Обзор фотокамеры Olympus PEN E-PL5: не просто середняк

В начале прошлого года Olympus наделала шума, выпустив свою флагманскую беззеркалку OM-D E-M5. Модель, подпирающая зеркалку E-5 и пришедшая, по сути, ей на смену, заслуженно получила признание как одна из лучших беззеркалок на рынке — но достаточно нишевая ввиду достаточно высокой стоимости. Поэтому на внедрение наработок, примененных на OM-D, в бюджетной серии PEN возлагалось немало надежд. И осенью на выставке Photokina 2012 были представлены две ожидаемые модели начального уровня: E-PM2 (PEN mini) и E-PL5 (PEN lite). В этом обзоре мы поговорим о «середняке» модельного ряда, E-PL5.

Это наиболее часто обновляемая модель линейки, подпираемая с одной стороны младшим PEN, E-PM, а с другой — двумя старшими моделями (E-P и OM-D), которая постоянно «плавает» в плане позиционирования и цены. Стоит отметить, что предыдущую версию камеры, E-PL3, можно сейчас купить за 16—17 тысяч рублей, E-PL5 же на старте стоит 24—25 тысяч. Что входит в эту разницу? От E-M5 сюда без изменений перекочевала 16-мегапиксельная матрица, процессор TruePic VI, система автофокуса, сенсорный дисплей, а также в урезанном виде (3-осевой вместо 5-осевого) стабилизатор на основе сдвига матрицы.

Основные характеристики

  • Матрица: CMOS формата 4:3 (физический размер — 17,3 х 13 мм), число эффективных пикселей — 16,1 млн
  • Процессор: TruePic VI
  • Очистка от пыли: ультразвуковой волновой фильтр
  • Стабилизатор изображения: сдвиг сенсора, 3-осевой, вертикальная или горизонтальная активация; диапазон компенсации до 3 шагов EV
  • Фокусировка: контрастная
  • Область фокусировки: 35 зон, автоматический и ручной выбор, авто выбор при активном определении лиц, ручной выбор в режиме увеличенного просмотра
  • Режимы фокусировки: ручной фокус, покадровый автофокус, следящий автофокус, покадровый автофокус + ручной фокус, следящий автофокус, сенсорный фокус
  • Режимы работы: программный Авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, сюжетные программы, художественные фильтры
  • Брекетинг: по экспозиции 2 / 3 / 5 кадров ( +/- 1/3, 2/3, 1 ступени EV ); 7 кадров ( +/- 1/3, 1/2, 2/3 ступени EV ); по ISO 3 кадра ( 1/3, 1/2, 1 ступени EV )
  • Сюжетные программы: Портрет, е-портрет, Пейзаж, Пейзаж и портрет, Макро, Спорт, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Дети, Высокий ключ, Низкий ключ, Цифровая Стабилизация Изображения, Макро природа, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Конвертер Рыбий глаз, Макро конвертер, 3D, Широкоугольный конвертер, Подводный макро, Широкоугольная съемка под водой
  • Экспозамер: TTL-замер с открытой диафрагмой, 334 зоны
  • Режимы экспозамера: ESP-экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
  • Художественные фильтры: Поп-арт, Мягкий фокус, Мягкий свет, Светлая тональность, Зернистая пленка, Пинхол, Диорама, Кросс-процесс, Драматическая тональность, Нежная сепия, Контурная резкость, акварель; доступны вариации для каждого; брекетинг по художественным фильтрам
  • Размер снимков: до 4608 x 3456
  • Формат записи: RAW, JPEG (EXIF 2.2), MPO (3D)
  • Формат снимка: 4:3, 3:2, 16:9, 6:6, 3:4
  • Светочувствительность: ISO 200—25600 (настраивается, по умолчанию ISO 200—1600)
  • Экран: OLED диагональю 3'' с разрешением в 460 000 пикс., сенсорный, поворотный (по вертикали)
  • Видоискатель: опциональный
  • Максимальная скорость серийной съемки — до 8 кадров/c; максимальная серия — 19 снимков для RAW, 27 снимков для JPEG
  • Тип затвора: затвор в фокальной плоскости с компьютерным управлением
  • Диапазон выдержки: 1/4000 — 60 с
  • Баланс белого: лампа накаливания, флуоресцентный 1, дневной свет, вспышка, облачность, тень, под водой; настройка по температуре; ручной баланс белого
  • Программная обработка цветов: i-Enhance, Насыщенный, Натуральный, Портрет, Приглушенный, Монотон, Художественный фильтр, Пользовательский
  • Видео: до 1920 х 1080, 30p, 20 Mbs; MOV(MPEG-4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG); эффекты мульти-видеоэхо, видеоэхо, художественный переход, телеконвертер; художественные фильтры; встроенный стерео-микрофон
  • Вспышка: сменная, ведущее число — 10, крепление на горячий башмак, синхронизация 1/250 с
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC
  • Интерфейсы: microHDMI, USB AV-out

