Фотокамеры Sony A7, A7R, RX10: первые впечатления

Гонка за мегапикселями давно ушла на второй план — но вообще без гонок фоторынок существовать не может. На смену ей пришло соревнование по размерам матрицы. Компании наперебой соревнуются в выпуске компактных камер с крупными сенсорами, порой делая причудливые ходы. Особенно старается Sony, изобретая на ходу новые форматы и создавая рынки: вспомним компакт RX100 с однодюймовой матрицей и полнокадровый компакт RX1. Даже удивительно, что первыми беззеркалками с APS-C матрицами стали Samsung NX, а не Sony NEX.

Но в выпуске беззеркальных камер с матрицей формата 35 мм Sony удалось все-таки опередить всех (не считая классиков жанра в лице Leica). В том, что рано или поздно это случится, сомневаться не приходилось, слухи ходили очень давно. Но то, что Sony собиралась показать сразу две таких модели, стало сюрпризом. Японская компания, следуя последнему тренду с отказом от низкочастотного оптического фильтра (вспоминаем камеры RX1 и RX1R), выпустила две версии своей новинки: Alpha A7 и Alpha A7R, отличающиеся также разрешением сенсора (36,4 мегапикселей у A7R против 24,3 у A7) и типом фокусировки (контрастный у A7R и гибридный у A7).

Новинки оснащены байонетом E-mount, что в сочетании с коротким рабочим отрезком позволяет использовать практически любую оптику в сочетании с камерой (хотя остаются некоторые вопросы как раз к сочетанию короткого размера и полного кадра, но мы их поднимем уже в полном обзоре). Тем не менее Sony, конечно же, не стала уповать на стороннюю оптику, запустив собственную линейку полнокадровых объективов FE от Carl Zeiss, выгодно отличающихся качеством и исполнения, и картинки от стандартной оптики для «обычных» беззеркальных камер компании — ну и, конечно, куда лучше подходящих новинкам по формату.

Третьей новинкой стал первый в мире суперзум с крупной матрицей. RX10, занимающий промежуточное положение между моделями RX100 и RX1, оснащен 1-дюймовой матрицей разрешением 20,2 мегапикселя (как на RX100) и объективом Carl Zeiss Vario Sonnar T*, который охватывает диапазон эквивалентных фокусных расстояний 24—200 мм. Максимальная диафрагма во всем диапазоне фокусных расстояний — F/2,8, максимальный оптический зум — 8,3х.

Вместе с выпуском новых камер Sony решила в целом переформатировать структуру линейки. Понятия «зеркальных» и «беззеркальных» камер исчезают из системы Sony, оставляя вместо себя аббревиатуру ILC (Interchangeable Lens Camera). Логично, с учетом отказа Sony от классического зеркала. Камеры с байонетом A теперь называются ILC-A, с байонетом E — ILC-E. Исходя из имени, которое получили полнокадровые ILC-E, можно судить о том, что исчезает из линейки Sony и бренд NEX.

На прошедшей вчера презентации новинок мне удалось немного поработать с каждой камерой. Расскажу о них поподробнее.

Sony Alpha A7 и A7R

Две полнокадровые беззеркальные камеры как две капли воды похожи внешне. Черный металлический кирпичик, напоминающий скорее не своих предшественниц из линейки NEX, а что-то среднее между собственной моделью RX1 и камерой Olympus OM-D E-M1. Ассоциации с последней возникают из-за крупного выступа для хвата правой рукой (прорезиненного, как и подобает) и декоративного наплыва на верхней части для «пентапризмы» — на самом деле в нем прячется электронный видоискатель. Новинки не покоряют своей внешностью — но разве это требуется от камер подобного формата?

При этом они весьма небольшие и легкие. Габариты — 127 x 94 x 48 мм, вес — 474 грамма (A7), 465 граммов (A7R, сказывается отсутствие фильтра). В руке лежат отлично, радует сборка и качество материалов. Корпус пыле- и влагозащищен. Все на подобающем высоком уровне.

Несмотря на абсолютное внешнее сходство, камеры по-разному позиционируются: A7 преподносится как камера для продвинутых любителей, тогда как к A7R предлагается присмотреться профессионалам, четко знающим, как им использовать матрицу огромного разрешения без низкочастотного (антимуарного) фильтра.

