Обзор Samsung NX20: топовая беззеркалка с Wi-Fi

Samsung была одной из первых компаний, представивших свои беззеркалки рынку — корейцы внимательно следят за трендами и стараются их не упускать, — и первой компанией, показавшей беззеркалки с матрицей формата APS-C (в будущем подобные решения показали Sony, Fujifilm, Pentax и скоро покажет Canon). Но мощной атаки на рынок Samsung не предпринимала, показывая неплохие результаты и по качеству, по продажам своих камер (во многом за счет очень удачного сочетания цены и качества моделей NX100 и NX11), но не демонстрируя интересных «фишек», способных привлечь внимание увлеченной общественности. И вот, наконец, такая «фишка» найдена. Ей становится внедряемый едва ли не во всю новую линейку камер модуль Wi-Fi. Создав под это дело даже фирменный термин «SMART камера».

Одновременно с внедрением модуля беспроводной связи в свои новинки Samsung пошла на расширение линейки: к старшей «двузначной» модели (NX20) и бывшей ранее младшей «трехзначной» (NX210) добавилась самая младшая «четырехзначная» NX1000. О позиционировании и отличии всех моделей в этой линейке мы уже писали. Важно понимать, что на все новые беззеркалки Samsung устанавливается одна матрица, доставшаяся им без изменений с прошлогодней модели NX200 — CMOS, APS-C формат, 20 мегапикселей. На тест из новой линейки мы взяли топовую модель, позволяющую оценить все достижения Samsung в этой области — NX20, оснащенную электронным видоискателем, улучшенным затвором, быстрым автофокусом и лучшим в сравнении с младшими моделями поворотным экраном.

Основные характеристики Samsung NX20

  • Матрица: CMOS, стандарт APS-C (23,4х15,6 мм), эффективное разрешение 20,3 Мп
  • Байонет: Samsung NX
  • Система стабилизации: смещение группы линз в объективе (в зависимости от объектива)
  • Система устранения пыли с матрицы: ультразвуковая
  • Видоискатель: электронный, SVGA Class (800 x 600) 1440000 точек; 100% обзор
  • Дисплей: AMOLED матрица, 3 дюйма, разрешение 640х480, 614000 точек; 100% обзор; поворотный
  • Фокусировка: АФ по контрасту, светодиодная подсветка АФ; точка (по выбору), обычный — 15 точек, макро — 35 точек; распознавание лиц (до 10 в кадре)
  • Режимы фокусировки: покадровая АФ, непрерывная АФ, ручная
  • Вспышка: откидывающаяся TTL, ведущее число 11
  • Затвор: электронно управляемый центральный фокальный затвор с вертикальным ходом шторки
  • Диапазон выдержки: 1/8000 с. — 30 с.
  • Режимы работы затвора: покадровая, непрерывная, серийная (только на 5 Мпикс), автоспуск, эксповилка (AE / WB / PW)
  • Серийная съемка: 8 кадр/сек при использовании механического завтора (серия из 11 снимков), 3 кадр/сек (серия из 15 снимков); до 30 кадр/сек при использовании электронного
  • Экспозамер: TTL, 221 точка; тип — матричный, центровзвешенный, точечный; диапазон — EV 0-18 (ISO 100 · 30 мм, F2)
  • Экспокоррекция ±3EV(шаг 1/3EV ступени)
  • Автоспуск: 2-30 сек. (с шагом 1 сек.)
  • Светочувствительность: Auto, ISO 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800
  • Максимальное разрешение снимка: 5472x3648
  • Расширение динамического диапазона: Smart Range
  • Баланс белого: авто, дневной свет, облачно, люминесцентное освещение (W, N, D), лампы накаливания, вспышка, пользовательская настройка, шкала Кельвина (ручная установка); тонкая настройка по цветовым осям
  • Режимы работы: SmartAuto (2.0), программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, пользовательский, приоритет объектива, сюжеты, видео, Wi-Fi
  • Сюжетные программы: живая панорама (2d, 3D), прекрасный снимок, ночь, пейзаж, портрет, дети, спорт, макро, текст, закат, восход, контровой свет, фейерверки, пляж и снег, снимок с комментариями, 3D Фото
  • Мастер снимка: обычный, яркий, портрет, пейзаж, лес, ретро, холодный, спокойный, классический, пользовательский (1 - 3); параметры тонкой настройки: контрастность, резкость, насыщенность, цветопередача
  • Интеллектуальный фильтр: миниатюра, мягкий фокус, старый фильм 1, старый фильм 2, полутоновой растр, эффект точечного рисунка, рисунок, рыбий глаз, устранение дымки, негатив
  • Редактирование сделанных снимков
  • Система управления через объектив i-Function
  • Формат файла: RAW (SRW), JPEG (EXIF 2.21), DCF, DPOF 1.1, PictBridge 1.0
  • Видео: формат FullHD, H.264, AAC, разрешение 1920х1080 точек, 30 кадр/сек., прогрессивная развертка; доступны интеллектуальные фильтры и возможность убыстренной/замедленной съемки
  • Память: SD, SDHC, SDXC
  • Интерфейсы: USB 2.0, HDMI? Гнездо для пульта ДУ

