Обзор Panasonic Lumix GH4: беззеркалка для профессиональной видеосъемки

Panasonic шесть лет назад своей моделью G1 дала старт новому направлению в мире фотокамер — беззеркальным аппаратам со сменной оптикой. Ее преемницей стала вышедшая год спустя модель GH1, получившая вдобавок к своим фотовозможностям способность записывать видео. И с каждым поколением серии эта способность раскрывалась все более полно. Уже GH2 была фотокамерой с ярко выраженным акцентом на видео, а модель GH3, вышедшая полтора года назад, и вовсе казалась видеокамерой в теле фотоаппарата. GH4 в полной мере поддерживает эту традицию, становясь не просто фотокамерой, способной записывать 4К-видео, а одним из первых относительно массовых устройств с возможностью записывать видео в UHD-разрешении на профессиональном уровне.

Это достигнуто в первую очередь за счет нового четырехъядерного процессора Venus Engine IX: благодаря ему Panasonic Lumix GH4 может не только писать видео с разрешением до 4096 x 2160, но и делать это с высоким битрейтом (100 Мбит/с); а FullHD-видео (1920 х 1080) записывается с битрейтом до 200 Мбит/с.

По сути, мы имеем дело с профессиональной видеокамерой (добавляем сюда выход HDMI с возможностью прямой трансляции, выход на наушники, вход для микрофона, три формата записи).

Но и функциональность GH4 как фотокамеры тоже вызывает уважение — здесь применен обновленный сенсор Live MOS формата Micro Four Thirds с расширенным диапазоном светочувствительности, установлен новый механический затвор с предельно короткой выдержкой в 1/8000, установлена новая вспышка, новые экран и видоискатель. Изменения коснулись не только области видеосъемки, мы имеем дело с полностью новой универсальной камерой.

Основные характеристики

  • Матрица: Live MOS, стандарт Micro Four Thirds (17,3 х 13 мм), эффективное разрешение 16,05 Мп; фильтр первичных цветов
  • Байонет: Micro Four Thirds
  • Ультразвуковая система очистки матрицы
  • Разрешение снимков: до 4608 x 3456
  • Процессор: Venus Engine IX (четыре ядра)
  • Видоискатель: встроенный электронный, OLED, увеличение 1,34x / 0,67x, разрешение 2 359 000 точек, 100% покрытие кадра; настройка по диоптриям
  • Дисплей: OLED, сенсорный, поворотный, диагональ 3 дюйма, разрешение 1 036 000 точек
  • Фокусировка: одиночная, гибкая, непрерывная, ручная, ручная + автоматическая, слежение; обнаружение лиц, глаза, фокусировка на 49 участках, фокусировка на 1 участке, сенсорная фокусировка, помощь ручной фокусировке посредством сенсорного экрана. Контрастный автофокус, система LightSpeed
  • Затвор: шторно-щелевой
  • Замер экспозиции: мультизонный, центровзвешенный, точечный; 1728 точек; диапазон EV0-18 (светосила F2.0, эквивалент ISO100)
  • Серийная съемка: до 40 кадров/c при активации электронного затвора, до 12 кадров/с с механическим затвором
  • Светочувствительность: автоматическая, интеллектуальная светочувствительность ISO, диапазон 200—25600, расширение до ISO 100
  • Диапазон выдержки (сек.): 1/8000 — 60, Bulb
  • Баланс белого: авто, дневной свет, облачность, тень, лампы накаливания, вспышка, 4х ручная установка, установка цветовой температуры
  • Соотношение сторон: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1 (видеосъемка во всех форматах за исключением 1:1)
  • Режимы работы: программный, приоритет диафрагмы, приоритет затвора, ручной, iA, творческий контроль, пользовательские режимы (х3), ручное видео
  • Творческий контроль (частично доступен при видеосъемке): выразительный, ретро, старые времена, высокотональный, низкотональный, монохром, динамический монохром, сепия, грубый монохром, мягкий монохром, «выразительное искусство», высокодинамичный, кросс-процесс, эффект мыльницы, яркое изображение с эффектом мыльницы, пропуск отбеливания, миниатюра, мягкий фокус, фэнтези, звездный фильтр, выделение цвета, солнечное сияние
  • Регулировка цвета: стандартный, яркий, естественный, монохром, пейзаж, портрет, пользовательский
  • Формат файла фото: JPEG(DCF, Exif 2.3), RAW, MPO (при установке 3D-объектива)
  • Видео: разрешение 4096 x 2160 MOV/MPEG4 (до 24 кадров/с, битрейт до 100 Мбит/с), разрешение 3840 x 2160, MOV/MPEG4 (до 30 кадров/с с прогрессивной разверткой, битрейт до 100 Мбит/с), разрешение 1920 х 1080 MOV/MPEG4 (до 60 кадров/с с прогрессивной разверткой, битрейт до 200 Мбит/с), AVCHD (до 60 кадров/с с прогрессивной разверткой, битрейт до 28 Мбит/с); разрешение 1280 х 720, 640 х 480
  • Вспышка: встроенная TTL, выскакивающая, синхронизация менее 1/250 с, ведущее число 12 при ISO 100/м, 17 при ISO 200/м
  • Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC и SDXC
  • Интерфейсы: USB, miniHDMI, разъем для наушников, разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ, синхронизация с внешней вспышкой
  • Встроенный модуль Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n)

