Можно сказать, что в лице Olympus PEN E-P5 мы получили более компактную и чуть более современную версию OM-D E-M5: в корпусе, исполненном по лекалам классических PEN, оказались размещены тот же сенсор, 5-осевой стабилизатор за счет сдвига матрицы, процессор TruePic VI, сенсорный откидной экран; плюс встроенная вспышка, разветвленная система управления и скоростной затвор (минимальная выдержка 1/8000 с); минус пыле/влагозащита и видоискатель. На данный момент, с учетом ценовой политики Olympus (стоит E-P5 на старте примерно столько же, сколько и флагман), мы видим не занимающую определенную нишу в линейке модель, а конкурента своему же флагману. Посмотрим на практике, что собой представляет топовый PEN, и попытаемся сформулировать, что именно его выпуском хотел сказать Olympus.
Основные характеристики
- Матрица: CMOS формата 4:3 (физический размер — 17,3 х 13 мм, кроп-фактор — 2), число эффективных пикселей — 16,1 млн
- Процессор: TruePic VI
- Очистка от пыли: ультразвуковой волновой фильтр
- Стабилизатор изображения: сдвиг сенсора, 5-осевой, вертикальная или горизонтальная активация; диапазон компенсации до 5 шагов EV
- Фокусировка: контрастная
- Область фокусировки: 35 зон, автоматический и ручной выбор, автовыбор при активном определении лиц, ручной выбор в режиме увеличенного просмотра; Super Spot AF
- Режимы фокусировки: ручной фокус (с focus peaking), покадровый автофокус, следящий автофокус, покадровый автофокус + ручной фокус, следящий автофокус, сенсорный фокус
- Режимы работы: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, сюжетные программы, художественные фильтры, коллажи, видео
- Брекетинг: по экспозиции 2 / 3 / 5 кадров ( +/- 1/3, 2/3, 1 ступени EV ); 7 кадров ( +/- 1/3, 1/2, 2/3 ступени EV ); по ISO 3 кадра ( 1/3, 1/2, 1 ступени EV ); HDR-брекетинг (3/5/7 кадров)
- Сюжетные программы: Портрет, е-портрет, Пейзаж, Пейзаж и портрет, Макро, Спорт, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Дети, Высокий ключ, Низкий ключ, Цифровая Стабилизация Изображения, Макро природа, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Конвертер Рыбий глаз, Макро конвертер, 3D, Широкоугольный конвертер
- Экспозамер: TTL-замер с открытой диафрагмой, 334 зоны
- Режимы экспозамера: ESP-экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
- Художественные фильтры: Поп-арт, Мягкий фокус, Мягкий свет, Бледные цвета, Светлая тональность, Зернистая пленка, Пинхол, Диорама, Кросс-процесс, Драматическая тональность, Нежная сепия, Контурная резкость, Акварель; доступны вариации для каждого; брекетинг по художественным фильтрам
- Размер снимков: до 4608 x 3456
- Формат записи: RAW, JPEG (EXIF 2.2), MPO (3D)
- Формат снимка: 4:3, 3:2, 16:9, 6:6, 3:4
- Светочувствительность: ISO 100—25600 (с расширением на ISO 100 и от ISO 6400, по умолчанию ISO 200—5000)
- Экран: TFT диагональю 3'' с разрешением в 1037000 пикселей, сенсорный, поворотный (по вертикали)
- Видоискатель: опциональный, крепление на горячий башмак
- Максимальная скорость серийной съемки — до 9 кадров/c; максимальная серия — 18 снимков для RAW, без ограничений для JPEG
- Тип затвора: затвор в фокальной плоскости с компьютерным управлением
- Диапазон выдержки: 1/8000 — 60 с; Bulb (до 30 минут)
- Баланс белого: лампа накаливания, флуоресцентный, дневной свет, вспышка, облачность, тень; настройка по температуре; ручной баланс белого
- Программная обработка цветов: i-Enhance, Насыщенный, Натуральный, Портрет, Приглушенный, Монотон, Художественный фильтр, Пользовательский
- Видео: до 1920 х 1080, 30p, 20 Mbs; MOV (MPEG-4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG); эффекты мульти-видеоэхо, видеоэхо; художественные фильтры; встроенный стереомикрофон, подавление шума
- Вспышка: встроенная, ведущее число — 10, синхронизация 1/320 с; горячий башмак
- Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC
- Интерфейсы: microHDMI, USB AV-out
- Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi
Цена в России в kit-версии с объективом 14—42 мм — 45 990 рублей, версия body стоит в районе 40 тысяч рублей. Цветовых решений три: черное, черно-серебристое, бежево-белое.
