Обзор фотокамеры Leica X2: стиль превыше всего

Leica стоит особняком в мире фото, продавая не столько свою продукцию как таковую (если дело касается именно камер, а не оптики), сколько имя, историю, репутацию, стиль. Имиджевая техника в том сегменте, где, как правило, от устройства требуется исключительно качественное исполнение своих обязанностей. Часть линейки Leica представляет собой измененные компакты Panasonic; но самая важная — состоит из не имеющих аналогов разработок. Это легендарная M-серия, среднеформатные S, а также необычный «дальномерный» компакт X. Два года назад мы уже познакомились с первенцем этой серии, X1. Сегодня говорим уже об X2.

Концепция за это время не изменилась ничуть. Это та же компактная камера с ретро-дизайном, матрицей формата APS-C и несъемным объективом, обладающим фиксированным фокусным расстоянием в 24 мм (классическими 36 мм в 35-мм эквиваленте). Имиджевая камера для денди, классика городского репортажа в цифровую эру. Самыми важными изменениями второй версии по сравнению с X1 стала новая матрица (с разрешением в 16,2 Мп после 12,2 Мп) с увеличенным диапазоном светочувствительности, новый процессор и, что немаловажно для имиджевого аппарата, второй вариант расцветки корпуса.

Основные характеристики Leica X2

  • CMOS-матрица формата APS-C (физический размер — 23.6x15.8 мм), число эффективных пикселей — 16,2 млн.
  • Объектив LEICA ELMARIT 24 мм (эквивалент 35 мм) f/2,8, 8 элементов в 6 группах, 1 асферический элемент
  • Размер снимков: JPEG до 4928x3264 точек; DNG до 4944x3272 точек
  • Формат снимков: DNG, JPEG
  • Формат снимка — 3:2
  • Светочувствительность: Авто, ISO 100, ISO 200, ISO 400, ISO 800, ISO 1600, ISO 3200, ISO 6400, ISO 12500
  • Экран: ЖК диагональю 2,7'' с разрешением в 270000 пикс
  • Максимальная скорость серийной съемки — до 5 кадров/c; максимальная серия — 8 снимков;
  • Фокусировка: многоточечная (по 11 точкам), по одной точке, по выбору, с распознаванием лица, ручная; минимальная дистанция фокусировки — 0,3 м
  • Видоискатель — опционален
  • Диапазон выдержки (сек.): 1/2000 – 30
  • Таймер: 2 с,12 с
  • Замер экспозиции: мультизонный, центровзвешенный, точечный
  • Режимы работы: программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной
  • Экспокоррекция: +/- 3 EV с шагом в 1/3; брекетинг с шагом от 1/3 до 3 EV, три снимка
  • Баланс белого: авто, дневной свет, тень, облачность, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка, электронная вспышка, установка цветовой температуры, 2 х пользовательский (ручной); каждый параметр может быть подкорректирован вручную
  • Сюжетные программы отсутствуют;
  • Цветопередача: стандартная, живая, натуральная, ч/б натуральная, ч/б контрастная
  • Цифровой стабилизатор
  • Вспышка: встроенная, подавление эффекта красных глаз, башмак;
  • Память: 110 Мбайт встроенной, слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC
  • Интерфейсы: miniUSB, mini HDMI

Цена в России — 75000 рублей. Цветовых решения два — черное и черно-серебристое.

Дизайн и конструкция

Leica X2 выглядит почти точно так же, как и Leica X1, что, надо сказать к лучшему – менять почти безупречный в своем подражании корням ретро-стиль было бы совершенно неуместно в данном случае. Чистая и незамутненная ностальгия по середине XX века. С такими камерами наперевес шли делать революцию парижские студенты в 68-м.

Но, к сожалению, то же, что и раньше, исполнение выбрано и в плане материалов. Нет, неркашеный (или, как в другой версии, выкрашенный в черный цвет) сверхлегкий металлический сплав хорош, не так уж плох и рифленый прорезиненный пластик. Но откровенно дешево выглядящие и ощущаемые ощупью элементы управления, как селекторы на верхней панели, так и кнопки на задней – не соответствуют статусу этой модели.

Габариты Leica X2 - 124 x 69 x 51.5 мм. Вес – 345 грамм. Кому-то эта камера может показаться слишком легкой, несолидно легкой – но не мне (кстати, она стала тяжелее в сравнении с X1). В данном случае минимальный вес более чем оправдан, про наличие висящей в фирменном чехле где-то на боку камеры забываешь. А именно это и требуется от компакта. Но ухватистой ее тоже не назовешь. Рифленый пластик цепок, но выступа под правую руку нет, и его не хватает. Плата за ретро-дизайн.

Функциональные элементы. На передней панели – объектив, подсветка автофокуса, Красный Кружок.