Официальная цена на версию без объектива (body) — 69 999 рублей. Kit-версия с объективом 14-140 мм стоит в 89 999 рублей.

Дизайн и конструкция

Panasonic Lumix GH4 внешне практически не отличается от своей предшественницы. Разве что стала еще на толику крупнее, прибавив в толщине 1,9 мм (теперь габариты составляют 132,9 x 93,4 x 83,9 мм). Вес — 560 граммов с батареей и картой памяти. Это по-прежнему самая крупная беззеркальная камера — но от нее и не требуется изящества и карманности, это серьезный инструмент, где все подчинено не дизайну, но удобству. Крупный выступ под хват правой рукой, обширная облицовка прорезиненным материалом. Корпус сделан из магниевого сплава, пыле- и брызгозащищенный, всепогодный и рассчитан на работу в самых сложных условиях (для камеры характерны мощные заглушки для интерфейсов, плотные крышки батарейного отсека и отсека для карты памяти). Цвет — только черный. Суровость и простота. Качество сборки, конечно, превосходное.

Хват очень удобный. Эргономика GH4 придется по вкусу опытным фотографам и видеографам, привыкшим работать с зеркальными камерами. Что, впрочем, нельзя считать каким-то порогом вхождения для других пользователей, камера универсальна.

Функциональные элементы. На лицевой панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, лампу подсветки автофокуса и разъем для внешней вспышки, прикрытый крышкой на резьбе.

На левом ребре находятся основные интерфейсы: проприетарный miniUSB (служит как для связи с ПК, так и для передачи AV-сигнала), microHDMI, разъемы для наушников и микрофона.

На правом — вынесенный отдельно отсек для карты памяти SD и разъем для пульта ДУ. Тут же находится коннектная площадка для мобильного устройства с NFC. По обе стороны располагаются, конечно, и проушины для наплечного ремешка.

Верхняя панель: слева находится переключатель режимов протяжки и брекетинга; по центру расположена вспышка (кнопка ее активации — на левом ребре выступа видоискателя), горячий башмак и стереомикрофон; справа виден селектор режимов с язычком выключателя и индикатором состояния и кнопкой его блокировки, кнопка спуска, селекторный диск, кнопки регулировки баланса белого, светочувствительности и экспокоррекции, функциональная кнопка и индикатор работы модуля Wi-Fi.

Нижняя панель включает в себя батарейный отсек, два аксессуарных порта (к интерфейсу батарейной ручки добавился разъем для профессионального видеообвеса), штативную резьбу, отнесенную достаточно далеко от батарейного отсека, чтобы фотограф имел к нему доступ и установив камеру на штатив.

Тыльная часть: центральную позицию занимает поворотный OLED-дисплей диагональю три дюйма; над ним есть кнопка воспроизведения, функциональная кнопка (по умолчанию переключающая режим визирования), электронный видоискатель, переключатель режимов фокусировки, совмещенный с кнопкой блокировки фокуса/экспозиции, кнопка видеозаписи; справа от экрана еще три функциональные кнопки (отвечающие по умолчанию за вызов быстрого меню, смену режимов автофокуса, возврат в предыдущее меню и удаление снимков), кнопка изменения отображаемой на дисплее информации, пятипозиционный джойстик, окантованный подвижным кольцом, и селекторный диск на самом верху. Также тут находится динамик.