Дизайн и конструкция
Внешне Olympus PEN E-P5 практически повторяет прошлые камеры этой серии, следуя традициям классических пленочных Olympus PEN. Привычный для компании ретро-модернизм, достаточно спокойный и солидный дизайн. Какого-то сильного впечатления она не производит, но тем не менее выглядит неплохо.
Черная и черно-серебристая версии облицованы металлом. Бело-бежевая же версия оформлена с помощью глянцевого пластика. Естественно, ощущения от работы с этими модификациями отличаются — металл ожидаемо производит более благородное впечатление. Впрочем, пенять на материалы и дизайн в разговоре о прикладных устройствах вроде фотокамер не приходится. Хотя Olympus поспорили бы с этим — в ограниченную серию запущена специальная «премиальная» вариация с деревянной рукояткой; также доступны специальные кожаные аксессуары. Частичная ориентация на модников, тех, кому внешний вид важен наряду с качеством съемки, остается отличительным признаком серии Olympus PEN.
Габариты Olympus PEN E-P5 — 122,3 x 68,9 x 37,2 мм, вес (с батареей и картой памяти) — 420 граммов. Модель, лишенная в сравнении с OM-D E-M5 видоискателя, соответственно и уменьшилась в размерах. Также тут нет привычного для старших Panasonic G-серии, Sony NEX или Samsung NX выраженного выступа для хвата правой рукой — вместо него наплыв из рельефного пластика. Безупречным в эргономическом плане такое решение я назвать не могу, рука ложится не идеально. При этом на тыльной панели есть крупных размеров выступ для большого пальца, облицованный цепкой резиной. Весит E-P5 для своего класса достаточно много, но не настолько критично, чтобы причислять это к недостаткам.
На фото можно увидеть E-P5 рядом с Panasonic Lumix G6, сравнить размеры моделей.
Функциональные элементы. На фронтальную панель вынесены, помимо байонета с кнопкой высвобождения объектива, также лампа подсветки автофокуса и одно из двух селекторных колец.
Справа находятся разъемы USB и microHDMI, прикрытые единой крышкой, а также проушина для наплечного ремня. Слева есть вторая такая проушина.
На верхней панели мы видим выскакивающую вертикально вспышку, горячий башмак, стереомикрофон, селектор режимов, кнопка спуска, функциональная клавиша и рычажок выключения.
Снизу находятся отсек для батареи с картой памяти и штативное гнездо, достаточно далеко разнесенные друг от друга.
Тыльная панель: крупный экран доминирует, занимая левую сторону и центр целиком; над ним мы видим только механическую кнопку активации вспышки и заднюю часть аксессуарного разъема; справа от экрана находятся (сверху вниз) второй селекторный диск, кнопка видеозаписи с рычажком переключения назначений обоих селекторных дисков, клавиши зуммирования, вызова меню и смены типа отображаемой на экране информации, пятипозиционная навигационная клавиша с функциональными «лучами» и центром, подтверждающим выбор, кнопки удаления и воспроизведения снимков.
Качество сборки черной, металлической версии не оставляет вопросов и в плане материалов, и в плане подгонки всех частей. Все кнопки, рычажки, шарнир экрана радуют своим ходом, выглядят надежно. Собирается PEN E-P5 в Китае.
