Обзор Olympus Stylus 1: продвинутый компакт новой формации

Рынок компактов неумолимо и быстро падает; основа основ продаж фототехники под напором смартфонов зашаталась, фундамент пошел трещинами. Производители фотокамер вынуждены искать иные пути заработка, делать ставку не на более дорогие модели, а расширять представительство в мире продвинутых компактов и беззеркальных камер (не пытаясь сунуться в зеркальный мир с установившимся там двоецарствием и активной работой Pentax в придачу) — спрос на которые не только не падает, но и растет. Именно так и работает в последнее время Olympus, сделав ставку на свои беззеркальные линейки PEN (читайте обзоры последних моделей E-PL5 и E-P5) и OM-D (читайте обзор модели E-M1, призванной стать флагманом компании) и на развитие линейки компактов Stylus. Сегодня мы поговорим о старшей камере в этой линейке, новейшей Stylus 1 — классическом «просьюмер»-аппарате, какими их понимали в середине 00-х.

Эта камера не отличается совсем уж маленькими размерами, хотя и крупной ее не назовешь — она близка к младшим беззеркалкам вроде Sony NEX-3N или Panasonic GF6. При этом по сумме своих функций она призвана полностью удовлетворить нужды пользователя-любителя. Объектив с 10,7-кратным зумом и постоянной светосилой, видоискатель, встроенная вспышка (на месте и горячий башмак), оптический стабилизатор; и все это сочетается с сенсором размером 1/1,7'' (кроп-фактор 4,7) — не самым крупным, но адекватным поставленным задачам. Матрицами подобного формата оснащаются такие камеры, как Panasonic Lumix LX7/LF1, Canon PowerShot G15, Samsung EX2F или Nikon Coolpix P7800. То есть размер, обычный для подобного сегмента. Но Olympus позиционированием, набором функций и ценой ставит свою модель слегка выше. Посмотрим, за что именно просят 28 000 рублей.

Основные характеристики

  • Матрица: 1/1.7'' КМОП‐сенсор с обратной подсветкой (BSI), число эффективных пикселей — 12 млн; формат — 4:3
  • Объектив: фокусное расстояние — 6,0—64,3 мм (35 мм эквивалент — фокусное расстояние — 28—300 мм) максимальная диафрагма — 2,8, оптический зум — 10,7x, конструкция — 12 элементов в 10 группах с 8 асферическими элементами
  • Процессор: TruePic VI
  • Стабилизатор изображения: сдвиг сенсора, 2-осевой
  • Фокусировка: контрастный автофокус
  • Область фокусировки: 35 зон / все зоны, группа зон (9 точек), одна зона
  • Режимы фокусировки: ручной фокус, покадровый автофокус, следящий автофокус, следящий автофокус, автофокус с определением лиц, режим супермакро
  • Дистанция фокусировки: 0,1 м ‐ ∞ (широкий угол) / 0., м ‐ ∞ (теле); режим супермакро — 5 см
  • Режимы работы: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, сюжетные программы, художественные фильтры, фото история, 2-хпользовательский
  • Брекетинг: по экспозиции 2/3 кадра ( +/‐ 1/3, 2/3, 1 ступени EV )
  • Сюжетные программы: портрет, е-портрет, пейзаж, спорт, ночная съемка, ночная съемка с портретом, закат, документы, панорама, фейерверк, мультиэкспозиция, пляж и снег
  • Экспозамер: TTL-замер с открытой диафрагмой
  • Режимы экспозамера: ESP-экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
  • Художественные фильтры: поп-арт, мягкий фокус, мягкий свет, светлая тональность, зернистая пленка, пинхол, диорама, кросс-процесс, нежная сепия, драматическая тональность, контурная резкость
  • Размер снимков: до 3968 x 2976
  • Формат записи: RAW (12 бит), JPEG (EXIF 2.2)
  • Формат снимка: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1
  • Светочувствительность: ISO 100—12800
  • Экран: TFT диагональю 3'' с разрешением в 1 040 000 пикселей, сенсорный, поворотный (по вертикали)
  • Видоискатель: встроенный, электронный, 1 440 000 точек; диоптрийная коррекция, поле зрения 100%
  • Максимальная скорость серийной съемки — до 7 кадров/c
  • Тип затвора: электронный
  • Диапазон выдержки: 1/2000—60 с (до 15 мин в режиме Bulb)
  • Баланс белого: лампа накаливания, флуоресцентный, дневной свет, вспышка, облачность, тень; 2-хпользовательский; настройка температуры вручную
  • Видео: до 1920 х 1080, 30p; MOV(MPEG-4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG); художественные фильтры; встроенный стереомикрофон
  • Вспышка: комплектная, ведущее число — 10,3; горячий башмак
  • Другие особенности: технология iHS, нейтральный светофильтр, помощь при кадрировании с зумом
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC, UHS-I
  • Интерфейсы: microHDMI, USB AV-out
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi

Средняя цена в России — 28 000 рублей.