На левом ребре нет ничего, кроме проушины для ремешка на запястье.

На правом – та же проушина, а также прикрытые крышечкой интерфейсы miniUSB и miniHDMI.

На верхней панели: выскакивающая вверх вспышка, горячий башмак, селектор выдержки, селектор диафрагмы, кнопка спуска, совмещенная с выключателем, доступным в трех состояниях (выключено, последовательная съемка, серийная съемка).

Снизу: резьба для штатива и находящийся преступно близко отсек для батареи и карты памяти – сменить карточку на установленной на штатив камере будет невозможно.

Качество сборки, конечно, на высоте. Камера по-прежнему собирается в Германии. Из частей, свозимых со всего мира – но да, именно там.

Превосходный кожаный чехол в комплекте, к сожалению, не идет — хотя, казалось бы, для этой камеры необходимая в имиджевом плане вещь.

Комплектация

  • Зарядное устройство
  • Кожаный ремешок на запястье
  • USB-кабель
  • Крышка на объектив
  • Adobe Photoshop Lightroom
  • Документация

Управление и интерфейс

Схема управления, так радовавшая оригинальной старомодностью на X1, оставлена без изменений. Но про оригинальность говорить уже не приходится – вся серия Fujifilm X управляется примерно так же – без селектора режимов, зато с выделенным управлением выдержкой и диафрагмой. И уже не хватает специального колесика экспокоррекции, и ISO можно было бы вынести на аналог... Но хватит придирок, Leica задала тон. Но вот ручной фокус вполне можно было бы сместить на незадействованный обод объектива.

Набор клавиш вполне логичный, все важные параметры регулируются в одно-два движения – в дополнение к клавишам идут два колеса – вокруг навигационных клавиш и повыше, вынесенное отдельно. Расположение органов управления также не вызывает нареканий – все под рукой. Четкость работы селекторов и клавиш при этом не на высшем уровне, от подобного устройства ожидаешь много большего. В прошлый раз я грешным делом списал это на тяжелую судьбу тестовой камеры — но, как выясняется, зря.

Для полноценного включения камеры необходимо снимать крышку с объектива. Впрочем, для просмотора снимков делать это не обязательно — надо, зажав кнопку Play, сдвинуть рычаг включения.

Интерфейс тот же – весьма аскетичный, но при этом удобный, без излишеств. Снова расстраивает русификация, грешащая многочисленными ошибками и опечатками – совсем как-то несолидно получилось, работа над ошибками не проделана.

Функциональность

Как и предыдущая версия, Leica X2 не пытается поразить многчисленними возможностями: тут нет ни модных фильтров картинки, ни «нормализаторов» картинки, ни даже обыденной для всех современных фотокамер видеозаписи. Чистая порода — но попахивает, конечно, снобизмом.

Экран, к сожалению, также не поменялся — тот же 2,7-дюймовый с 230000 точек, слепнущий на солнце, неяркий. Цвета неплохие, но в целом для 2012 года это, конечно, не уровень. Если два года назад он казался слегка устаревшим, но в целом неплохим, то сейчас он устарел окончательно и бесповоротно. А наводиться на резкость и строить кадр придется по нему — комплектного видоискателя нет. Но есть вариант с опциональным — весьма пристойным по своим характеристикам цифровым. Но это, опять же, дополнительные траты.

Матрица оставлена прежнего размера (23.6x15.8 мм), но выросла детализация — с 12,2 до 16,2 эффективных мегапикселей. Вырос и порог светочувствительности — по этому поводу мы поговорим ниже.

Скорость работы слегка увеличилась. Автофокус мне понравился больше, чем раньше — он относительно быстр и достаточно точен. Хотя не всегда наводится с первой попытки, что местами напрягает, учитывая, что дело мы имеем пусть и с любительской, но все-таки репортерской камерой. Скорость серийной съемки выросла до 5 кадров в секунду. Длина серии при съемке в формате DNG — от 4 до 8 кадров, нестабильно. Не отличается скоростью и обработка сделанных в формате JPEG+DNG кадров, камера на некоторое время «зависает».

Некоторые возможности по цифровой обработке снимков все-таки имеются. В первую очередь это пять доступных цветовых схем. Они представлены выше, сверху-вниз, слева-направо: стандартная, живая, натуральная, ч/б натуральная, ч/б контрастная.

Также отдельно можно настраивать насыщенность, резкость и контрастность — что весьма полезно, если вы не собираетесь снимать все в DNG и докручивать потом в комплектном Lightroom.

Встроенного оптического стабилизатора нет — только цифровой. Впрочем, он достаточно неплох, дает незначительные искажения.