Версии body (без объектива) в продаже нет. За обычную kit-версию (с объективом 18-55 OIS) просят от 29390 до 33996 рублей, за двойной kit (16 + 18-55) — от 32000 до 37073 рублей.

Дизайн и конструкция

Камера довольно сильно похожа на вышедшую более двух лет назад NX10 — крупная, сравнимая по размерам с младшими зеркалками, с серьезными припухлостями видоискателя/вспышки и хвата для правой руки. Обводы стали чуть мягче, но в целом все очень похоже. В отличие от моделей помладше, и цветовых вариаций тоже нет — NX20 не рассчитана на привлечение дополнительной аудитории своим внешним видом, она рассчитана на тех, кто будет выбирать камеру, заранее обдумав, что конкретно им необходимо. При этом, на мой вкус, камере не хватает индивидуальности, специфического стиля, она сливается с общей массой себе подобных.

Габариты Samsung NX20 — 122x89,6x39,5 мм (без объектива), вес — 341 грамм (без аккумулятора и карты памяти). На фото выше NX20 изображена рядом с Panasonic Lumix DMC-G5, близкой по характеристикам беззеркалкой Panasonic, выполненной на основе матрицы формата Micro Four Thirds (ее обзор ждите в ближайшее время). Камера, как я уже отмечал выше, достаточно крупная, к тому же требующаяя из-за характеристик матрицы довольно крупной оптики — так что выигрыш в габаритах в сравнении с зеркалками становится совсем невелик. При этом почти нет проблем с хватом и управлением: выступ достаточно удобен, размеры позволяют разместить достаточное число селекторов и кнопок.

Функциональные элементы. На фронтальной панели: байонет с кнопкой высвобождения объектива, кнопка предпросмотра глубины резкости, подсветка автофокуса.

Левое ребро: динамик и шарнир экрана.

Правое ребро: USB и HDMI разъемы. На обоих ребрах находятся крупные проушины для ремешка.

Верхняя панель. По центру мы видим вертикально выстреливающую вспышку с вписанным в ее контур горячим башмаком и отверстиями стереомикрофона по обе стороны. Слева — кнопка, поднимающая вспышку, справа — селектор режимов, кнопка спуска, совмещенная с выключателем, навигационный диск, кнопка экспозамера, универсальная «синяя кнопка» (в теории должная выполнять сходные с «зеленой кнопкой» в камерах Pentax функции, а на деле лишенная функциональности — вероятно, это исправят в будущих прошивках).

Нижняя панель. Тут находится отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штатива. Что приятно, разнесены друг от друга они достаточно, чтобы штатив не перекрывал доступ к этому отсеку. Случай, становящийся все более редким в наше время, и от того еще более приятный.

Задняя панель. Большую ее часть занимает поворотный в двух плоскостях экран. Над ним мы видим окошко видоискателя с диоптрийной регулировкой и сенсором приближения глаза (на деле — любого предмета, что мешает при просмотре снимков, когда пытаешься ухватить камеру в области видоискателя, — проблема типичная и незначительная). Справа от экрана: кнопка быстрого включения видеозаписи, кнопки регулировки экспокоррекции и блокировки автофокуса/автоэкспозиции. Чуть пониже — пятипозиционный джойстик, окантованный вторым навигационным диском и окруженный еще четырьмя кнопками: вызова основного меню, вызова быстрого меню, воспроизведения и удаления сделанных снимков.

Качество сборки Samsung NX20 производит хорошее впечатление, но у экземпляра, бывшего на тесте, были проблемы с высвобождением объектива из байонета, а также достаточно большое число программных ошибок, о которых подробнее я напишу ниже.