Интерфейс и управление
Olympus не стесняется в своих новинках экспериментировать со схемами управления в поисках наиболее удобной, используя в том числе и нестандартные варианты. И, надо сказать, получается весьма неплохо — нестандартность в данном случае не становится синонимом неудобства (как получается регулярно в камерах серии Sony NEX, например). Система, примененная на PEN E-P5, получила название «2х2»: два диска в лицевой и тыльной части корпуса находятся на одном уровне, каждый отвечает за регулировку диафрагмы и экспозиции. К ним добавлен селектор, переключающий диски с контроля диафрагмы и экспозиции в режимы регулировки ISO и баланса белого. Система в реальности совсем не громоздкая, пальцы удобно ложатся на оба диска, регулировка параметров фотографирования производится с большой скоростью и удобством. В достаточном количестве обнаруживаются и другие аналоговые органы управления, за исключением вынесенной кнопки для регулировки ISO, которую можно «повесить» на функциональную клавишу на верхней панели (настраиваются, кстати, практически все клавиши, кастомизация управления E-P5 предельна, это очень благожелательная к пользователю камера). Отмечу довольно удачное расположение кнопки видеозаписи, которая находится поблизости от большого пальца. Схема управления определенно стала удобнее в сравнении со старшей моделью, изменения, на которые пошла Olympus, в этот раз оказались весьма уместными.
Интерфейс больших изменений не претерпел. Быстрое меню вызывается центральной частью навигационной клавиши — и это обычная схема с вертикальным списком на правой стороне экрана, появлявшейся на OM-D E-M5 «матрицы» тут нет. Основное меню мы также уже видели на предыдущих моделях Olympus — оно достаточно обыкновенное и не слишком удобное, доступ к тонким настройкам, которых тут очень много (камеры Olympus привычно выделяются этим), находится слишком глубоко. При переключении между режимами работы на экране появляется пояснение по тому или иному режиму, а иногда даже и инструкции по использованию экрана Live View. Из-за этого слегка увеличивается время переключения. Доступно сенсорное управление с типичными возможностями фокусировки и съемки касанием экрана; экран емкостный, иконки не всегда достаточно крупных размеров для удобных с ними манипуляций.
В режиме Live View на экран можно вывести сетку, гистограмму, подсветку пересвеченных и затененных частей кадра, виртуальный горизонт в виде вертикальной и горизонтальной шкал, информацию об основных настройках. Как и почти повсюду, здесь у владельца E-P5 большие возможности для подстройки под себя и вывода максимального количества информации; при этом нельзя вывести все одновременно, надо выбирать: или гистограмма, или горизонт, или пересветы. Защита от перегрузки экрана? Может быть, но хотелось бы кое-какие из этих вещей комбинировать. Доступна сенсорная поверхность, какие-то команды удобно отдавать с помощью нее: например, задавать точку фокусировки или выбирать определенные настройки. Кстати, непосредственно в Live View доступно достаточное число важных регулировок в режиме видео (они «подвешены» на функциональные клавиши) и авторежиме (тут надо движением пальца по экрану вызвать закладку с правой стороны).
Экран выполнен по технологии ЖК, в отличие от OLED на E-PL5 и OM-D E-M5. 3 дюйма, 1037000 точек, емкостная сенсорная поверхность, приличная яркость, хорошая цветопередача, что в свете не слишком удачной реализации OLED в прошлых камерах Olympus, характерных «кислотными» цветами, особенно приятно. Экран отклоняется в вертикальной плоскости на 90 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Это полезно для макросъемки и ухода от прямых солнечных лучей, которые все-таки слепят и этот достаточно яркий экран.
Видоискателя нет, можно только прикрепить опциональный — такой аксессуар имеется в арсенале.
Функциональность
Olympus PEN E-P5 оснащена ровно тем же сенсором, что и модель OM-D E-M5 (Micro 4:3, 16,1 Мп) в паре с тем же процессором TruePic VI. В плане ключевых элементов, отвечающих за качество и скорость съемки, E-P5 ничем не отличается от флагмана.
PEN E-P5 — достаточно шустрая в выполнении основных функций камера. Единственное ее слабое место — достаточно долгое время включения (до полутора секунд), даже без учета необходимости разблокировать комплектный объектив (в конце концов, его использовать не обязательно). Переключение между режимами происходит быстро (назойливую анимацию можно прерывать полунажатием кнопки спуска), обработка снимков не занимает слишком много времени. Отмечаем и быстрый затвор, позволяющий снимать и при выдержке 1/8000 секунды. До этого из беззеркалок подобным могла похвастаться только Samsung NX20 (где, в отличие от E-P5, подобного позволял добиться электронный затвор — механическим затвором подобной скорости может похвастаться только E-P5).