Интерфейс и управление

Как и в случае с дизайном, система управления не претерпела значимых изменений в сравнении с GH3 с характерным для модели обилием вынесенных на корпус органов управления (в том числе целых пять настраиваемых клавиш, два селекторных диска + кольцо вокруг навигационного блока), двумя селекторами (режимов и протяжки). Это обеспечивает оперативность в управлении основными параметрами, а также удобство настройки всех функций под себя. Единственное изменение в сравнении с GH3 — появившаяся кнопка блокировки селектора режимов.

Причем она работает не по принятой схеме «одним пальцем зажал, другим крутишь», а блокируется-разблокируется по одному нажатию. В принципе, блокировкой можно и вовсе не пользоваться — ход у селектора достаточно тугой и четкий, самостоятельных переключений в сумке должно быть минимум. А вот язычок электронного зуммирования, характерный для моделей G-серии, так и не появился — даже на таком крупном корпусе места хватает не для всего. Но и без него система управления не вызывает нареканий.

Интерфейс также не изменился. На месте не очень удобное быстрое меню (с нелогичной и громоздкой схемой перемещения к подменю), основное меню лишилось «сенсорного» главного экрана, что слегка повлияло на скорость перехода между разделами, русификация исполнена по-прежнему довольно слабо, система управления сюжетными и художественными режимами с большими иконками осталась. За счет трех дисков-селекторов оперировать различными настройками очень удобно.

На экране Live View можно вывести основные параметры съемки, сетку, гистограмму, виртуальный горизонт. Отмечу, что гистограмма работает и в режиме видеосъемки — это редкость для фотокамер. Но, помимо визирования, главный экран можно использовать для вывода основных параметров съемки в виде чувствительной к прикосновениям матрицы — своеобразное быстрое меню, значительно более удобное, нежели традиционное. Если вы привыкли строить кадр через видоискатель, такая возможность может оказаться весьма полезной.

За счет использования сенсорной поверхности экрана какие-то вещи можно задавать прикосновением пальца к нему. При оперировании функциями, связанными с Wi-Fi, а также выборе точки фокусировки это может быть удобно. Сделано это при помощи емкостной технологии, одновременно обеспечивающей очень хорошую чувствительность и точность реакции (по сравнению с прошлыми камерами Panasonic прогресс очевиден) и не позволяющей управлять экраном в перчатках, что может быть в наших условиях критично.

Видоискатель обновлен. Это по-прежнему OLED, но с увеличенным разрешением в 2 359 000 точек; увеличение 1,34x / 0,67x, разрешение, 100% покрытие кадра. Отличная четкость и стабильность работы при искусственном свете (миниатюрный экранчик не «стробит») сопутствуют. Запаздывания минимальны.

Улучшен и экран. Это, опять же, OLED, но разрешением 1 036 000 точек. Очень яркий, он хорошо себя проявляет и в прямых солнечных лучах. При этом нет характерной для некоторых OLED неестественности при выводе цветов. Экран поворотный традиционно для Panasonic на 270 градусов в вертикальной плоскости и на 180 градусов в горизонтальной. Задачи во что бы то ни стало сократить габариты не стояло — в итоге установлен оптимальный шарнир.

Функциональность

Panasonic Lumix GH4 оснащена обновленным сенсором Live MOS стандарта Micro Four Thirds (физические габариты 17,3 х 13 мм, двойной кроп) эффективным разрешением 16,05 Мп. Изменения коснулись диапазона светочувствительности, увеличенного до ISO 200—25600 с возможностью программного расширения до ISO 100 (будет небольшое падение детализации по сравнению с ISO 200, зато вырастут возможности по использованию открытой диафрагмы в солнечный день). Главное, что изменилось — использован новый процессор Venus Engine IX, за счет которого камера может оперировать видео в 4К и с огромным битрейтом. Но об этом — ниже. Сейчас мы говорим о фотосъемке.

