Обзор фотокамеры Sony RX100 II: новое поколение топового компакта

Выпуск компактных камер с крупной матрицей оказался для компаний выгодным шагом не только с имиджевой точки зрения (небольшая камера, приближающаяся по качеству съемки к беззеркалкам или зеркалкам начального уровня — хороший бонус в карму компании), но и с точки зрения продаж. При сохранении небольших размеров (что не получилось у Canon с моделью G1 X) подобное решение привлекает повышенный интерес как со стороны обычных любителей, так и со стороны энтузиастов, ищущих вторую камеру. В этом сегменте несколько оторвались от конкурентов Fujifilm с моделями X10/X20 и Sony, выпустившая достаточно дорогую, но тем не менее серьезно выстрелившую модель RX100. Решив не застаиваться на месте, Sony продолжила работу, спустя год выпуская обновление для этой камеры, получившее имя RX100 II.

Sony пошла по пути наращивания вооружений, сделав камеру еще более дорогой, но и более совершенной: обновлена матрица стандарта 1'' (добавлена обратная подсветка сенсора), добавлен поворотный экран, стал доступен аксессуарный порт «горячий башмак», по веянию времени добавился беспроводной модуль Wi-Fi и NFC. При этом относительно сохранены карманные габариты (хотя камера стала чуть более толстой из-за шарнира поворотного экрана, конечно). Внешне практически не изменившаяся камера получила очень значимый пакет обновлений, позволявший назвать ее, например, RX200 — и несмотря на то, что этого не произошло, недооценивать RX100 II не стоит, это действительно новая камера. Кстати, занятный факт — новинку можно называть как RX100 II (так написано на корпусе), так и RX100 M2 (написано на коробке). Такое ощущение, что сотрудники Sony разошлись во мнениях о правильном написании и решили взять оба варианта.

Основные характеристики

  • Матрица: тип 1.0 (13,2 x 8,8 мм), Exmor CMOS, с обратной подсветкой; эффективное разрешение — 20,2 Мп
  • Объектив: Carl Zeiss, фокусное расстояние — 10,4-37,1 мм (35 мм эквивалент 28-100 мм); F1,8 (Широкоуг.) — 4,9 (Теле); минимальная дистанция фокусировки на широком угле — 5 см, на теле — 55 см; цифровой зум — 2х; функция шагового масштабирования
  • Стабилизатор изображения: оптический, Steady Shot
  • Размер снимков: до 5472 x 3648
  • Формат снимков: JPEG, RAW (формат Sony ARW 2.3)
  • Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB
  • Соотношение сторон: 3:2, 16:9, 4:3, 1:1
  • Режим Sweep Panorama, разрешение до 12 416 × 1 856
  • Видео: до 1920 x 1080, 50p, 28 Мбит/сек; формат записи — AVCHD, MP4; стереомикрофон, подавление шума ветра; добавлен режим видеозаписи в FullHD-разрешении при 24 кадрах в секунду
  • Светочувствительность: от 160 до 12800 ISO с расширением до 100, 125 и 25600; шумоподавление Multi-Frame NR
  • ЖК-дисплей: LCD TruBlack, диагональ 3'', общее число точек 1 288 000; наклонный
  • Максимальная скорость серийной съемки: 10 кадров/c
  • Выдержка: 30-1/2000 с
  • Фокусировка: контрастный фокус; многоточечная (25 точек), центровзвешенная, универсальная точечная, ручная; подсветка автофокуса
  • Экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная; брекетинг
  • Экспокоррекция: +/-3,0 EV при шаге 1/3 EV
  • Баланс белого: Авто, Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентный теплый белый, Люминесцентный холодный белый, Люминесцентный дневной белый, Люминесцентный дневной, Вспышка, Цветовая температура/Фильтр, Пользовательский
  • Режимы экспозиции: iAuto, iAuto+, Программируемая автоэкспозиция (P), Приоритет диафрагмы (A), Приоритет выдержки (S), Ручной (M), Cюжетный, Пользовательский (MR), Панорама, Видео
  • Сюжеты: Портрет / Повышение резкости движущихся предметов / Спортивные соревнования / Животные / Гурман / Макро / Пейзаж / Закат / Ночь / Съемка с рук в сумерках / Ночной портрет / Фейерверк / Высокая чувствительность
  • Художественные стили: стандартный, яркий, портрет, пейзаж, закат, ч/б
  • Спецэффекты изображения: Игрушечная камера, Яркие цвета, Постеризация, Ретро-фотографии, Гамма светлых тонов, Частичные цветовые фильтры, Высокая контрастность Mono., Мягкий фокус, Рисование HDR, Насыщенное монохромное изображение, Миниатюра, Акварель, Иллюстрация
  • Динамический диапазон: Выкл., D-Range Optimiser (Авто, LV 1-5), Auto HDR (автоэкспозиция, настраиваемая экспозиция: до 6 EV, от 1,0 EV до 6 EV с шагом 1 EV)
  • Вспышка: встроенная, ведущее число (при ISO 100) — 3, система замера вспышки — TTL с предвспышкой, компенсация вспышки — +/-3.0 EV (с шагом 1/3 EV), время перезарядки — около 4 с
  • Носители: карты памяти Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo/; SD/SDHC/SDXC
  • Интерфейсы: USB 2.0, HDMI
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, NFC

Цена в фирменном магазине Sony — 27 990 рублей.