Комплектация

В версии kit в коробку, помимо непосредственно камеры и объектива, кладут следующие вещи:

  • Бленда для объектива
  • Чехол для объектива
  • Наплечный ремень
  • USB-кабель
  • Батарея
  • Документация
  • CD с программным обеспечением

Интерфейс и управление

Система управления, примеренная в камере Samsung NX200, практически без изменений перенесенная на новые камеры, в том числе NX20. Ключевое отличие — в более удобных для хвата поверхностях и, соответственно, расположении кнопок: крупный прорезиненный выступ для большого пальца, более очевидно вынесенная кнопка включения видеозаписи, расположенная под углом кнопка спуска. Набор клавиш тот же, за исключением той самой «синей клавиши» и предпросмотра глубины резкости. Три кнопки можно перенастроить: повесить другую функцию на кнопку предпросмотра глубины резкости, оптимизировать блокировку автофокуса/автоэкспозиции, повесить дополнительную функцию на кнопку удаления снимков (это может быть управление «мастером снимков», быстрый доступ к балансу белого либо к выбору области автофокуса). Общий набор кнопок и их расположение не вызывает нареканий, все под рукой.

Интерфейс знаком по NX200. Естественно, было нарисовано меню для новой функции беспроводной передачи данных, в остальном все осталось по-прежнему. Достаточно удобное «горизонтальное» меню, незаменимое быстрое меню, в котором все так же не хватает управления областью фокусировки — но ее как раз можно вывести на вышеупомянутую клавишу. Интерфейс приятно выглядит, снабжен внятной и красивой графикой и гладкими шрифтами. Перевод на русский язык, кстати, очень хорош — редкий случай.

Никуда не делась и i-Function — фирменная возможность менять основные параметры, нажимая на кнопку на объективе и крутя кольца на нем же.

На экран выдаются все параметры съемки, плюс можно вывести сетку для слежения за выполнением правила третей, а также встроенный индикатор горизонта — камера оснащена встроенным гироскопом.

В целом, управление NX20 видится мне вполне адекватным назначению камеры — любитель освоит его без труда, камера не перегружена настройками, продвинутый пользователь получит приемлемый уровень комфорта при регулировке основных параметров, но не получит возможности предельно тонкой настройки.

Функциональность

NX20 снабжена знакомой уже матрицей: APS-C, разрешение 20,3 мегапикселей; тренд на возобновление гонки мегапикселей поддержан. Менять достаточно удачную матрицу резона, естественно, не было — а о качестве получаемых с ее помощью фотографий поговорим чуть ниже.

Выдаваемые подобной матрицей кадры не только радуют высоким разрешением, но и немало «весят». Тут уже выходит на первый план способность процессора работать с крупными файлами — и похвастаться ей процессор NX20, к сожалению, не может. Это проявляется и при серийной съемке, которая при том, что реально осуществляется со скоростью до 8 кадров секунду даже в режиме RAW+JPEG, требует 15-секундной паузы на обработку данных, и просто при съемке в таком формате — каждый кадр обрабатывается по 5 секунд, правда при этом возможно продолжение съемки с теми же параметрами. Но если вы хотите поменять режим съемки, либо что-то изменить в текущем, придется ждать. Камера вообще проявляет неспешность во всем: на включение уходит около двух секунд, подменю открываются небыстро, секунды уходят на смену режимов съемки, которые зачем-то иллюстрируются картинками на экране — красивыми, но поедающими и батарею, и время фотографа.

Единственное, что происходит быстро — это автофокусировка. Даром, что контрастная, она почти мгновенна. Но не всегда точна. Регулярны промахи, если вы снимаете выраженный объект на переднем плане — камера неохотно на него наводится, далеко не всегда с первого раза. Есть не очень мощная подсветка автофокуса.

Совсем не понравилась стабильность работы камеры. Безусловно, это проблемы конкретного образца, но он как раз был серийным, а не инженерным, как оно часто бывает — так что скидку на «сырость» сделать нельзя. Камера регулярно намертво зависала (что лечилось выниманием батареи) и несколько раз выдавала критические ошибки при взаимодействии с картой памяти — при том, что никаких проблем с этой карточкой до этого не было. Из-за этих проблем было потеряно достаточно интересных кадров.

Экран на NX20 устанавливается, как ни странно для Samsung, славящейся своими дисплеями, все тот же, что и два года назад — трехдюймовый AMOLED разрешением 614 000 точек с отличной яркостью, отличными цветами при просмотре под прямым углом и уходом цветов в зеленый при небольшом отклонении (пугающий уход, из-за него можно неправильно оценивать получаемые снимки). При этом допустимое отклонение предельно. Но, что самое важное, этот экран стал поворотным, причем самым удобным образом, что добавляет возможностей при работе с камерой.