Камера не оставляет пространства для претензий по скорости работы. На включение, несмотря на необходимость активировать дисплей или электронный видоискатель, уходит менее секунды, мгновения занимает переход между режимами. Быстро идет запись на карту памяти — запись отдельных файлов практически не занимает времени, быстро справляется GH4 и с записью серии. Скорость серийной съемки выросла в два раза — камера может «щелкать» со скоростью до 12 кадров в секунду при использовании механического затвора и до 40 кадров в секунду с электронным и при понижении разрешения. Буфер достаточно серьезен, задержка происходит только в районе 40—45 снимка при записи RAW, в зависимости от выставленных параметров. Длина серии JPEG ограничивается только размером и скоростью карты памяти (все тесты мы проводим на карту памяти стандарта UHS-I). При включении непрерывного следящего автофокуса скорость серийной съемки, естественно, снижается — при этом отмечу качественную его работу.

Автофокус не изменился — контрастный, Lightspeed AF, с 49 точками, обеспечивает предельную скорость фокусировки, причем даже в условиях недостаточного освещения (фирменная фишка Panasonic, автофокус остается рабочим и при EV-4. Точность же — не сильная сторона этой системы, к сожалению. У автофокуса сохранились проблемы с определением расстояния до объекта съемки. Частично спасает переключение на систему фокусировки с принудительным задаванием точки с возможным последующим задаванием точки оперативно при помощи сенсорного экрана.

Но полностью справиться с проблемой, возникающей как при фото-, так и при видеосъемке, помогает только ручное наведение на резкость. С помощью в этом деле у GH4 как раз все хорошо: есть и увеличение зоны наведения на резкость, и настраиваемая подсветка контрастных зон резкости (focus peaking). За счет их сочетания перебрасывать фокус вручную становится очень удобно, процесс сильно ускоряется.

Обновлен затвор — он допускает работу на выдержках вплоть до 1/8000. Срок службы продлен до 200 000 срабатываний. Камера умеет снимать практически бесшумно — можно и отключить сигнализацию о наведении на фокус, и включить электронный затвор вместо механического.

Режимы съемки. На селекторе режимов мы не видим ничего особенно нового для Panasonic: P/A/S/M, 3 пользовательских (количество выдает профессиональную ориентацию камеры, но при этом ни один из них не может быть выделен специально под видеосъемку), видеосъемка с ручными настройками, полный автомат, художественные режимы (с накладыванием различных фильтров). Сюжетные режимы из списка исчезли.

Набор фильтров мало меняется от модели к модели в линейке Lumix, но по чуть-чуть пополняется новыми возможностями. На GH4 они, впрочем, ничем не отличаются от тех, что мы видели на GX7. Примеры съемки с различными примененными фильтрами можно увидеть выше. Также доступны вариации по цветопередаче.

Естественно, этим программные возможности камеры не ограничиваются. Камера умеет программно высветлять тени, работать с разрешением (и то и другое, на мой взгляд, не слишком эффективно), компенсировать тени, при работе со вспышкой убирать эффект красных глаз. Есть и цифровой зум при помощи кропа. Доступны и несколько новых функций: «зебра» позволяет вывести на экран отметки зон пересвета при помощи черно-белых полос; «свет/тени» — аналогичная представленной на Olympus наглядная схема быстрого выставления приоритета светов или теней на снимке.

Камера может достаточно эффективно склеивать HDR (причем делать снимки с заданным диапазоном экспозиций), делать снимки с мультиэкспозицией и автоматически производить интервальную съемку (с числом снимков до 9999 и таймером до 24 часов).

Пример снимка с HDR (слева — без него).

Вспышка устанавливается на GH4 достаточно мощная: ведущее число 12 при ISO 100/м, 17 при ISO 200/м; синхронизация работает на 1/250 с. Она снабжена электронной кнопкой, таким образом она защищена от случайных срабатываний и последующих повреждений в сумке.

Камера не обладает встроенным матричным стабилизатором изображения — полагаться остается только на стабилизированную оптику. С учетом заточенности камеры под съемку видео и при доступном (пусть и не блестящем) стабилизаторе на модели GX7 такое решение выглядит не слишком обоснованным.

Беспроводные соединения. Panasonic Lumix GH4 оснащена модулями Wi-Fi и NFC, по последней моде. Эта функция используется в первую очередь для двух вещей: удаленного управления (с сохранением полной функциональности и моторизованным зумом в случае его наличия) и быстрой беспроводной передачи снимков на мобильное устройство или в облако. Камера синхронизируется с гаджетами на iOS и Android при установке специального приложения. Снимки можно просматривать на поддерживающем Wi-Fi телевизоре, доступна функция немедленной отправки снимков в облако после съемки. Главное отличие от GH3: изменились способы синхронизации с мобильными устройствами — с помощью выводимого на экран QR-кода и при помощи NFC-модуля (касанием смартфоном/планшетом специальной области на корпусе); очень удобно.