Дизайн и конструкция

Как я уже писал выше, внешних изменений практически нет. RX100 II обзавелась поворотным экраном, а также горячим башмаком, заметными невооруженным глазом — эти вещи делают корпус камеры чуть более массивным визуально, но в целом ситуация не изменилась. Аккуратный металлический корпус со скругленными краями, лишенный модных ретро-мотивов, в единственном цветовом исполнении — черном. Минимум выступающих деталей — хотя продвинутый статус модели подчеркивается вынесенным на верхнюю панель селектором режимов.

Габариты RX100 II — 101,6 x 58,1 x 35,9 мм. Вес — 281 грамм. В руке камера лежит не слишком здорово, ни выступа, ни наплыва под хват правой рукой не предусмотрено (зато есть прорезиненная площадка для упора большого пальца правой руки). Но за счет металлического, а не пластикового корпуса камера не выскальзывает из рук. При этом по своему хвату это классическая «мыльница», статус здесь играет меньшую роль, нежели габариты.

Функциональные элеметы. На лицевой панели расположен телескопический объектив с кольцом зуммирования, а также светодиод подсветки автофокуса.

На правом ребре мы видим прикрытые индивидуальными крышечками универсальный разъем для зарядки и соединения с ПК (microUSB) и порт HDMI. Справа и слева есть проушины для ремешка на запястье. Слева других функциональных элементов нет.

На верхней панели мы видим выскакивающую вертикально вспышку, горячий башмак, кнопку включения, кнопку спуска, совмещенную с вынесенным вперед язычком зуммирования, а также селектор режимов.

Снизу находится отсек для батареи и карты памяти, совсем рядом с ним — штативное гнездо. Чуть правее — площадка для NFC-соединения.

На тыльной панели расположен поворотный экран, а также управляющие клавиши: запись видео, функциональная кнопка, вызов меню, воспроизведения, справка/удаление снимков, пятипозиционный навигационный джойстик, совмещенный с поворотным кольцом.

Качество сборки Sony RX100 II визуально вызывает уважение. Металлический корпус, строгость всех элементов. Но на деле на корпусе легко появляются сколы даже при спокойном использовании, переноске камеры в кармане. От подобного устройства ожидаешь большего. Так что рекомендую заблаговременно обзавестись чехлом для RX100 II.

Интерфейс и управление

Схема управления совершенно не изменилась в сравнении с первой RX100, за подробным описанием отошлю к соответствующему обзору. Здесь просто скажу об общих впечатлениях.

Благодаря вынесенному селектору режимов и достаточному числу клавиш быстрого доступа к важным настройкам (помимо четырех вокруг навигационной клавиши, за различные настройки отвечают и стороны ее самой, причем частично вынесенные туда настройки можно задавать самостоятельно), RX100 II приближена к камерам для энтузиастов. Но, конечно, говорить об оперативности, присущей даже любительским зеркальным камерам, не приходится — для аналоговых органов управления на все функции элементарно не хватает полезного пространства на корпусе камеры.

Из того, что можно было бы добавить к имеющемуся на камере, стоит отметить сенсорный экран (которого по какой-то причине RX100 II лишена) и быстрое меню, доступное, например, на модели RX1 — вместо него приходится последовательно нажимать клавишу Fn, «докручивая» до нужной настройки. Также не слишком удачно реализована смена типа автофокуса.

На месте и советы по фотосъемке, активирующиеся отдельной кнопкой.

Встроенного видоискателя нет, опять же, в целях экономии пространства. Но, благодаря наличию горячего башмака, на камеру можно крепить опциональный видоискатель в случае надобности, что было невозможно на модели RX100.

Экран. RX100 II, в отличие от предшественницы, получила поворотный экран в вертикальный плоскости, облегчающий наведение в условиях яркого солнечного света, а также наведение на объекты, расположенные ниже или выше роста пользователя. Очень уместная вещь, особенно для камеры, лишенной видоискателя. Сам экран современный — очень яркий, с хорошей цветопередачей и свободными углами обзора.

