS; фазовый автофокус; 9 точек автофокусировки (при f/5.6 перекрестного типа в центре, повышенная чувствительность при f/2.8); AI фокус, следящий фокус, покадровый фокус; ручная фокусировка, выбор точки фокусировки
  • Баланс белого: авто, дневной свет, тень, облачно, лампа накаливания, белый,
    флуоресцентные лампы, вспышка, ручной; компенсация баланса белого; брекетинг по балансу белого
  • Таймер: от 2 до 10 с
  • Режимы съемки: интеллектуальный сценарный режим (фото и видео), без вспышки, творческий авторежим, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной портрет, сюжетные программы (дети, еда, искусственное освещение, съемка с рук ночью, HDR), программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручная экспозиция (фото и видео); отдельный режим для съемки видео
  • Стили изображения: авто, стандартный, портрет, пейзаж, нейтральный, точный, монохромный, пользовательский (x3)
  • Встроенные эффекты постобработки изображения
  • Вспышка: встроенная, ведущее число 9.4, TTL; есть горячий башмак; X-синхронизация 1/200 с
  • Видоискатель: пентазеркало; угол охвата примерно 95%; увеличение 0,86х; диоптрийная коррекция, предпросмотр глубины резкости
  • Дисплей: сенсорный TFT-экран Clear View II, 77 мм (3,0") 3:2, прибл. 1,04 млн. точек
  • Live View: электронный видоискатель с матрицей, угол охвата 100%, автофокусировка — гибридный CMOS-автофокус II (обнаружение лиц и отслеживание автофокусировки, по подвижной зоне (одной или нескольким)), определение разности фаз (Скоростной режим)
  • Запись видео: 1920 x 1080 пикселей (до 30 кадров в секунду с прогрессивной разверткой); MOV (видео: H.264, Звук: Linear PCM, уровень записи может быть вручную настроен пользователем)
  • Интерфейсы: USB-порт (с интегрированным выходом видео PAL/NTSC), мини-выход HDMI (совместим с HDMI-CEC), внешний микрофон (3,5 мм стерео мини)
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC

Средняя цена в России за версию body — 24 800 рублей, за комплект с объективом 18-55 IS STM — 28 000 рублей.

Дизайн и конструкция

Внешне камера мало отличается от других зеркалок Canon — фирменные обводы никуда не исчезли. Просто она намного меньше. Как-то отделять новинку от коллег по модельному ряду особыми дизайнерскими решениями (например, в стиле Pentax, оригинальной раскраской) не стали. В качестве материалов корпуса использованы поликарбонат, карбон и стекло; шасси выполнено из алюминия. В облицовке не использована резина в местах соприкосновения с рукой — вместо нее задействован нескользкий фактурный пластик. Объективно, резина — более цепкий материал, обеспечивающий максимальный контакт с корпусом, но и данный пластик дает хорошее сцепление. По крайней мере, за время тестирования никаких проблем с тем, чтобы удержать камеру в руке, у меня не возникало.

Габариты и вес я уже указывал выше. Камера действительно очень легкая для зеркалки. Для оценки габаритов на фотографиях выше можно взглянуть на нее рядом с Canon EOS M и Panasonic Lumix GH3. Можно увидеть, что зеркальная камера 100D может оказаться меньше некоторых беззеркалок (хотя сравнение не совсем корректное — у этих камер разные сферы применения и целевые аудитории).

А на этих фотографиях Canon EOS 100D уже с объективом 18-55 IS STM запечатлена рядом с той же EOS M и старшей моделью 700D, но оснащенной «блинчиком».

Безусловно, говорить о том, что Canon EOS 100D как-то революционно мала и поместится в карман, не приходится. Все упирается в тот же самый момент, что и у всех беззеркалок формата APS-C — из-за крупного относительного отверстия применение компактной оптики невозможно, и, соответственно, объектив частично нивелирует габаритные преимущества маленького корпуса. Говоря о системе Canon, стоит еще и отметить, что объективы серий EF и EF-S не затачивались изначально под достижение минимальных размеров. И в линейке оптики Canon нет Power Zoom объективов, обеспечивающих компактность «блинчика» с доступным зумом — подобное решение сейчас берется на вооружение многими производителями беззеркалок. И о планах Canon по выпуску особенно компактной оптики для EOS 100D пока ничего не известно; для тех, кто ищет компактности, остаются «блинчики» с фиксированным фокусным расстоянием.