Видео. Главное изменение в этом плане — появившаяся с новым процессором возможность писать видео в UHD-разрешении (3840 x 2160; 4096 x 2160), а также увеличившийся битрейт съемки в FullHD. 4К-видео пишется с битрейтом 100 Мбит/с (практически минимально допустимый для сохранения качества изображения), FullHD — вплоть до невероятного 200 Мбит/с; пространство для постобработки открывается неограниченное, здесь GH4 на полном серьезе соперничает с Blackmagic и ARRI.

GH4 умеет писать видео с тремя различными типами контейнеров: AVCHD, MOV, MP4. UHD доступно в MOV и MP4, равно как и FullHD с 200-мбитным битрейтом; частота — до 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой для 1920 х 1080, до 30 кадров в секунду для 3840 x 2160, до 24 кадров в секунду для 4096 x 2160. В формате AVCHD доступна съемка со скоростью до 50 кадров в секунду с прогрессивной разверткой и битрейтом 28 Мбит/с. Доступен и режим записи видео для загрузки в интернет — FullHD MP4 до 30 кадров/с с прогрессивной разверткой, битрейт до 20 Мбит/с. GH4 может писать видео длиной до 220 минут (плюс 100 минут относительно GH3), что выгодно отличает ее от абсолютно всех конкурентов.

Видео записывается со следящим автофокусом, он отрабатывается достаточно четко. Камера «видит» не только лицо в кадре, но также глаза — хотя фокусируется по этим точкам не слишком четко. Доступна регулировка по цвету и контрастности, со всеми выставленными «фотографическими» настройками, доступно применение большей части эффектов. Специализацию камеры подчеркивают разъемы для внешнего микрофона и наушников, возможность записи тайм-кода и способность камеры вести трансляцию сигнала в разрешении 1080p через HDMI-порт. При использовании интерфейсного блока DMW-YAGH теоретически возможна и трансляция в 4К. Во время записи видео работает сенсорная фокусировка. Хотя выявлен некоторый недостаток — камера не приспособлена работать в ждущем режиме, будучи присоединена по HDMI, как могут делать «чистые» профессиональные видеокамеры — и выключается через несколько минут ожидания; проблема, опять же, снимается при использовании интерфейсного блока. Есть возможность записи видео как с ускорением кадров, так и с замедлением.

Другие возможности DMW-YAGH:

  • Два xlr-разъема для подключения внешних аудиоустройств (микрофонов), с подачей на них питания
  • Регулировка и контроль звука
  • Монитор таймкода, что означает возможность синхронизировать несколько камер
  • Внешнее питание
  • Вывод видео по SDI
  • Четыре HD-SDI коннектора для вывода 10-битного сигнала 4:2:2
  • HDMI-выход
  • Порт питания 12 вольт

GH4 пишет по умолчанию видео с потоком 4:2:2 8-бит (с опцией 4:2:0), что открывает большие возможности для постобработки контента — сохраняется большая часть информации о цвете. При использовании интерфейсного блока добавляется возможность вести запись 10-битного сигнала 4:2:2.

Качество съемки и работа в режиме видеосъемки оставляет исключительно приятные впечатления. Автофокус действительно рабочий, быстрый, значительно более отзывчивый, чем даже тот, что мы видели на GH3 (что и так было хорошо), камера хорошо себя проявляет при съемке с недостаточным освещением. Возможностей вполне хватает для профессиональной съемки — особенно с учетом предлагаемого дополнительного обвеса, от батарейной ручки до разгрузки; Panasonic Lumix GH4 на сегодня смотрится едва ли не единственным относительно бюджетным и абсолютно рабочим вариантом 4К-видеокамеры.

Качество съемки

Panasonic Lumix GH4 снабжена классическим для серии байонетом G, рассчитанным на оптику Micro Four Thirds — то есть никаких проблем с выбором объективов для системы не будет; линейка самая широкая на беззеркальном рынке. Причем можно использовать объективы как Panasonic (выше качество, выше цены), так и Olympus (подешевле, но и качество часто уступает). Впрочем, об этом в наших обзорах сказано было немало, не будем повторяться.