Sony Alpha A7 оснащена, повторюсь, полнокадровой матрицей разрешением 24,3 мегапикселей с диапазоном светочувствительности от 100 до 25600 единиц ISO. Фокусировка — гибридная, на манер NEX-6 (вместе с контрастным АФ используется зона фазового АФ со 117 точками, расположенными ближе к центру). Скорость съемки — 5 кадров в секунду. Разрешение снимков — 6000 x 4000.

Sony Alpha A7R построена на базе 36,4-мегапиксельного сенсора без низкочастотного фильтра. Диапазон светочувствительности — тот же (ISO 100-25600). Фокусировка — контрастная. Скорость съемки — 4 кадра в секунду. Разрешение снимков — 7360 x 4144.

В остальном камеры абсолютно одинаковы. Они комплектуются новым процессором BIONZ X, который теоретически должен обеспечить лучшее подавление шумов и в три раза более быструю обработку снимков, чем процессор прошлого поколения. Помимо 3-дюймового поворотного в вертикальной плоскости дисплея с разрешением 921 600 пикселей, камеры оснащены OLED-видоискателем Tru-Finder с разрешением 2,4 млн точек, могут снимать Full HD видео с частотой 60 кадров в секунду, затвор обеспечивает диапазон выдержек от 1/8000 до 60 с. Запись ведется на карты памяти формата SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo. Интерфейсы: гнезда для наушников и микрофона, разъемы USB и HDMI.

Новинки выгодно отличаются от младших беззеркалок Sony удобной системой управления с множеством аналоговых органов, в том числе 9 различными настраиваемыми клавишами с 46 назначаемыми на них функциями. На верхней панели можно увидеть селекторы режимов и экспокоррекции. Управление, опять же, ближе к модели RX1.

А вот встроенного стабилизатора по матрице на новых камерах не появилось — рассчитывать можно только на стабилизированную оптику. Также нет и встроенных вспышек — зато в наличии «горячий башмак».

Беспроводные модули Wi-Fi и NFC позволяют получить доступ к каталогу приложений Sony PlayMemories Camera Apps (с их помощью можно добавлять различные эффекты, фильтры и новые полезные функции). Sony обещает, что на одном заряде аккумулятора и A7, и A7R смогут сделать по 330 снимков.

Мне удалось сделать несколько кадров на каждую из камер — но совсем немного, были ограничения и по времени, и по пространству для фотосъемки. Для полноценной оценки возможностей камер дождемся всестороннего тестирования (которое мы своевременно проведем). Тем не менее что-то посмотреть можно уже сейчас.

Sony Alpha A7 (объективы FE 55mm F1.8 и Macro 50mm F2.8 с ручным фокусом):

Sony Alpha A7R (объектив FE 55mm F1.8):

В продажу обе камеры поступят в начале декабря этого года. Sony Alpha A7 будет предлагаться в версии body за 59 990 рублей, с переходником на полнокадровые объективы LA-EA4 за 65 990 рублей, с объективом 28-70mm за 71 990 рублей. Sony Alpha A7R будет доступна только в версиях body (83 990 рублей), а с переходником LA-EA4 за 89 990 рублей.

К новым камерам будут доступны следующие аксессуары: рукоятка вертикального хвата VG-C1EM ценой 9990 рублей, кожаный футляр LCS-ELCA ценой 5490 рублей, защитная пленка на экран PCK-LM16 ценой 590 рублей. Переходники LA-EA4 и LA-EA3 (первый оснащен полупрозрачным зеркалом, обеспечивает полноценный автофокус) будут стоить, соответственно, 12 900 рублей и 6900 рублей.

Некоторые подробности по полнокадровой оптике под байонет E-mount. Планы Sony здесь можно назвать наполеоновскими. К апрелю 2014 года будут доступны 5 объективов, к концу 2014 года — 10, к концу 2015 года — 15. То есть практически все возможные потребности потенциальных пользователей полнокадровых ILC-E будут удовлетворены в течение двух лет.

Но на старте продаж камер можно будет получить только один из двух объективов: Sonnar T* FE 35мм F2.8 ZA (SEL35F28Z) будет стоить 32 900 рублей, а FE 28-70мм F3.5-5.6 OSS (SEL2870) пойдет в комплекте с моделью Sony Alpha A7. В свободную продажу он поступит в марте 2014 года по цене 19 990 рублей. С января следующего года будет доступен объектив Sonnar T* FE 55мм F1.8 ZA (SEL55F18Z) по цене 42 990 рублей, с февраля — Vario-Tessar T* FE 24-70мм F4 ZA OSS (SEL2470Z) за 49 990 рублей, с апреля — телефотообъектив FE 70-200мм F4 G OSS (SEL70200G) за 62 990 рублей.