Дизайн и конструкция

Камеры Olympus регулярно получаются всевозможные награды за дизайн — и вполне заслуженно. В первую очередь это касается беззеркальных камер со сменной оптикой (PEN и OM-D), но и линейки Stylus эта тенденция тоже коснулась. Stylus 1, при своем скучном формфакторе суперзума, выглядит очень приятно: сочетание динамичных наплывов с резкими гранями создает довольно эффектный образ. И даже несмотря на видоискатель, поворотный экран и крупный объектив, удалось сохранить относительную легкость форм, нетипичную для суперзумов. Корпус сделан из пластика, хоть и с металлическим шасси.

Шарма камере добавляют необычные лепестки, прикрывающие объектив и раскрывающиеся подобно распускающемуся цветку. Никакого привода у них нет, лепестки раздвигаются выезжающим телескопическим объективом; причем эту конструкцию можно легко снять — она откручивается с резьбы по периметру объектива вместе с ободом.

Решение весьма красивое, но надежной систему не назовешь — лепестки быстро разболтались и к концу тестирования отказывались полностью закрываться, «доводить» приходилось руками. Качество сборки вообще не вызывает восторга: органы управления имеют не самый приятный ход, корпус в некоторых местах люфтует, заедает рычажок батарейного отсека. Также камера не отличается стабильностью работы — но об этом ниже.

Габариты Olympus Stylus 1 — 116,2 x 87 x 56,5 мм. Камера не карманная, но совсем небольшая, особенно если сравнивать с ультразумами. В руке лежит неплохо, несмотря на небольшой, облицованный довольно скользким (хоть и перфорированным) пластиком, выступ. Вес — 402 грамма (вместе с батареей и картой памяти). Тоже нормальный показатель для своего класса, камера вполне уместно будет смотреться даже в дамской сумке.

Функциональные элементы. На фронтальной панели расположен объектив с четырехлепестковой крышечкой, кольцом фокусировки и рычажком зуммирования, кнопка активации вспышки, диод подсветки автофокуса и функциональная клавиша, совмещенная с рычажком переключения режима фокусировки (с автомата на ручной).

На правом ребре — прикрытые крышечкой разъемы USB и HDMI, а также проушина для наплечного ремешка. На левом — ничего, кроме такой же проушины.

На верхнем торце находится селектор режимов, выскакивающая вертикально вспышка (механизм, кстати, довольно оригинальный, вспышка стоит на очень коротких ножках), селекторный диск, кнопка спуска со вторым язычком зуммирования, кнопка включения и кнопка пуска видеозаписи.

Снизу находится отсек для батареи и карты памяти, а также штативное гнездо, расположенное совсем близко к отсеку.

На тыльной панели находится откидывающийся экран с сенсорной поверхностью, видоискатель с кнопкой принудительного вывода изображения на нем, вторая функциональная клавиша, пятипозиционный навигационный джойстик, кнопки воспроизведения, вызова меню и смены типа отображаемой на дисплее информации.

Интерфейс и управление

Olympus Stylus 1 — сугубо любительская фотокамера, но, несмотря на свой статус, она снабжена удобной и подробной схемой управления: две настраиваемые функциональные клавиши, два регулировочных колеса (одно вынесено наверх, другое окольцовывает объектив), сразу два язычка зуммирования (один возле объектива, другой, опять же, наверху, возле кнопки спуска). Плюс селектор режимов, переключатель режимов фокусировки на фронтальной панели, пятипозиционная навигационная клавиша. При нажатии ее центральной части вызывается адекватное быстрое меню.

Stylus 1 действительно проста и быстра в управлении, оперативность на уровне хороших в этом плане беззеркалок, в том числе и выпущенных самой компанией Olympus, к которым эта модель достаточно близка по эргономике. К расположению и исполнению кнопок и селекторов претензий минимум.