Видоискатель — электронный, разрешением 1 440 000 точек, 100% охват кадра. Но небыстрый —тратится заметное время на переключение между основным экраном и видоискателем, лаг между реальной картинкой и изображением в видоискателе также есть.

Функциональные возможности. Главное новшество камеры — это, безусловно, встроенный Wi-Fi модуль, под возможности которого выделен даже отдельный режим на селекторе, наряду с сюжетными, P/А/S/M и так далее. При переходе туда съемка невозможна, зато возможна масса других действий. MobileLink позволяет передавать данные напрямую на смартфон. Remote Viewfinder при скачивании соответствующего приложения для смартфона позволяет использовать последний как видоискатель, что ясно из названия функции (очень удобная штука для съемки групповых портретов, например). Отправка снимков и видео в соцсети, как и отправка по электронной почте — самые очевидные способы применения Wi-Fi в камере; важно отметить, что в камере, продающейся в России, есть не только ожидаемые Facebook, Picasa, Youtube и Photobucket, но и приложение для ВКонтакте. Skydrive позволяет переправлять снимки в «облако» от Microsoft. Автокопирование дает возможность автоматически при нахождении камерой домашней сети копировать снимки с нее на домашний ПК. TV Link — беспроводная возможность просматривать снимки и видео с камеры на ТВ.

Находит сеть NX20 без проблем, подключение к сети стабильное, управлять камерой в этих ситуациях довольно легко. Связь со сторонними устройствами установить чуть сложнее и работает камера, опять же, небыстро. Подобная функциональность, безусловно, напрашивалась в наше время на камеры избавление от проводов и стремление всем максимально быстро поделиться со знакомыми уже стали приметами нашего времени. При этом говорить о революции в мире фотографии не приходится: во-первых, подобная функциональность на отдельных камерах доступна не первый год, во-вторых, этот тренд уже подхватили конкуренты (вспоминаем Android-камеру Nikon, смотрим на будущие Sony NEX), в-третьих, эта функциональность для камеры все-таки второстепенна. Но важно отметить в ожидании шквала подобных решений - Samsung в этом деле была первой.

Встроенная вспышка обладает ведущим числом 11 и ничем особенным не выделяется.

Непосредственно фотографическая функциональность NX20 перекочевала на камеру с предыдущих беззеркалок Samsung. Набор режимов знаком: есть полностью автоматический Smart (дающий возможность снимать исключительно в JPEG), P/A/S/M, i-Fn, С (пользовательский).

Сюжетные режимы, помимо стандартных, зависимых от времени суток и погоды, использующихся и в режиме Smart, имеются такие вещи, как звуковой снимок, 3D-съемка и автоматическая склейка панорам.

Пример панорамы, снятой на Samsung NX20.

В режиме RAW можно менять цветовую схему, резкость и насыщенность, как при помощи предустановок, так и полностью вручную — все это доступно в меню «Мастер снимка».

Примеры различных способов применения этой функциональности.

Также в RAW доступно выделение цвета (красный, зеленый, синий, желтый).

А вот автофильтры доступны только при съемке в JPEG (то есть приходится предварительно переключаться в этот режим, том же RAW+JPEG записывать автоматом JPEG с фильтромй камера отказывается) либо в постобработке сделанного кадра. При этом часть фильтров принудительно понижает разрешение снимка — неприятная особенность. Примеры выше. Набор не самый интересный, но кое-чего занятного с их помощью добиться можно.

Есть достаточно подробная постобработка уже сделанных снимков, можно также работать с яркостью, делать кроп, отретушировать лицо, добавить виньетирование, убрать эффект красных глаз, изменить размер, высветлить тени при контровом свете.

Встроенной склейки HDR на NX20, при этом, нет, что необычно для современной камеры такого класса. Есть только автонастройка яркости, не слишком эффективная. Из других заметных функциональностей отмечу возможность привязать точку экспозамера к точке фокусировки, убирающей зачастую необходимость блокировать автоэкспозицию. Имеется и довольно эффективный встроенный стабилизатор, а также ультразвуковая очистка матрицы — как раз высокой эффективностью не отличающаяся.

Видео. Естественно, Samsung NX20 пишет видео в FullHD-разрешении со скоростью до 30 кадров в секунду и прогрессивной разверткой. Доступен автофокус при видеосъемке — но недостаточно уверенно работающий. Есть возможность добавить эффекты затемнения в начале и конце ролика, записывать ускоренное либо замедленное (только в 720p) видео, настраивать резкость, контраст, цвета, добавлять фильтры. Есть ручные настройки экспозиции, но нет записи в AVCHD. В постобработке можно обрезать видео, другие действия невозможны.