В любом случае, 400-граммовая камера смотрится как вариант для путешественника куда более привлекательно, чем аппараты в полтора-два раза более тяжелые. Что касается того, как 100D лежит в руке — то тут все неплохо. Выступ под хват правой рукой достаточно крупный, проблемы могут возникнуть только у обладателей очень большой кисти. Имеется и площадка для большого пальца, также облицованная специальным материалом.

Функциональные элементы. На лицевой панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, ИК-приемник, лампу подсветки автофокуса.

На правом ребре ничего, кроме проушины для наплечного ремня, нет. На левой стороне находятся интерфейсы (USB, HDMI, разъемы под микрофон и пульт ДУ), прикрытые резиновой заглушкой (все-таки немного резины в оформлении 100D есть, я соврал чуть выше), и, ближе к байонету, кнопка предпросмотра глубины резкости, а также кнопка принудительного открывания вспышки (с электронным управлением); и, опять же, проушина.

Верхняя панель (слева направо): монофонический микрофон и динамик, горячий башмак, селектор режимов с язычком выключателя, в крайнем верхнем положении активирующего видеосъемку, кнопка регулировки светочувствительности, селекторный диск, кнопка спуска.

Снизу имеется отсек для батареи и карты памяти (совмещенный, да, в целях экономии размеров) и резьба для штативной площадки.

Тыльная панель: здесь занимает доминирующую позицию ЖК-экран с сенсорной поверхностью; над ним находятся кнопка вызова меню, кнопка смены типа отображения на экране, видоискатель с диском диоптрийной коррекции и кнопка активации режима Live View (по совместительству запускающая видеозапись); справа имеются кнопка вызова экспокоррекции, пятипозиционная навигационная клавиша (с центральной частью, вызывающей быстрое меню), кнопки выбора точки фокусировки и блокировки экспозиции/фокуса, ну и внизу — кнопки воспроизведения и удаления снимков, а также индикатор состояния.

Качество сборки хорошее, материалы недорогие, но не производящие впечатления хлипких или нарочито дешевых.

Интерфейс и управление

Набор органов управления и их расположение по сравнению с той же EOS 650D, на первый взгляд, почти не изменились: исчезла только выделенная кнопка вызова быстрого меню, перенесенная в центр пятипозиционной навигационной клавиши, изменилась форма этой самой клавиши, переместились кнопки блокировки автофокуса/автоэкспозиции. На деле изменения более серьезные и менее приятные — навигационные стрелки избавлены от своих вторичных функций (это были баланс белого, режим протяжки, режимы фокусировки, управление стилями изображения), больший акцент делается на сенсорный экран (3 дюйма, разрешение 1040000 точек, емкостный, достаточно яркий). Довольно удобное быстрое меню помогает в работе с дополнительными функциями, но не спасает до конца, конечно. Отмечу и достаточно маленькие размеры всех кнопок, к которым, впрочем, не так уж трудно привыкнуть.

Интерфейс по сравнению с предыдущими зеркалками компании не изменился — горизонтальная навигация, разные группы элементов помечены разными цветами; для навигации используется комбинация пятипозиционной клавиши и селекторного диска. Чувствуется нехватка навигационного кольца, но к этому быстро привыкаешь.

Режим Live View с каждым поколением зеркальных камер приобретает все новые краски — главным новшеством модели 100D стал гибридный автофокус второго поколения, о котором я скажу ниже; при этом есть возможность накладывать сетку двух видов, вызывать гистограмму, различные настройки, которые можно менять по нажатию пальца. Отсутствует, правда, виртуальный горизонт. Угол охвата — около 100%.