Функциональность

На RX100 II устанавливается обновленная матрица. Физические характеристики те же самые — однодюймовый формат (13,2 х 8,8 мм) Exmor CMOS разрешением 20,2 Мп, но добавлена обратная подсветка матрицы, обеспечивающая теоретически улучшенную работу в условиях слабого освещения, а также расширенный диапазон светочувствительности: с ISO 160 до ISO 12800, с возможностью расширения до ISO 100 и ISO 25600. За год, прошедший с момента выпуска RX100, расстановка сил на рынке не изменилась — однодюймовая матрица остается одной из самых крупных среди конкурентов (за исключением Canon G1 X). Единственное, что разрослось число компактов с объективом-фиксом, оснащенных матрицей формата APS-C (Nikon Coolpix A, Ricoh GR), — но это несколько иной формат, RX100 II играет в другой лиге.

Насчет процессора и системы постобработки сказать уверенно ничего нельзя, Sony не дает своим процессорам порядковых номеров и не особо раскрывает карты в этом вопросе. Факт в том, что скорость серийной съемки осталась прежней — 10 кадров в секунду. Длина серии — в районе 13 кадров формате JPEG и 10 кадров в формате RAW, при этом скорость съемки в формате RAW близка к заявленной, в отличие от прошлой версии RX100. Да и вообще с форматом без сжатия новинка работает увереннее, не тратя лишнего времени на обработку снимков; при этом на включение и переключение режимов уходит достаточно много времени — так что назвать эту камеру шустрой все равно трудно. С другой стороны, никто и не требует от компакта репортажной оперативности.

Автофокус не изменился — он выполнен по контрастной схеме; в простых ситуациях вроде пейзажной съемки он быстр, с определением лица также справляется отлично. В ситуациях, где важно точно замерить расстояние до объекта, работает значительно медленнее и допускает ошибки. Для макросъемки камера также подходит не слишком здорово — минимальная дистанция фокусировки 5 см на широком конце и 55 см на длинном. Следящая фокусировка тоже оставляет желать лучшего.

Имеется достаточно эффективная встроенная оптическая стабилизация Steady Shot. Доступна и для фото-, и для видеосъемки.

Есть встроенная вспышка, лишенная вынесенной кнопки или рычажка активации. Очень маленькая и слабенькая: ведущее число 3.

Режимы съемки упомянуты в списке характеристик. Уточню, что, помимо имеющихся на селекторе, есть доступ и к режиму Bulb при выкручивании выдержки до максимальной величины. Режим iAuto+ отличается от обычного авторежима подключением аппаратного подавления размытости и помех при помощи записи в каких-то ситуациях нескольких кадров с последующим их наложением.

Важным обновлением можно назвать ступенчатую систему зуммирования, позволяющую поворотом кольца вокруг объектива быстро переключаться между пятью основными для этой камеры дистанциями фокусировки: 28 мм, 35 мм, 50 мм, 70 мм и 100 мм.

Программные возможности камеры хорошо знакомы по предыдущим камерам Sony, с которыми мы общались: Sweep Panorama, 3D-панорама, Auto HDR, подбор оптимального динамического диапазона, борьба с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров, эффект мягкой кожи. Есть брекетинг по экспозиции, по балансу белого. Имеются программные режимы изменения цветовой палитры. При выборе режимов протяжки доступен таймер автопортрета — при его активации включается автоспуск после определения лица в кадре; никуда не делось и автоматическое кадрирование портретов в режиме опознавания лиц — забавно, что порой камера кадрирует и всякие посторонние объекты, принятые за лица.

Выше можно увидеть пример работы встроенной склейки HDR. Слева — снимок без HDR, справа — с HDR.

Эффекты «творческой» постобработки изображения почти не изменились, хотя и пополнились несколькими вариациями на уже имеющиеся в арсенале. Радикально ничего не поменялось — да и не должно было, по этим эффектам Sony держится во главе пелотона, наряду с Olympus и Pentax.

Беспроводные соединения. Sony RX100 II по последней моде оснащена модулями Wi-Fi и NFC, дающими возможность управлять камерой со смартфона (полезно для автопортретов, например, или при установке камеры в труднодоступном месте), быстро передавать снимки без проводов на смартфон/планшет/компьютер, распечатывать их на принтере, поддерживающем Wi-Fi. Причем для соединения со смартфоном не обязательно вводить логин и пароль, если смартфон поддерживает NFC — очень удобно, и странно, что кроме Sony и Panasonic никто пока не использует NFC в своих камерах. К слову, работа с RX100 II в режиме управления со смартфона не отличается от таковой в случае работы со смартографом QX100 — разве что ручные настройки недоступны; на мой взгляд, связка «компактная камера с Wi-Fi+смартфон» значительно более перспективна, нежели «смартфон+специальный модуль» из-за минимальной разницы в модели использования, но куда большей универсальности отдельной камеры.