В комплекте с GH4 идет традиционный объектив 14-140 мм f/3.5-5.6 — универсальный, с недавних пор достаточно компактный и быстрый пример хорошей комплектной оптики. Недостатки: невеликая резкость, особенно в телеположении, не слишком интересные показатели светосилы. Достоинства: встроенный стабилизатор и приятная картинка. Все фотографии и все примеры видео сняты на этот объектив.

На GH4 есть присущий большинству камер Panasonic режим i-Auto, активирующийся селектором режимов, а не отдельной кнопкой (акцента на нем, естественно, не делается — не тот формат). Камера вполне успешно справляется с отработкой экспозиции в большинстве ситуаций, в том числе и со сложным освещением. А вот работу с балансом белого оптимальной я бы не назвал — при искусственном освещении есть очень серьезный уклон в теплые тона; случаются и другие ошибки с цветопередачей. Спасает обилие ручных настроек. Кстати, камера снабжена встроенным редактором RAW.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Сенсор довольно малошумный, позволяет работать без проблем на диапазоне светочувствительности до ISO 1600, а при корректном экспонировании — до ISO 3200. Выше картинка становится уже рыхлой, сильно падает детализация, характер «повреждений» неприятный. Еще один недостаток сенсора — нижнее значение естественной светочувствительности в ISO 200, понижение до ISO 100 происходит программным методом, при ухудшении по сравнению с ISO 200 картинки.

Есть встроенный механизм шумоподавления, отключаемый, без градаций. Слева можно увидеть снимок без шумодава, справа — с ним. Снимки сделаны с ISO 6400.

Картинка в JPEG, выдаваемая Panasonic Lumix GH4, отличается неплохим динамическим диапазоном (необходимости прибегать к программному расширению во многих ситуациях нет), естественной, но немного холодноватой цветопередачей (с некоторой тенденцией к преобладанию зеленых оттенков), приличной детализацией.

Галерея снимков, сделанных на Panasonic Lumix GH4:

Батарея

Камера комплектуется аккумулятором на 1860 мАч, которого хватает примерно на 400—420 снимков и 3,5—4 часа непрерывной видеосъемки. Классическая ахиллесова пята беззеркалок здесь выражена не сильно. В любом случае, хочется порекомендовать видеографу и фотографу-профи, решившему отдать предпочтение GH4, обзавестись дополнительным аккумулятором и, в идеале, батарейной ручкой (она предусмотрена в модельном ряду аксессуаров).

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Ни грамма иронии. Panasonic Lumiх GH4 — фотокамера по праву рождения и одновременно едва ли не самый разумный и правильный выбор 4К-видеокамеры в текущих рыночных условиях. Гонка, заданная некогда Canon с ее 5D Mark II, достигла того поворота, при котором границы между фотокамерой и видеокамерой размываются — и у нас есть временный лидер. Свободная запись 4К-контента с битрейтом в 100 Мбит/с и 200 Мбит/с для FullHD, полный набор интерфейсов, рабочий автофокус (и удобный focus peaking с зуммированием для ручной фокусировки), грамотное управление, полные ручные настройки и достойная работа сенсора даже в условиях плохого освещения. Заявленная на GH4 цена в 70—90 тысяч рублей кажется завышенной, если смотреть на модель исключительно как на флагманскую беззеркальную фотокамеру со сменной оптикой. Другой видеокамеры, достойно работающей с UHD-видеоконтентом, за такие деньги не найти.

Эволюция линейки GH в профессиональную технику для видеозаписи еще не дошла до конечной стадии — большая часть функций фотокамеры у нее пока остается. Но как фотокамера она уже не так интересна; для «чистой» фотосъемки в линейке Panasonic есть GX7 — да и найти достойных конкурентов в ценовой зоне 70—90 тысяч рублей для GH4 не составит никаких проблем (тут уже начинается зона полного кадра). Она действительно рассчитана на профессионалов или продвинутых любителей видеографии. Или же тех, кому нужен предельно универсальный аппарат; тех, кто в равной степени увлекается фотографией и видеосъемкой и не хочет жертвовать ничем. Реальные конкуренты GH4 в этом плане: Sony SLT-A99, линейка Sony A7 (особенно модель A7s), Canon 5D Mark III; и относительно них у флагмана Panasonic оказываются уже ценовые преимущества, здесь он становится вполне конкурентоспособен.