Экран неповоротный, в остальном же повторяет примененный на 650D: 3 дюйма, ЖК, Clear View II, 1,04 млн. точек; достаточно яркий и с хорошими цветами, но на солнце слепнет. Сенсорный экран позволяет оперативно работать с быстрым меню и в режиме Live View, возможности по сравнению с EOS 650D не изменились: касанием экрана можно фокусироваться на нужной точке и делать снимки при активации последней функции; быстро включать/выключать режим фокусировки Servo AF; приближать выбранную область кадра для более точной ручной фокусировки при помощи жестов multi-touch. С учетом урезанного числа органов управления приходится прибегать к его услугам часто — отмечу хорошую чувствительность сенсорной поверхности. Она выполнена по емкостной технологии, у чего есть свои минусы — в перчатках на экран не понажимаешь.

Видоискатель применен, естественно, оптический, с углом охвата 95% кадра, 0,87-кратным увеличением, диоптрийной коррекцией. Есть предпросмотр глубины резкости. За счет использования наложенного полупрозрачного ЖК-экрана в видоискателе выводится информация об автофокусировке, экспозиции, вспышке, приоритете светов, максимальной длине серии, карте памяти, заряд аккумулятора, сведения о композиции; отображаются, если они включены, специальные режимы.

Функциональность

Canon создала несколько лет назад один APS-C сенсор для своих любительских камер начального уровня (22,3 x 14,9 мм, 18 эффективных мегапикселей) и эксплуатирует его по полной, внедряя время от времени в него небольшие изменения. В прошлом году это был расширенный до ISO 100—12800 с возможностью снимать и на ISO 25600 диапазон светочувствительности и гибридный автофокус с фазовыми датчиками на матрице, в этом — просто усовершенствованный автофокус для EOS 100D (700D его не получила, оставшись с прошлогодней модификацией). Процессор прошлого поколения, DIGIC 5. Такая же комбинация из сенсора и процессора используется на камерах EOS M и EOS 700D, только с другим поколением гибридного автофокуса.

Камера достаточно медленная. Да, включается в работу она почти мгновенно, но переключение между режимами работы происходит медленно, дублирующая картинка не уходит с экрана по две секунды, серийная съемка ограничена 4 кадрами в секунду на максимальном разрешении при теоретической длине серии до 28 кадров в JPEG и 7 кадров в RAW. В режиме RAW+JPEG EOS 100D ограничивалась серией из четырех кадров, после чего начиналось залипание; кстати, и при съемке «чистого» JPEG добиться заявленных 28 кадров у меня не получилось. Буфер невелик. Также занимает серьезное время и применение специальных эффектов, в частности, программная склейка HDR из кадров с разной экспозицией.

При этом камера обладает хорошим фазовым автофокусом — всего 9 точек не позволяют охватить большую область кадра, но по скорости и точности к нему претензий никаких; модуль цепкий, хорошо себя проявляет и в следящем режиме. Равно как не очень много остается претензий по точности и к гибридному автофокусу — во втором поколении он работает значительно лучше. Назвать его соразмерно быстрым стандартному фазовому нельзя, но он покрывает даже большую область кадра и значительно реже промахивается по длине. Неплохая работа. Впрочем, для видео он по-прежнему практически бесполезен.

Примеры снимков при серийной съемке.

Режимы работы стандартны: P/S/A/M, сюжетные режимы (некоторые вынесены на селектор отдельно), творческий авторежим, съемка без вспышки, полная автоматика. Доступны новые сюжетные режимы «Дети», «Еда» и «При свечах».

Камера умеет склеивать HDR, как я уже отмечал. Примеры снимков без HDR (и с отключенной фирменной системой коррекции яркости) и с HDR можно увидеть выше. Этот режим никак не настраивается — нельзя ни ввести экспокоррекцию, ни настроить экспозицию и длину серии.

А здесь можно увидеть примеры снимков без коррекции яркости и с введенной коррекцией на втором из трех уровней интенсивности. Частично подобная программная обработка помогает решить проблему с относительно слабым динамическим диапазоном матрицы — но в целом ее нельзя назвать очень эффективной.

Доступны фильтры постобработки, причем с возможностью их параллельного применения со съемкой в обычном режиме (при активации творческого авторежима) — камера будет записывать сразу два кадра.

Примеры снимков с различными фильтрами.

Никуда не делись и сами творческие авторежимы (предустановки цвета, яркости, контраста, экспозиции с возможностью задать градацию, размытие фона). Пример съемки одного сюжета с различными установками можете видеть выше.