Цена в России в kit-версии с объективом 14—42 мм — 24 400 рублей. Цветовых решения три: черное, черно-серебристое, бежево-серебристое.

Дизайн и конструкция

В плане оформления E-PL5 близка к своим предшественницам: алюминиевый корпус, откидной экран, знакомое расположение управляющих элементов, плоский корпус. Появилась накладная съемная ручка для хвата правой рукой. Приятная внешне, но кажущаяся слегка разбалансированной из-за сильно выступающего относительно корпуса экрана; цветовые вариации: полностью черная, серебристо-черная, бежево-серебристая. Ручка всегда черная.

Габариты Olympus E-PL5: 110,5 x 63,7 x 38,2 мм (без выступающих частей), вес с батареей и картой памяти — 325 граммов. Лишенная видоискателя и выраженного выступа для хвата, модель заметно компактнее той же OM-D E-M5. Это действительно небольшая камера, за счет матрицы Micro 4/3 позволяющая сохранять габаритный баланс и с объективом наперевес. Съемный выступ из пластика, несмотря на свои скромные размеры, позволяет достаточно уверенно держать камеру. На тыльной стороне есть еще один пластиковый выступ под большой палец. Это не самая ухватистая камера в мире, но достаточно удобная.

Функциональные элементы. На фронтальной панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, лампочку подсветки автофокуса, уже много раз упомянутую съемную ручку.

На правом ребре, помимо колечка для ремешка, под достаточно ненадежно закрывающейся крышечкой скрыты USB- и microHDMI-разъемы. Справа нет ничего, кроме колечка для ремня. Сверху находятся динамик, стереомикрофон, горячий башмак, селектор режимов, кнопка спуска и кнопка включения. Снизу — отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штатива. При постановке на штатив доступ к отсеку перекрывается.

Тыльная панель: крупный и серьезно выступающий экран, поворотный в вертикальной плоскости, над ним кнопки воспроизведения и удаления снимков, фирменный функциональный разъем, две кнопки масштабирования (одна — программируемая), кнопка запуска видеозаписи; ниже — пятипозиционная полифункциональная навигационная кнопка с селекторным кольцом, кнопки смены режима отображения и вывода основного меню.

Качество сборки хорошее, корпус выполнен по большей части из алюминия, крупный шарнир поворотного экрана выглядит надежным. Мне не очень понравились крышечки — как прикрывающая интерфейсы, так и батарейного отсека. В отличие от OM-D E-M5 корпус не снабжен влаго- и пылезащитой.

Интерфейс и управление

Схема управления осталась прежней по сравнению с предыдущими PEN, с OM-D она не переехала. Селекторное кольцо снова на навигационной клавише, расположение элементов то же самое, что и на E-PL3. В принципе, логика управления E-PL5 затруднений не вызывает, но кнопки слишком малы, даже на мой взгляд, а я человек с тонкими пальцами; также недостаточен набор программируемых клавиш, некоторые важные вещи вроде регулировки ISO можно осуществить только из меню.

Экран на E-PL5 сенсорный, как на E-P3 или E-M5, интерфейс по сравнению с этими моделями не изменился, разве что быстрого «матричного» меню, в отличие от флагманской модели, тут нет. К сенсорному управлению экран приспособлен мало — значки слишком мелкие; с помощью сенсорного управления можно фокусироваться и снимать по нажатию, просматривать снимки в галерее, масштабировать их (мультитача не появилось), а также манипулировать настройками в режиме i-Auto (размытость заднего фона, движущихся объектов, яркость, оттенок, а также фото-гид).

Основное меню тоже не изменилось, что неприятно — логика с собранными в одном месте всеми тонкими настройками не видится мне очевидной, бесконечный скроллинг по ним утомляет. При этом само количество настроек, обеспечивающее гибкость подстройки камеры, по-прежнему же радует.