Именно с растянутым по времени выходом специализированной оптики связано активное предложение с комплектным адаптером, позволяющим использовать любые уже доступные полнокадровые объективы под A-mount. Использование имеющейся оптики под байонет E-mount ограничено полуторным кропом (камера его делает автоматически, не допуская виньетирования).

Sony RX10

Очень интересен и новый суперзум топовой любительской линейки RX. Модель совсем нельзя назвать компактной, она сравнима по своим размерам с зеркальными камерами — 129 x 88 x 102 мм, вес — 813 граммов. При этом она предельно универсальна, это не обычный ультразум. В сочетании с однодюймовым 20,2-мегапиксельным CMOS-сенсором Exmor R (13,2 x 8,8 мм) с обратной засветкой (диапазон светочувствительности — 125—12800 ISO) используется объектив Carl Zeiss Vario Sonnar T*, который охватывает диапазон эквивалентных фокусных расстояний 24—200 мм. Максимальная диафрагма во всем диапазоне фокусных расстояний — F/2,8 (не уникальный, но очень приятный показатель), максимальный оптический зум — 8,3х. При этом объектив рассчитан и на макросъемку. Минимальное фокусное расстояние на широком угле — 3 см, 30 см на телерасстоянии.

Да, камера тяжелая и крупная, но она отлично лежит в руке, обладает комплексом удобных ручных органов управления, в том числе колесом регулировки диафрагмы прямо на объективе и шестью настраиваемыми кнопками. Есть и монохромный экранчик на верхней панели, помогающий оперативно контролировать все настройки. Шасси корпуса — из магниевого сплава, корпус пыле- и влагозащищен.

Контрастный автофокус дополнен приводом Direct Drive SSM (Super Sonicwave Motor), который должен обеспечивать быструю автоматическую фокусировку, в том числе режим следящей фокусировки. Максимальная скорость серийной съемки в режиме непрерывной фокусировки — 10 кадров в секунду.

Новинка получила тот же процессор, что и полнокадровые беззеркалки — Bionz X. Его использование позволило применить более совершенный алгоритм выборочного шумоподавления, а также уменьшить проявление дифракционного эффекта, который возникает при маленьких значениях диафрагмы.

Здесь используется электронный OLED-видоискатель Tru-Finder, а также поворотный в вертикальной плоскости 3-дюймовый дисплей с технологией White Magic разрешением 1 228 000 точек. Возможна съемка видеороликов в формате Full HD с частотой кадров 60 к/с, прогрессивной разверткой и битрейтом 28 Мб/с. Конечно, обязательны встроенные модули Wi-Fi и NFC. Интерфейсы: HDMI, USB, выход на наушники, вход для микрофона.

RX10 позиционируется как максимально универсальная камера, которая годится как для фото, так и для видео. Это видно и по приведенным выше характеристикам, и, например, по наличию в числе аксессуаров XLR-адаптера XLR-K1M, с которым RX10 превращается в профессиональный инструмент для съемки видео.

На RX10 мне также удалось сделать несколько снимков — качество ожидаемо неплохое. Привожу их здесь:

В продаже камера появится также в начале декабря и будет стоить 49 990 рублей.

Впечатления

С какими-то серьезными выводами, конечно, торопиться не стоит до полноценного тестирования камер. Но что-то понятно уже сейчас. Sony продолжает очень мощно выступать в секторе фотокамер. Да, SLT-серия с полупрозрачным зеркалом вызывала и будет вызывать споры, но в сегментах компактных и беззеркальных камер Sony выполняет роль первопроходца, не просто выпуская интересные модели, но создавая, по сути, новый рынок.

С полнокадровыми беззеркалками все более-менее понятно. Это едва ли не самые ожидаемые камеры в индустрии — и, несмотря на достаточно высокую стартовую цену и необходимое время для наполнения парка оптики, публика у этих камер найдется.

RX10, возможно, даже более интересна. По совокупности качеств она выглядит своеобразной преемницей легендарной модели R1 — самой универсальной камерой на рынке. Другое дело, что из-за своей цены она оказывается в тисках широкого круга камер со сменной оптикой. Так что тоже все далеко не так просто.

В любом случае, по первому впечатлению новинки смотрятся очень хорошо — и по исполнению, и по характеристикам.

Полноценные обзоры всех камер своевременно появятся на Hi-Tech.Mail.Ru. Оставайтесь с нами.