Также на месте Picture Mode — настраиваемые цветовые профили, подходящие к различным сюжетам. Имеется встроенное подавление хроматических аберраций, подстраиваемое под оптику.

Встроенная вспышка неплоха — ведущее число 9.4, подавление красных глаз. Активируется она кнопкой с электронным управлением; у этого решения есть плюс — защита от непроизвольного «выстреливания» вспышки в сумке.

Видео. Выведенный в отдельное деление для выключателя (у камеры есть три режима: включен, выключен и видео) видеорежим при этом не выглядит приоритетным для камеры. Он вполне неплох (1920 х 1080, 30 кадров в секунду при прогрессивной развертке), но запись ведется только в формате MPEG-4 AVC/H.264 с контейнером MOV (поддержки AVCHD не появилось), встроенный микрофон — стереофонический (при этом есть разъем под внешний микрофон), гибридный автофокус при записи видео не слишком эффективен. Для любительского уровня качество хорошее, но не более.

Качество съемки

В комплекте с Canon EOS 100D идет обновленный штатный объектив EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM. Он отличается увеличившимися размерами (но не весом), бесшумным шаговым мотором и 4-ступенчатым оптическим стабилизатором изображения. Самый главный его плюс — бесшумность, столь полезная при съемке видео с активированным автофокусом; плюс оптимизация под работу с контрастным автофокусом, что дает большую точность в режиме Live View. В 18-55mm STM применена семилепестковая диафрагма; минимальная дистанция фокусировки — 25 см. Он неплох в плане разрешающей способности, но, к сожалению, не может дать идеальную резкость. Все снимки сделаны на этот объектив — традиционно с зеркальными камерами стартового уровня чаще всего используется именно штатная оптика, поэтому оценивать стоит в первую очередь именно эту комбинацию. Тем более что в данном случае ее работа весьма любопытна.

Особенного вдохновения качество снимков 18-55mm STM не вызывает, равно как и разочарования — это недорогая и простая штатная оптика, ничего выдающегося от нее ожидать и не стоит. Куда больше в случае с такой камерой, как EOS 100D, настораживает тенденция к увеличению размеров объектива: достаточно посмотреть на то, как она выглядит, например, с «блинчиком» на 40 мм и kit-объективом — и все станет понятно. Решения с электронным зумом, применяемые Panasonic и, с недавних пор, Sony на их беззеркальных камерах, могли бы здорово помочь в устранении этой проблемы — но Canon пока демонстрирует здесь статичность. Фактически линейка EF-S и тем более «полнокадровые» EF никак не поддерживают курс на уменьшение габаритов системы.

Байонет у 100D, понятное дело, стандартный — поддерживаются любые объективы EF и EF-S без ограничений.

В автоматическом режиме 100D проявляет себя неплохо. Экспозамер справляется с обязанностями довольно адекватно, изредка пересвечивая кадры и порой выбирая слишком длинную выдержку вместо высокого ISO. Неплохо, с минимальными ошибками при искусственном свете, определяется в автомате баланс белого. По большей части правильно подбираются сюжеты. В принципе, новичок сможет получить хорошие результаты, балансируя между полной автоматикой и режимом с принудительным блокированием вспышки (без которого, впрочем, не обойтись). Для камеры такого класса не хватает только более разветвленной системы подсказок, своеобразного «учебника по фотографии» — информация по разным режимам съемки здесь есть, как и на других любительских зеркалках Canon, но достаточно скудная.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Без оговорок рабочим можно назвать диапазон до ISO 1600. На этом рубеже появляются заметные, но не слишком навязчивые монохромные шумы. На ISO 3200 проигнорировать их уже не выйдет, и добавляется хроматический компонент. Выше светочувствительность можно задирать только в случае, если вам не требуется качество снимков и вы планируете просматривать снимки на относительно небольшом экране.

Встроенный шумодав достаточно эффективен, соблюдает баланс между «замыливанием» и удалением шума; при этом он отключаем и не сможет повлиять на снимки, снятые с низкими значениями ISO. Слева направо сверху вниз — от отключенного шумодава к максимально активному. Ниже отдельно — снимок с многокадровым шумоподавлением.