Экран достаточно простой: OLED с разрешением в 460 000 точек, очень яркий (хотя все равно слепнущий на ярком солнце), с хорошими углами обзора, но слишком резкими, слегка неестественными цветами; это в определенной степени соответствует «характеру» камеры, но иногда дает не совсем верное представление о полученном кадре. Экран откидной, угол поворота по вертикали — 170 градусов.

На экран можно вывести почти все основные настройки, разные виды сетки (в том числе и крестом, и для замера линии горизонта), гистограмму. Видоискателя нет, можно только докупить опциональный электронный. С учетом того, что он устанавливается в то же гнездо, что и вспышка (встроенной, опять же, нет), ситуация достаточно неприятная. В первую очередь камера предназначена для тех, кому основного экрана для компоновки кадра вполне достаточно.

Функциональность

Ответственная за качество и скорость съемки связка «сенсор+процессор» перееехала на E-PL5 аккурат с E-M5, без изменений. Именно этот факт и позволяет говорить о переходе серии на немного более высокий уровень. Матрица — 16,1-мегапиксельная CMOS формата Micro Four Thirds. Производства, скорее всего, Sony (в обзоре флагмана я говорил о возможном авторстве Panasonic и был, вероятно, неправ). Процессор — TruePic VI.

Камера не относится к числу быстрейших в своем классе, но и крайним тихоходом ее не назовешь: включается в работу она примерно полторы секунды, способна снимать со скоростью до 8 кадров в секунду при продолжительности серии до 19 кадров при съемке RAW или 27 при съемке JPEG. Вполне достойно. Отдельно отмечу весьма шуструю работу с различными фильтрами программной обработки, камера тратит совсем немного времени на их применение, не тормозя работу.

Система автофокуса также идентична той, что мы видели на E-M5. Контрастный метод, 35 зон, очень высокая скорость. По точности претензий минимум — типичные для контрастного фокуса проблемы с определением расстояния проявляются не слишком активно. Работает следящий автофокус, распознавание лиц, есть возможность задавать конкретные точки фокусировки.

Про отсутствие встроенной вспышки я уже упоминал выше. Вместо нее ставится комплектная вспышка на горячий башмак. Не самое удобное решение, но вспышка совсем неплохая для комплектного/встроенного решения: рабочее число — 10, есть подавление красных глаз; она может работать ведущей сразу для четырех групп внешних источников света. В комплекте также идет бархатный чехольчик для ее транспортировки.

Едва ли не главным преимуществом камеры перед конкурентами является встроенный стабилизатор на основе сдвига матрицы. Он не столь хорош, как примененный на E-M5 (3 оси вместо 5), но само его наличие уже выделяет камеру на фоне большинства конкурентов.

Доступна внутрикамерная конвертация RAW в JPEG с различной обработкой фото, Olympus в этом плане напоминает Pentax, также обеспечивающую свои камеры системой «все включено».

Режимы съемки стандартны. Сюжетных режимов очень много, за их списком отошлю в список характеристик; есть настройка цветовой палитры, по умолчанию работающая по схеме i-Enhance (автоматический подбор цветов под ситуацию) — для любителей Olympus она подходит очень хорошо. Просто любителям придется по вкусу встроенный «учебник» по различным ситуациям съемки.

Число арт-фильтров увеличилось даже по сравнению с E-M5, не говоря уже о предыдущей PEN Lite — добавился «акварельный» фильтр. Качество реализации превосходное, для каждого фильтра есть гибкие настройки. На месте и мой любимый «брекетинг по фильтрам», в котором камера на один сделанный кадр примерно за 10 секунд накладывает все встроенные фильтры, а также схемы цветокоррекции.

Примеры снимка с различными примененными фильтрами можно увидеть выше.

Перекочевали на E-PL5 режимы мультиэкспозиции, а также Live Bulb. Про последний я подробно рассказывал в обзоре Olympus OM-D E-M5.

Из не связанных непосредственно с фотосъемкой функций отмечу поддержку карточек Toshiba FlashAir, позволяющих без помощи проводов передавать снимки на смартфон с установленным соответствующим приложением; допустимо и подключение опционального Bluetooth-модуля.

Видео. Olympus PEN E-PL5 умеет снимать FullHD-видео с частотой 30 кадров/с и прогрессивной разверткой в контейнерах MOV и MPEG4. Качество видео на современном уровне, достаточное для любительского применения, но не более, автофокус во время видео работает, но не слишком здорово, есть встроенный стереомикрофон, но нет возможности подключения внешнего. При этом для видео можно применять различные арт-фильтры, а также добавлять необычные эффекты «пост-движения». Есть и функция применения фильтров на одном ролике последовательно, один за другим, с заданным переходом между ними.