Максимальная скорость серийной съемки достигает 9 кадров в секунду, это очень хороший показатель. Длина серии — до 11-12 снимков в формате RAW (добиться заявленных 18 даже с картой памяти стандарта UHS-I не получилось), ограниченная емкостью и скоростью карты памяти в формате JPEG. При активации следящей фокусировки, конечно, скорость падает.
Автофокус, опять же, неизменен в сравнении с OM-D E-M5 — та же контрастная система с 35 точками и 3D-трекингом. Автофокус очень быстрый и достаточно точный — для контрастной системы, надо сказать, ошибок с определением расстояния не так уж много. Но совсем без них не обходится. В случае наведения резкости на неверный объект хорошо помогает сенсорная фокусировка прикосновением к экрану пальцем. Особенностью E-P5 относительно прошлых моделей Olympus стоит назвать функцию Super Spot AF, позволяющую уменьшать размер точки фокусировки для более точного выбора даже некрупного объекта. Количество точек при этом остается прежним. Для ручной фокусировки предусмотрена помощь в виде и увеличения объекта, и подсвечивания его контуров (pixel mapping). В принципе, несмотря на постепенно устаревающую контрастную систему фокусировки (все больше компаний прибегают к услугам гибридной фокусировки, позволяющей добиться и более высокой скорости, и заметно лучшей точности), здесь у E-P5 все в порядке, слабым звеном этой камеры систему фокусировки назвать нельзя.
E-P5 оснащается фирменной системой встроенной в «тушку» стабилизации за счет сдвига матрицы, дающей возможность снимать на более длинных выдержках без использования штатива (фото без смаза получаются на выдержках до 1/4 с), в более сложных погодных условиях, а также здорово помогает при съемке видео. Выше можно увидеть пример работы стабилизатора: слева снимок на выдержке 1/6 без стабилизатора, справа — с ним.
Но у блестящего, в принципе, стабилизатора (на мой взгляд, по своей эффективности он превосходит тот, что используется в камерах Pentax) есть неприятная особенность, мешающая при съемке на недлинных выдержках. Время от времени, пусть и далеко не всегда, наблюдаются артефакты с двоением и смазанностью объектов даже на выдержках, при которых подобные проблемы кажутся невозможными. Списать это на что-либо, кроме огрехов стабилизатора, работающего не всегда корректно, не получается. Примеры подобных эффектов можно увидеть выше. Стоит сказать и о шуме, издаваемом этой системой, заметном и невооруженным ухом — камера начинает шуршать, стоит только полунажать кнопку спуска.
Камера оснащена встроенной вспышкой, очень, кстати, неплохой для подобного класса светотехники: ведущее число — 10, синхронизация 1/320 с; недостатком стоит назвать клавишу ее активации, она слишком легко нажимается, из-за чего вспышка самостоятельно может открыться в сумке и впоследствии повредиться. Доступен и горячий башмак, куда можно размещать различный дополнительный свет.
Режимы работы Olympus PEN E-P5: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, сюжетные программы, художественные фильтры, коллажи, видео. Помимо типичных для любой камеры уровня выше «мыльницы», здесь в отдельные зоны выведены видео, художественные фильтры и новая «фишка» камер Olympus — автоматически склеиваемые коллажи.
Для них можно выбирать различные рамки, тип обработки снимков из нескольких доступных, число снимков в коллаже. Получаемые картинки можно увидеть выше. Это, конечно, строго опциональная забава — не думаю, что у целевой аудитории этой камеры она будет востребована.
Художественные фильтры, как всегда, исполнены очень качественно и подробно — но никаких новинок после E-M5 или E-PL5 здесь нет. Разве что брекетинг по фильтрам (отличная вещь!) доступен в том же режиме, что и все фильтры, не нужно лезть за ним в основное меню.