К проверенной матрице нет никаких претензий по части цветопередачи и детализации (в данном случае ограниченной особенностями оптики); динамический диапазон относительно неплох, но его трудно отнести к сильным сторонам матрицы в сравнении с современными конкурентами из сегмента APS-C. Отмечу, что камера свободно записывает 14-битный RAW.

Галерея снимков, сделанных на Canon EOS 100D:

Батарея

К сожалению, Canon EOS 100D не может похвастать емкой батареей. В гонке за малыми габаритами и весом камеру оснастили аккумулятором Canon LP-E12 емкостью 870 мАч. Его хватает примерно на 350—370 снимков, если не злоупотреблять режимом Live View, который здорово съедает батарею. Это неплохой уровень для современных беззеркалок, например, но в мире зеркальных камер это едва ли не самая малая продолжительность автономной работы камеры, что я когда-либо видел. К сожалению, преимущества зеркалок перед беззеркалками в этом плане 100D, по сути, лишена.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

На данный момент Canon EOS 100D занимает весьма необычное положение в зеркальной линейке Canon — это вовсе не обновленная «стартовая камера» для любителя фотосъемки, который решил перейти на что-то более серьезное, нежели мыльница. Эту нишу в линейке занимают не снятые с производства и куда более дешевые EOS 1100D и EOS 600D (причем последняя обеспечивает очень близкое качество съемки). А EOS 100D стоит почти столько же, сколько и более функциональная модель EOS 700D.

Canon EOS 100D напрямую конкурирует с такими моделями, как Nikon D5200 или Pentax K-30, которые превосходят ее по функционалу; среди беззеркалок выбор конкурентов и вовсе огромен. Перед первыми у 100D есть очевидное преимущество в плане габаритов, перед вторыми — оптический видоискатель и фазовый автофокус (но относительная медлительность в режиме Live View, не присущая современным беззеркалкам). Хватит ли этого для успешной конкуренции? Не уверен. Убийцей беззеркалок Canon EOS 100D не сможет стать прежде всего из-за габаритов оптики, скрадывающих ее достоинства в плане размеров корпуса — большинство беззеркальных систем (в том числе и фирменная EOS M) могут обеспечить лучшую компактность.

Наиболее вероятным сценарием использования EOS 100D мне все же видится приобретение ее в качестве второй камеры для опытного «канониста» (как вариант для путешествий и запасной-дублирующий аппарат в репортаже). Оптика подойдет, а габариты корпуса куда как более щадящие. При этом модель быстра, достаточно легка в управлении (хотя не лишена компромиссов), минимально урезана по функциональности относительно старших моделей (хотя размер буфера слишком мал) и обеспечивает то же качество картинки, что и 700D или 60D, например. Это обаятельная камера, интересная по инженерным решениям, но несколько проваливающаяся между классами, особенно в условиях спадающего «зеркального бума».

Александр Бабулин, babulin@corp.mail.ru

Мнение ритейла

Комментирует Алексей Поляков, руководитель направления "Фото и Видео" компании Белый Ветер

Полагаю, что понимание факта, что часть клиентов не устраивают размеры, имеющихся в ассортименте цифровых зеркальных камер Canon, привело инженеров Canon к попытке изобрести миниатюрную "зеркалку" для поклонников бренда. Не могу сказать, что попытка имеет явный коммерческий успех. Камера стала нишевым продуктом и скорее всего останется таковым до тех пор, пока не станет более бюджетной.

Статистика. Две недели назад анализировали продажи в цифровых зеркальных фотокамер в сегменте 26К+. Сегмент занимает на рынке 14% в деньгах и 5% в штуках. Доля продаж Canon EOS100D в рамках сегмента в штуках - 2% (в БВЦ 13%). Полагаю, что это вызвано не достаточно сбалансированным отношением цена/потребительские характеристики и не самой широкой дистрибуцией (камера появилась на рынке недавно). К слову, лидером сегмента 26K+ (с долей 43%) является Canon EOS60D - по нынешним меркам долгожитель рынка.

Надеюсь, что Canon EOS 100D пойдет на пользу репозиционирование, которое скорее всего произойдёт в 4 квартале.