Качество съемки

На тест камера к нам попала со стандартным комплектным объективом 18-55 мм OIS, который и будет основным для большинства покупателей этой камеры — возможность менять оптику, конечно, предоставлена, но на любительской технике (а NX20, безусловно, стоит считать именно такой) используется далеко не всегда. При этом, линейка оптики Samsung NX смотрится на общем беззеркальном фоне неплохо, прежде всего по сочетанию ассортимента и цены. Качество не всегда вызывает восторг, но тут, хотя бы, есть из чего выбрать. Это выгодно отличает Samsung от Sony, Fujifilm или Nikon, например. Более обширная и интересная линейка оптики Panasonic способна отпугнуть ценами. Ближе всего серия Samsung NX находится к «олимпусовской» линейке, на мой взгляд. Ну и есть еще проверенная линейка Pentax для байонета K, c которой трудно поспорить — капитал нарабатывался годами.

В плане качества съемки можно смело повторять все сказанное об NX200 — изменения коснулись системы автофокуса и затвора (что сказалось на их скорости), но не матрицы и возможностях встроенной автоматики.

Авторежим достойный, камера уверенно подбирает экспозицию и баланс белого, ошибки в этих областях не слишком часты. Особенно Samsung NX выделяется замером баланса белого, работая на удивление хорошо, едва ли не лучше всех беззеркалок. Хотя, конечно, уход в желтый при искусственном свете случается, но далеко не всегда. В плане автоматических настроек — не хватает настройки диапазона автоматического подбора ISO, отчего в ручном и полуавтоматических режимах он ограничен сверху значением ISO 800.

Динамический диапазон Samsung NX20 неплох, но не вызывает восторга. В большинстве ситуаций его вполне хватает. Но при съемке закатных пейзажей, например, мы можем получить резкое падение детализации в тенях. И нормальной функции расширения ДД здесь нет. Цветопередача чуть холодновата, но ничего критичного в данном случае.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Рабочим для камеры является диапазон до ISO 1600, что для беззеркалки неплохой уровень, такой же мы видели и на NX200. Но уже на этом значении хорошо заметен шум при увеличении, печатать крупным форматом фотографии с таким уровнем светочувствительности стоит осторожно. Выше ISO 1600 шум становится уже слишком назойливым. Есть встроенный шумодав, но он слишком сильно «мылит» картинку.

Галерея снимков, сделанных на Samsung NX20:

Батарея

Одна из главных проблем Samsung NX20 — очень малый срок автономной работы от комплектного аккумулятора. Довольно емкий (1300 мАч), он, тем не менее, не справляется с потребностями как следует — камеры хватает менее чем на один день в меру активной съемки. Около 220-230 снимков — это явно не то, что ожидаешь не то, что от флагманской, а от любой камеры. При этом по спецификациям он должен держать заряд при 360 снимках по стандартам CIPA, что тоже довольно мало, но все же не настолько критично. Вероятно, проблема в браке конкретного образца, вообще нестабильно работавшего, как я выше отметил.

Мнение Mail.Ru

За счет очень приличной матрицы, продуманной эргономики, поворотного экрана и видоискателя модель NX20 вполне заслуженно можно считать очень неплохим примером беззеркальной камеры. Дополнительного шарма добавляет Wi-Fi модуль — не самая необходимая для камеры, но весьма нелишняя деталь. Ну и помним про хороший парк оптики.

Проблема в том, что эта камера позиционируется как флагманская, стоит соответствующих денег и по габаритам вступает уже на зеркальную территорию. Если вынести за скобки нестабильную работу и очень быстро разряжающуюся батарею, что, скорее всего, грехи неудачного экземпляра камеры, пусть и крайне настораживающие — портрет чего-то более интересного, чем любительская камера начального уровня с множеством конкурентов, ни в чем ей не уступающих (кроме того самого беспроводного модуля) не вырисовывается: при перечисленных выше достоинствах Samsung NX20 очень медлительна при включении, переключении режимов и обработке фото, обладает не слишком точным автофокусом и не самыми детализированными настройками. Ситуация для Samsung достаточно сложная, выбор в пользу NX20 будет сделан либо после заметного падения цены, либо в случае, когда человеку приглянулась исключительно система целиком, в первую очередь парк недорогой оптики. Беспроводной модуль? Не думаю, что он окажет серьезное влияние на привлекательность фотокамеры подобного класса.