Качество съемки

Объектив остался прежним. Поэтому можно сказать все то же самое. Фиксированный, с фокусным расстоянием 24 мм, что при кроп-факторе 1,5 эквивалентно 36 мм. Классика. Но и с классикой можно спорить. Это исключительно репортажное фокусное расстояние, для портретов и пейзажей годится с большой натяжкой — достаточно специфический диапазон применения, наиболее логичный для профессионалов-репортажников, которым удобно таскать на ремешке камеру весом 300 грамм. Но к профессиональному применению камеры есть ряд вопросов, поставленных в тексте. Хотя они не так остры, как заданный фотографу-любителю аскетизм при выборе кадра — с ним придется раз и навсегда смириться, купив камеру. Объектив чрезвычайно хорош сам по себе, но он один, с фиксированным фокусным расстоянием, и без возможности его смены. Это главное, помимо цены, ограничение, с которым предстоит столкнуться заинтересовавшимся Leica X2 человеку. Еще одно ограничение — минимальная дистанция фокусировки в 30 см, что не позволит снимать бабочек-цветочки. Никакой макросъемки, грубо говоря.

C момента выхода X1 в этом, изначально предельно узком, сегменте компактных камер с большой матрицей и объективом-фиксом неожиданно появился весьма бодрый конкурент в лице Fujifilm X100. Но я по-прежнему ставлю картинку, получаемую при помощи ELMARIT 1:2.8/24 mm выше — и по резкости, и по размытию. При его недостатках (в том числе и весьма неприятной телескопической конструкции) он делает главное — дает отличную картинку.

Авторежим на Leica X2 весьма неплох, как и раньше — подбирает адекватные настройки экспозиции, причем позволяет, что важно, выбрать приоритет ISO или выдержки, что, в зависимости от ситуации, поможет избежать либо перешумленности снимков, либо передержек. Автоматический баланс белого неплох, но неидеален — «желтит» в сложных условиях. Впрочем, опытный пользователь сможет исправить это с помощью детализированных настроек цветовой температуры.

Цветопередача превосходная. Изображение контрастное, четкое. Резкость и детализация на недоступном для других камер подобного формата уровне, чего и следовало ожидать от фирменной оптики.

Динамический диапазон не впечатляет как-то особенно, но и не проваливается — в контровом свете камера отрабатывает вполне достойно. Но следует следить за экспозамером — он нестабилен и нуждается в контроле.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12500

Leica X2 весьма приемлемо шумит на ISO до 1600 включительно — для камеры подобного формата и класса очень хорошие показатели. Начиная с ISO 3200 шум и потери детализации становятся уже критичными; но все равно для камеры, даже позиционирующейся в качестве репортерской, это достойный уровень.

Галерея снимков, сделанных на Leica X2:

Батарея

Оптимизирована работа с аккумулятором. Той же батареи на 1600 мАч хватает уже на 370-400 снимков, ранее было меньше 300. Это достаточно достойный, современный уровень.

Мнение Mail.Ru

Выпуск заведомо имиджевой камеры — это, безусловно, риск для компании крупной, рассчитывающей на серьезные доли рынка. Но для Leica это не столь страшно — здесь рассчитывают откровенно на поклонников марки, готовых брать продукцию за имя, за дизайн и за причастность к классике. Рассчитывают справедливо, публика для такой элитарной продукции будет всегда. Неширокая, но чрезвычайно лояльная.

Впрочем, говорить о расчете исключительно на лояльность не стоит — X2 отличная камера. Да, небыстрая, с ограничением по функционалу, фокусному расстоянию, и необоснованно, если говорить о чистой конкуренции, дорогая — но при этом дающая просто отличные снимки. На уровне любительской или даже полупрофессиональной зеркалки начального уровня. У нее есть более функциональный конкурент в том же форм-факторе — Fujifilm X100. Который к тому же в два раза дешевле. Можно говорить об уйме предложений за эти деньги или дешевле, за которые можно получить большую эффективность — как беззеркальных, так и зеркальных. Например, за эти деньги можно купить полнокадровую «зеркалку». Или зеркальную камеру попроще, докупив на разницу оптики. И так далее.

Но когда мы говорим об имиджевой камере, мы говорим не о том, «что выбрать за эти деньги», а о том, «могу ли я себе позволить именно эту камеру». Получилось ли у Leica сделать именно ту камеру, которую стоило бы хотеть? Сложный вопрос. Поклонники марки ответят на первый вопрос утвердительно. Прибавит ли эта камера поклонников этой самой марке, станет ли той самой Leica, что сформирует положительное восприятие марки — на что во многом и есть расчет? Не уверен. Если X1 на момент своего появления действительно выделялась на рынке, производила впечатление сочетанием качества съемки и габаритов — то X2 вышла уже в другое время, насыщенное предложениями со схожими характеристиками, и развитие серии не сильно продвинуло ее вперед.