Качество съемки

В тесте участовали два объектива — стандартный компактный зум 14—42 f/3.5—5.6 и макрообъектив 60 мм f/2.8. Про комплектный объектив сказать ничего нового не могу, он не первый год поставляется вместе с моделями линейки PEN (для OM-D стандартным является объектив 12—50mm f/3.5—6.3 EZ с электронным зумом); вполне обычный зум-объектив, достаточно легкий, с блокиратором, не выдающийся и не проваливающийся в плане картинки.

Макро-объектив интереснее. Еще один пример занятной и качественной оптики под Micro Four Thirds. Достаточно светосильный, с гибкой регулировкой минимальной-максимальной дистанции фокусировки (19 мм минимум), чрезвычайно резкий и дающий красивое боке. При этом не вызывающий проблем при наведении на фокус. Мне не очень понравилась сборка и то, насколько туго он садится на байонет, но непосредственно в плане съемки это отличная оптика.

Авторежим неплох в плане выставления адекватной экспозиции — ограничения по светочувствительности компенсируются возможностью выставить выдержку подлиннее, спасибо стабилизатору. Отмечу, что есть отдельные режимы замера экспозиции для ситуаций с низкой и завышенной освещенностью. А вот автобаланс белого мне не понравился — при искусственном свете камера сильно забирает в сторону желтого. С лампами накаливания E-PL5 не справляется.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 200

ISO 320

ISO 400

ISO 640

ISO 800

ISO 1250

ISO 1600

ISO 2500

ISO 3200

ISO 5000

ISO 6400

ISO 10000

ISO 12800

ISO 25600

За счет новой матрицы удалось заметно повысить порог рабочего ISO, где PEN до этого не блистали. Полностью рабочим можно считать диапазон до ISO 1250, при правильном экспонировании — до ISO 1600. Критическими шумы либо падение детализации при активации шумоподавления становятся после ISO 3200. Проблема этой камеры в минимальном, а не максимальном ISO — верхний порог здесь ISO 25600, а вот нижний — ISO 200. Это многовато.

Слева — снимок с отключенным шумодавом, справа — с включенным.

Детализация снимков высока, цветопередача очень яркая, отличается фирменным характером, что очень важно для камер Olympus. Динамический диапазон не выдающийся, но и слабым называть я его не стал бы. Вполне достойный показатель.

Галерея снимков, сделанных на Olympus PEN E-PL5:

Батарея

Неожиданно неплохо в свете слабых показателей E-M5 показала себя E-PL5 в плане времени автономной работы. При заявленных 360 снимках по системе CIPA комплектного аккумулятора BLS-5 мне хватало примерно на 420—430 снимков. И это очень достойный для беззеркалки любого класса показатель.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Середняк беззеркальной линейки Olympus вызывает немного смешанные чувства. С одной стороны, ценовой разрыв с предшественником слишком существенен, чтобы не обращать на него внимания, при том, что идеологически (да и внешне) камеры очень близки. Есть и оставшиеся от предыдущей модели проблемы с интерфейсом, не самое удобное (прежде всего в плане размеров элементов) управление, необходимость выбирать «или вспышка, или видоискатель», не лучший экран.

Но отличия в деталях более важны, на мой взгляд. По сути, в основе E-PL5 лежит связка «матрица-процессор-автофокус» со старшей модели OM-D E-M5, во всех этих вещах весьма успешной; плюс слегка урезанный стабилизатор «в тушке»; плюс сенсорный экран (пусть и практически не поддержанный интерфейсом). И мы реально получаем камеру классом выше, чем предыдущие PL. Модель позиционируется как самая массовая в линейке, у нее нет ограничений компактной PEN mini и претензий (в том числе и ценовых) OM-D; это самая сбалансированная модель линейки. С соответствующим числом серьезнейших конкурентов. Ситуация интересная. Но разрешается она традиционным для Olympus образом: если вас привлекает баланс между габаритами и качеством съемки, а также все еще максимальный (наряду с имеющимся для Pentax K-01) парк оптики, а также фирменная работа с цветами и затейливые арт-фильтры, которыми Olympus славится, тогда стоит обратить внимание на эту модель.