Сюжетные программы типичны, в их число включены и специальные настройки для работы с телеконвертером и широкоугольным конвертером. В камере доступен так называемый «цифровой телеконвертер». Так Olympus называет свой цифровой зум — приближение выбранного участка кадра за счет уменьшения его разрешения.
Конечно же, есть и самые различные дополнительные настройки: с помощью E-P5 можно автоматически клеить снимки с мультиэкспозицией, снимать time lapse, live bulb (интервальная съемка с заданной длительной выдержкой). Есть различные цветовые схемы (в том числе и фирменная система работы с цветом i-Enhance), многочисленные виды брекетинга. Но при этом отсутствует автоматическая склейка HDR (есть только HDR-брекетинг), а съемка панорам реализована не слишком удачно — пользоваться ею не легче, чем при съемке панорам на обычной, «не умеющей» этого камере. Разве что склейка происходит автоматом. Зато появилась возможность интервальной съемки — ограниченной, правда, максимум 99 кадрами.
Беспроводные соединения. По последней моде в камеру встроен модуль Wi-Fi, позволяющий быстро передавать сделанные снимки и использовать смартфон/планшет в качестве пульта дистанционного управления. Организована активация функции в стиле Olympus не совсем обычно — на экран камеры выводится QR-код, который необходимо считать камерой вашего смартфона, используя приложение Olympus Image Share. Это значительно быстрее и удобнее, чем вводить логин и пароль на смартфоне. Panasonic, впрочем, использует в своих камерах NFC, что еще удобнее, но ограничивается возможностями смартфонов/планшетов (устройства от Apple, к примеру, модулем NFC не оснащаются).
Помимо удаленного Live View (с минимальными возможностями, конечно, но для съемки, например, автопортрета достаточными) и передачи фотографий непосредственно в память смартфона/планшета, приложение позволяет редактировать снимки при помощи встроенных арт-фильтров и добавлять геометки.
Видео. Olympus PEN E-P5 умеет снимать FullHD-видео со скоростью 30 кадров в секунду и прогрессивной разверткой в форматах MOV и AVI. Доступны эффекты «эхо» и «мультиэхо», добавляющие к движущимся в кадре объектам шлейфы. Активировать их можно прямо в процессе съемки, равно как и выбирать сектор фокусировки и менять цветовые шаблоны, можно и подключать арт-фильтры; программные возможности Olympus впечатляют не только в плане фото, но и по видео. Есть встроенный стереомикрофон с шумоподавлением. Но, особенно если сравнивать с ее сестрами по системе Micro Four Thirds, возможности камеры оставляют желать лучшего — нет поддержки AVCHD, битрейт не слишком высок, нет возможности подключения внешнего микрофона. Для любительских нужд, при этом, качество вполне приличное.
Качество съемки
Под байонет Micro Four Thirds на сегодня существует самый обширный парк оптики, особенно если учитывать, что без всяких ограничений можно использовать как объективы Olympus, так и Panasonic. Свободу выбора в этом плане можно назвать одним из главных преимуществ системы в целом и модели PEN E-P5 в частности. Что касается данного конкретного теста, то на нем камера была со стандартным комплектным зумом 14— 42 mm 1:3,5-5,6. Комплектная оптика — это, кстати, одно из отличий серии PEN от OM-D. Топовая серия, напомню, комплектуется Olympus ED 12—50 mm f/3.5-6.3 EZ, характерным сочетанием ручного и электронного зума. 14—42 mm 1:3,5-5,6 же ничем не примечателен, кроме фирменного механического блокиратора, позволяющего сохранять достаточно компактные размеры оптики в состоянии покоя; при этом в активном состоянии выдвигается телескопический «хобот», не слишком любимый фотографами из-за способности затягивать внутрь корпуса объектива пыль. По своим оптическим возможностям этот объектив никак особенно не выделяется ни в плюс, ни в минус — типичный «китовый» середняк.
Кстати, несмотря на огромное число программных наворотов, коррекции хроматических или пространственных аберраций не предусмотрено. Это достаточно странно.