Интерфейс обычен для камер Olympus — набор категорий с вертикальными списками в виде меню с изображением самой камеры на заднем плане; проблема, опять же, прежняя — большая часть тонких настроек спрятана в одном подменю, и доступ к ним, соответственно, усложняется. Зато есть хорошее быстрое меню, выполненное в виде матрицы с основными настройками, поддающимися регулировке прямо с этого экрана, без выделения каждой категории.

В режиме Live View (равнозначно применимом и на электронном видоискателе) на экран можно вывести сетку нескольких видов, гистограмму, виртуальный горизонт (опять же, двух видов), информацию по настройкам и визуализацию пересвеченных/недосвеченных участков кадра. Доступно сенсорное управление — помимо работы в быстром меню позволено пальцем выделять зоны фокусировки и жать на спуск.

Сам экран качественный: 3 дюйма, 1 040 000 точек, очень яркий, с хорошими цветами; поворачивается в вертикальной плоскости — до 90 градусов вверх и до 45 градусов вниз.

Электронный видоискатель — с прошлого поколения OM-D (модель E-M5): крупный, на 1 440 00 точек, со 100%-м углом обзора, регулировкой по диоптриям. Очень хороший видоискатель, которого совершенно точно не ожидаешь на камере подобного уровня. В арсенале Olympus есть и лучший ЭВИ, но уже на модели E-M1, совсем иной формации. На видоискателе отображается все, что происходит со снимком — и текущая экспозиция, и планируемые художественные фильтры; с его помощью можно осуществлять полный контроль за результатом съемки. Сочетание качественных экрана и видоискателя — одно из важных достоинств Olympus Stylus 1.

Функциональность

Olympus Stylus 1 обладает модулем камеры, без изменений позаимствованным с модели XZ-2: сенсор габаритов 1/1,7'' и разрешения 12 Мп сочетается с процессором TruePic VI. Хорошие характеристики для prosumer-камеры.

Первое, на что обращаешь внимание при работе со Stylus 1, — ее скорость. Камера отзывчива, на включение, с учетом выдвигающегося при помощи механического привода объектива, уходит чуть менее секунды. Скорость серийной съемки — 7 кадров в секунду. Продолжительность серии — до 40 кадров при съемке JPEG и до 9-10 в формате RAW+JPEG.

Нет проблем и с автофокусом. Он тут сугубо контрастный, конечно, так что ожидать предельной цепкости при съемке портретов не стоит, но в целом ни по скорости, ни по точности значимых претензий не предъявишь — это одна из самых шустрых систем автофокуса на компактах, что я когда-либо видел. Приятно дополняет ее и режим «супермакро», позволяющий сфокусироваться и получить резкую картинку при минимальной дистанции съемки в 5 сантиметров. При этом недоступно зуммирование, так что только широкий угол. Для ручной фокусировки предусмотрена помощь масштабированием участка кадра. Pixel mapping на камере с несменной оптикой не так актуален.

Затвор электронный, лишен лага, но позволяет снимать на минимальной выдержке лишь в 1/2000 секунды. Максимальная выдержка — 60 секунд (в режиме Bulb, здесь доступном — 15 минут).

Условия, в которых проводилось тестирование, неидеальны, но и слишком суровыми их не назовешь — зимний Нью-Йорк, температурный режим от +10 до -10. К сожалению, впечатления от работы со Stylus 1 остались пне слишком приятными — камера время от времени подвисала и не реагировала на команды. Впрочем, это могут быть проблемы конкретного образца.

Режимы работы Olympus Stylus 1: P/A/S/M, iAuto, два пользовательских, сюжетные, художественные и фото-история. Привычный набор для любой камеры Olympus, рассчитанной на продвинутого любителя. В частности, в режиме iAuto активируется функция iHS, безошибочно определяющая тот или иной сюжет при съемке на полном автомате.

Сюжетные программы типичны, в их число включена автоматическая склейка панорам, но пользоваться ею не слишком удобно.

Художественные фильтры, как всегда, исполнены очень качественно и подробно. Список почти полный (по сравнению с E-M1 не хватает только вертикальной диорамы). Есть и полюбившаяся по другим камерам Olympus функция брекетинга по художественным фильтрам, позволяющая накладывать сразу все доступные на один кадр — и уже постфактум выбирать понравившийся фильтр. Правда, доступ к ней затруднен — брекетинг можно активировать только в ручном, полуручном или программном режимах и проделать для этого сразу несколько манипуляций: в обычном меню и в списке режимов протяжки. Выше они представлены все вместе с несколькими вариациями по цветовым схемам.