Видео. RX100 II умеет писать видео в форматах AVCHD или MP4 разрешением до 1920 х 1080 с прогрессивной разверткой и частотой 50 кадров в секунду; во второй версии появилась возможность записывать видео в «кинематографическом» формате с 24 кадрами в секунду и прогрессивной разверткой. Плюс стереомикрофон с шумоподавлением и ручные настройки. Превосходные показатели для компактной камеры — в своем форм-факторе у RX100 II в плане видео нет, по сути своей, конкурентов.

Качество съемки

В то множество изменений, которые делают RX100 II полностью новой камерой, не вошел объектив. Он оставлен точно таким же: это Carl Zeiss Vario-Sonnar T F1.8-4.9 с 3,6-кратным оптическим зумом (10,4-37,1 мм или 28-100 мм в 35 мм эквиваленте). Он вполне неплох в плане светосилы на широком угле, а также достаточно резок на всем диапазоне фокусных расстояний, но не отличается высокой светосилой на длинном угле и весьма слаб в плане разрешающей способности, не дающей полностью раскрыться 20-мегапиксельной матрице. Хроматические аберрации имеются, но получить их не так уж просто — проблемой RX100 II их точно не назовешь.

Авторежим очень неплох. Во-первых, как говорилось выше, их тут два (в одном из случаев камера использует метод многократной экспозиции для съемки против света или в условиях слабого освещения). Во-вторых, камера прилично работает с автоматическим балансом белого, оставляя минимум пространства для претензий. Но замер экспозиции не всегда радует — благо есть оптический стабилизатор, справляющийся в случаях, когда камера выставляет «недодержку».

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 160

ISO 200

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Камера ожидаемо показывает превосходный уровень работы на низких ISO, радуя детализацией и четкостью передачи картинки. Но и на высоких ISO RX100 II не ударяет в грязь лицом — чего и следовало ожидать после очень достойно работавшей в этом плане предшественницы. Можно свободно чувствовать себя в диапазоне вплоть до ISO 800 и не особенно расстраиваться, если приходится выставлять ISO 1600. Даже на ISO 3200 при невысоких требованиях к детализации картинки снимать вполне можно. Но, учитывая специфику камеры (светосильный объектив на широком угле), прибегать к этому придется не так уж часто. Стоит сказать, что хорошо заметен и прогресс при работе на высоких ISO по сравнению с RX100 — работа задней подсветки сенсора налицо.

Пример работы встроенного шумоподавления. Слева направо — от уровня «низкий» через «стандартный» к «высокому». Снимки сделаны на ISO 3200.

По качеству картинки RX100 II повторяет, по сути, предшественницу: достойная цветопередача с детализацией кадра, неплохое для компакта размытие фона (за счет крупной матрицы — но слегка нивелирующееся при зуммировании за счет падения светосилы), средний динамический диапазон, расширить который помогает программный оптимизатор. Это по-прежнему один из лучших компактов, если говорить о чистом качестве съемки.

Галерея снимков, сделанных на Sony RX100 II:

Батарея

Комплектуется RX100 II той же литий-ионной батарейкой NP-BX1 емкостью 1240 мАч, которой теперь хватает снимков на 310—320. Sony слегка оптимизировала функционал камеры — время автономной работы увеличилось. Для компакта это, в любом случае, очень хороший уровень.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Sony RX100 II — чрезвычайно логичное, продуманное и ожидаемое пользователями продолжение очень удачной модели. Сразу же после выхода первой RX100 стали ходить разговоры «сюда бы еще горячий башмак», «а экран бы поворотный» и так далее. Вот, пожалуйста, спустя год, не затягивая, Sony выпускает своеобразный «патч»: и башмак, и поворотный экран, и подрихтованные (но не решенные) проблемы со скоростью работы, и Wi-Fi/NFC, и даже новая матрица.

Соответственно, выросла и цена. На старте продаж второе поколение RX100 стоит на три тысячи дороже первого — то есть 27 990 рублей. Впрочем, как выяснилось, очень высокая цена (на уровне беззеркалок средней руки и любительских зеркалок в kit-комплектации) не стала препятствием для популярности модели. Но назвать ценник разумным все равно достаточно трудно, особенно с учетом надбавки. Это ключевой недостаток модели.

При этом, на мой взгляд, обмен первой RX100 на вторую имеет смысл, если вы приверженец этой модели и она в целом вас устраивает — обновления действительно делают ее более универсальной и удобной в использовании. Есть выигрыш и по качеству картинки в темное время суток, но уже не такой значительный. Если рассматривать ее как первую или дополняющую камеру, у нее есть достаточно серьезные конкуренты — в первую очередь, Fujifilm X20 с матрицей меньшего размера, более крупными габаритами и без Wi-Fi/NFC, но при этом чуть менее дорогая, с лучшей оптикой и удобным управлением. И это достаточно сложный выбор.