В автоматическом режиме камера весьма неплохо подбирает экспозицию, благо есть большая свобода в плане выдержки за счет стабилизатора, выставляет адекватные ситуации сюжеты. Но дело несколько портит крайне нестабильный замер баланса белого — с искусственным светом он ведет себя самым неожиданным и неприятным образом. Можете взглянуть на приведенные ниже тесты ISO и шумодава — падение в зеленый очень хорошо заметно.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 100 (Low)
ISO 200
ISO 320
ISO 400
ISO 640
ISO 800
ISO 1250
ISO 1600
ISO 2500
ISO 3200
ISO 5000
ISO 6400
ISO 10000
ISO 12800
ISO 25600
Хорошо знакомая по прошлогоднему флагману матрица демонстрирует высокий для стандарта Micro Four Thirds порог рабочей светочувствительности: до ISO 1600 можно чувствовать себя свободно. Выше многое зависит от ваших потребностей в плане разрешения и правильности экспозиции.
Шумоподавление очень активное, «мылит» кадры достаточно серьезно. Примеры снимков от выключенного шумодава к самому активному — выше, слева направо.
Снимки, сделанные на Olympus PEN E-P5, отличаются превосходной цветопередачей — это фирменная особенность, которую в японской компании холят и лелеят. Динамический диапазон на среднем уровне. По детализации снимки не производят сильнейшего впечатления, хотя тут, конечно, многое зависит от оптики — штатная в этом плане показателем служить не может. В любом случае, запас у сенсора, знакомого по OM-D E-M5, в этом плане точно есть.
Галерея снимков, сделанных на Olympus PEN E-P5:
Батарея
Комплектной батареи BLN-1 емкостью 1220 мАч хватает примерно на 400 снимков в режиме автономной работы. Это очень даже прилично для беззеркалки — вообще сегмент не славится длительностью работы без подзарядки. В частности, OM-D E-M5 смотрелась в этом плане значительно слабее. У E-P5 есть свой недостаток — система индикации, показывающая «три полоски» на виртуальной «батарейке» практически до самого конца ее действия. Понять, что камеру уже пора заряжать, достаточно тяжело.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru
Выпуск Olympus PEN E-P5, очень близкой по характеристикам к еще активно продающемуся флагману OM-D E-M5, да к тому же по той же цене (даже немного дороже на данный момент), удивляет только на первый взгляд. Дело в том, что уже в сентябре Olympus покажет новую камеру серии OM-D, закрепив флагманский статус именно за ней, а топовый PEN продлит жизнь уже знакомой и хорошо себя зарекомендовавшей платформе. Обычная практика для фоторынка, где младшие модели при выходе новинок старших серий перенимают наработки с уходящих «топов».
Впрочем, даже если сталкивать E-M5 и E-P5 лоб в лоб, отличий можно найти все-таки прилично: усовершенствованный автофокус, улучшенная схема управления, другой экран, скоростной затвор, Wi-Fi, встроенная вспышка. При отсутствии видоискателя, корпусе без пыле- и влагозащиты и меньших габаритах. Модель в рамках своей серии выглядит достаточно привлекательно, но успех ей пророчить очень тяжело. Если отвлечься от всех маркетинговых игр, которыми занимается Olympus при формировании линейки, и посмотреть на PEN E-P5 трезво, то мы видим компромиссную модель по цене флагмана. Да, новая OM-D с «полным фаршем» будет стоить еще дороже — но при ее выборе, скорее всего, не придется себе ни в чем отказывать.
Здесь — придется. Рынок беззеркальных камер сейчас переполнен, и конкурировать E-P5 будет с не менее совершенными моделями (в первую очередь Sony NEX-7, Fujifilm X-E1, но также и Panasonic Lumix G6/GH3). Главным достоинством в сравнении с ними можно назвать эффективный встроенный стабилизатор; но достоинство здесь становится и недостатком — вспоминаем проблемы на коротких выдержках. Если за счет чрезвычайно удачной OM-D E-M5 Olympus удалось поправить свои дела на рынке, камера стала своего рода прорывом, то E-P5 — более традиционная модель для японской компании, интересная в первую очередь поклонникам марки, либо тем, кому OM-D E-M5 нравится, но кажется слишком крупной.