Есть и новая «фишка» Olympus — автоматически склеиваемые коллажи. Для них можно выбрать несколько рамок, тип обработки снимков. Получаемые картинки можно увидеть выше.

Дополнительные возможности камеры довольно широки: доступны различные цветовые схемы (в том числе и фирменная система работы с цветом i-Enhance), многочисленные виды брекетинга, настройка снимка по яркости, насыщенности и контрасту; есть и настройка кривых теней/засветок, но только путем выбора пресетов, а не гибкой ручной настройки. Камера приспособлена для работы с телеконвертером, режим можно включить в меню. Но нет привычных для старших моделей режимов Live Bulb, Live Time, интервальной съемки, HDR. Зато есть встроенный фильтр нейтральной плотности, помогающий выравнивать экспозицию на снимках с перепадами яркости.

Камера оснащена встроенной вспышкой, причем добротной: ведущее число — 10,3, несколько режимов работы (в том числе медленная синхронизация со снижением эффекта «красных глаз» и заполняющая вспышка). Про нетипичный механизм ее поднятия я уже писал выше.

Еще одним важным достоинством камеры стоит назвать фирменный стабилизатор — только двухосевой, а не пятиосевой, как на старших моделях, но тем не менее достаточный, чтобы снимать на относительно длинных выдержках (примерно от 1/15).

Беспроводные соединения. В камеру встроен модуль Wi-Fi, позволяющий быстро передавать сделанные снимки и использовать смартфон/планшет в качестве пульта дистанционного управления. Организована активация функции стандартно для Olympus и нетипично для всех остальных — на экран камеры выводится QR-код, который необходимо считать камерой вашего смартфона, используя приложение Olympus Image Share. Это значительно быстрее и удобнее, чем вводить логин и пароль на смартфоне. Но многие компании постепенно обращаются к NFC, что еще удобнее, но ограничивается возможностями смартфонов/планшетов (на iPhone NFC по-прежнему нет).

Доступно удаленное управление камерой со смартфона (в авторежиме), проставление GPS-меток, наложение любого из 11 доступных фильтров, передача снимка на смартфон с последующим выкладыванием в социальных сетях. Никаких проблем с работой этих функций не было замечено.

Видео. Olympus Stylus 1 умеет снимать FullHD-видео со скоростью 30 кадров в секунду и прогрессивной разверткой в форматах MOV и AVI. Можно подключать арт-фильтры. Есть встроенный стереомикрофон с шумоподавлением. Всего этого достаточно, чтобы время от времени записывать видео неплохого качества для домашнего архива, но увлекающимся видеосъемкой всерьез лучше обратить внимание на другие камеры — здесь видеосъемка, конечно, идет в качестве «довеска», пусть и добротного по исполнению.

Качество съемки

Olympus Stylus 1 оснащена несъемным объективом фокусного расстояния 6—64,3 мм (28—300 мм в 35 мм эквиваленте). Как видно из диапазона фокусных расстояний, оптика обладает 10,7-кратным зумом — это не суперзум, но диапазон, достаточный для большинства любительских нужд. Есть и относительно широкий угол, и телерасстояние. Особенность объектива — постоянная светосила f=2,8, рабочая на всех фокусных расстояниях; превращающая телерасстояние во вполне рабочее, не требующее задирания ISO и использования штатива. За счет этой характеристики камера становится действительно универсальной в любое время суток. Стоит сказать, что выпуск объективов с большим зумом и постоянной светосилой для продвинутых компактов становится тенденцией: помимо Stylus 1, подобной характеристикой щеголяют хорошо известный ультразум Panasonic Lumix FZ200 и элитный суперзум Sony RX10, в остальном серьезно отличающиеся по своим потребительским качествам. FZ200 — это довольно простая по характеристикам камера, простой бюджетный ультразум, но с таким вот светосильным объективом. RX10 — бескомпромиссная универсальная камера с крупной матрицей, стоящая в два раза дороже, нежели Stylus 1. Герой сегодняшнего обзора — в своем роде «золотая середина» между этими моделями.

Главное, что можно извлечь из оптики с постоянной светосилой на всем диапазоне фокусных расстояний — это свободу в выборе светочувствительности при съемке различных ситуаций; там, где на камере с непостоянной светосилой пришлось бы «задирать ISO», здесь можно поставить более низкие значения за счет открытой диафрагмы. Это заметный плюс.

Еще одна важная характеристика этого объектива, уже описанная выше, — рабочий режим макро, позволяющий фокусироваться на расстоянии от 5 см до объекта (суперрезкости, правда, лучше не ждать). При этом инженерам удалось сохранить сравнительную компактность оптики, не ставшей слоноподобной.

Главным достоинством картинки, выдаваемой объективом Stylus 1, стоит назвать хорошую резкость на всем диапазоне фокусных расстояний по всей поверхности кадра. Контровой свет держит прилично, каким-то характерным, необычным рисунком не блещет — но в большинстве ситуаций не пасует. К сожалению, снимки на этот объектив подвержены сильным хроматическим аберрациям, не корректирующимся программно.

Камера прекрасно приспособлена к постоянному бытованию в авторежиме — она успешно выбирает режимы съемки для самых разных ситуаций, не создавая в большинстве случаев нужды для вмешательства. К сожалению, встречаются ошибки при автоматическом определении баланса белого, в том числе при естественном освещении. Ошибки не катастрофические и не частые, хотя некоторая тенденция к слишком холодному балансу белого имеется.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Матрица, несмотря на свой размер, довольно малошумная. Ее проблема — не самые «чистые» снимки от 200 ISO. Зато рабочим вполне можно назвать диапазон до ISO 1600 (а при правильном экспонировании — вплоть до ISO 3200), что для компакта, тем более суперзума — просто прекрасно. Можно сказать спасибо небольшому разрешению сенсора, за счет которого получены сравнительно крупные пиксели.

Шумоподавление, кстати, отключаемое. На фото выше сверху вниз слева направо — от выключенного шумодава к максимальному. Да, он мылит снимки, но для этого класса вполне приемлемо.

Качество снимков очень неплохое. Чувствуется некоторая нехватка разрешения, камера немного мылит, но зато радует приличным для своего формата динамическим диапазоном. Немного разочаровала цветопередача — фирменной олимпусовской яркости и насыщенности здесь нет — наоборот, цвета показались бледными.

Галерея снимков, сделанных на Olympus Stylus 1:

Батарея

Камера комплектуется литий‐ионным аккумулятором BLS‐5 емкостью 1080 мАч. Его хватает примерно на 250—270 снимков. Если снимать без вспышки и не слишком активно пользоваться экраном для просмотра снимков, то можно растянуть удовольствие до 300—320 снимков. Достаточно средний показатель.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

В лице Stylus 1 Olympus планировал сделать максимально универсальный продвинутый компакт, способный полностью удовлетворить нужды любителя, не заинтересованного в аппаратах со сменной оптикой, любителя, которому нужна камера на все случаи жизни, но при этом не занимающая слишком много места в сумке. За счет чего можно предпочесть Olympus Stylus 1 другим продвинутым компактам (таким, например, как Fujifilm X20, Sony RX100 II и уже упомянутые Nikon P7800, Panasonic Lumix LF1)? Конечно, благодаря сочетанию 10,7-кратного зума, постоянной светосилы и относительно крупной для таких оптических характеристик матрицы (камеры с большим зумом обычно комплектуются сенсором размером 1/2,3''; здесь же мы имеем 1/1,7’’). Вдобавок к этому — удобное управление с большим числом аналоговых органов и качественный электронный видоискатель разрешением в 1 440 000 точек. В теории — очень привлекательное и универсальное решение.

На практике все далеко не так гладко. На Olympus Stylus 1 установлена заведомо высокая для своего класса цена — 28 000 рублей. Это дороже всех конкурентов, и вровень с Sony RX100 II. Стоит также сказать о затворе, работающем на выдержках только до 1/2000 и максимальном значении диафрагмы f/8.0, которое может помешать делать кадры на сверхдлинных выдержках; экземпляр камеры на тесте также не слишком здорово себя проявил в плане надежности.

При этом дизайн, удобство использования, скорость работы и качество съемки — все для своего класса находится на высоком уровне. Если вас не пугает цена, вы готовы мириться с описанными проблемами и предпочитаете универсальный суперзум с небольшой матрицей беззеркалке или продвинутому компакту с меньшим зумом — то на Stylus 1 вполне стоит обратить внимание.