Обзор фотокамеры Panasonic Lumix LF1: универсальный компакт

Когда перед весенним анонсом новой линейки появились слухи о новом топовом компакте Panasonic, подумалось, честно говоря, об опыте компании в области «компакта с крупной матрицей», по примеру тех же Sony RX100, Fujifilm X20 или, более того, вещи, подобной Nikon Coolpix A, Fujifilm X100S или Ricoh GR. Тем более, что Panasonic никогда ранее не использовал матрицу фирменного для себя (и Olympus) стандарта Micro Four Thirds в других камерах, кроме как беззеркальных со сменной оптикой. Казалось, что именно это и произойдет. Но новинка, Lumix LF1, оказалась вариацией на ту же тему, что и хорошо знакомая серия LX.

Фотокамера Panasonic Lumix LF1 оснащена матрицей формата 1/1,7’’ — то есть таких же размеров, как и на LX7. Но в обновленном варианте: число эффективных мегапикселей здесь 12,1 против 10 на LX7. Также LF1 может похвастать электронным видоискателем и объективом с 7,1-кратным зумом. Правда, далеко не столь светосильным: f/2.0-5.6 против f/1.4-2.3 на LX7. Камеры, в целом, достаточно близки по характеристикам и габаритам, но LF1 выглядит чуть более универсальной, рассчитанной на более широкую сферу использования, моделью. При этом со своими ограничениями: нет, например, горячего башмака и выступа под хват правой руки с резиновой облицовкой.

Основные характеристики

  • Матрица: CMOS, размеры 1/1,7", эффективное разрешение — 12,1 Мп
  • Разрешение снимков: до 4000 х 3000
  • Объектив: Leica DC VARIO-SUMMICRON, f=6,0 - 42,8 мм (в 35 мм эквиваленте 28 – 200 мм), F2,0–5,9; 7,1-кратный оптический зум; 4-кратный цифровой зум
  • Система стабилизации: оптический стабилизатор Power O.I.S.
  • Видоискатель: электронный, 0,2''
  • Дисплей: TFT, диагональ 3 дюйма, разрешение 920000 точек
  • Фокусировка: авто, ручная, макро, макро зум
  • Автофокус: по лицу, следящий, матричный, точечный, быстрый АФ (в режиме iA), непрерывный АФ (при съемке видео)
  • Расстояние фокусировки: от 50 см в широкоугольном положении, от 3 см в режиме макро
  • Диапазон выдержки (сек.): 1/4000 — 250 с; в режиме съемки звездного неба — 15, 30, 60 с
  • Скорость съемки: до 10 кадр./с; в режиме High-Speed — до 60 кадр./с
  • Соотношение сторон: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1
  • Экспозамер: матричный, точечный, центро-взвешенный
  • Экспокоррекция: ±2EV (шаг 1/3EV ступени)
  • Режимы работы: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, iA, творческие режимы, сценические режимы, панорама, пользовательские режимы
  • Сценические режимы: портрет, мягкая кожа, пейзаж, спорт, ночной портрет, ночной пейзаж, ночная съемка с рук, HDR, еда, два режима съемки детей, домашнее животное, закат, звездное небо, сквозь стекло, 3D фото
  • Творческие режимы: выразительный, ретро, старые времена, высокотональный, низкотональный, сепия, динамический монохром, «впечатляющее искусство», высокодинамичный, кросс-процесс, игрушечная камера, миниатюра, мягкий фокус, звездный фильтр, выделение цвета
  • Светочувствительность: автоматическая, 80, 100 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400; расширение до 12800
  • Баланс белого: авто, дневной свет, облачность, тень, галоген, ручная установка
  • Формат файла фото: JPEG(DCF/Exif2.3), RAW, MPO
  • Формат файла видео: MP4, AVCHD
  • Видео: до 1920 x 1080, 60i
  • Вспышка: встроенная, до 7 м, подавление эффекта красных глаз
  • Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC, SDXC
  • Интерфейсы: USB, microHDMI
  • Встроенные модули Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n), NFC

В продажу Panasonic Lumix LF1 поступит в сентябре. Предварительная стоимость — 17 990 рублей.

Дизайн и конструкция

Panasonic Lumix LF1 выглядит просто, строго и солидно, без изысков, на манер камер серии LX. При этом скругленными торцами и поперечной насечкой камера напоминает Sony RX100; сходство, конечно, случайное, тем более что в мире фототехники сделать полностью оригинальный дизайн весьма непросто. В любом случае, не поражая воображение, камера тем не менее выглядит современно.

Как и в случае с младшей беззеркалкой компании Lumix GF6, от цветовой вариации зависит материал исполнения корпуса. Черная камера выполнена из металла, белая — из гладкого пластика (с бежевой задней частью). В свои руках я держал только черную версию, и она оставляет приятное впечатление качеством материалов и исполнением; сборка японская.

Габариты — 102,5 x 62,1 x 27,9 мм, вес — 192 грамма (с батареей и картой памяти). Камера без проблем помещается в карман и не сильно его оттягивает. Стоит отметить минимальную толщину камеры — в этом плане она соперничает с моделями более компактными, младшего уровня, обладая при этом встроенным видоискателем. Но, конечно, поворотным экраном и выступом для хвата правой рукой пришлось пожертвовать. В итоге хват применяется классический «мыльничный» — кончиками пальцев по периметру. Однако, для большого пальца правой руки с тыльной стороны есть площадка, выполненная из резины. Некоторую заботу об удобстве пользователя не в ущерб габаритам разработчики камеры все-таки проявляют.

Функциональные элементы. На лицевой стороне камеры находится телескопический объектив, вписанный в поворотное кольцо-селектор, небольшая вспышка и лампа подсветки автофокуса.

На правом ребре расположены интерфейсы (USB, microHDMI), спрятанные под единой пластиковой крышечкой, а также проушина для кистевого ремешка. Слева мы видим точку NFC-соединения и еще одну проушину (ремешок можно надевать на любую руку).

На верхней панели находится стереомикрофон, селектор режимов, кнопка спуска с язычком зуммирования и клавиша включения камеры.

Снизу расположен отсек для батареи и карты памяти, штативное гнездо (достаточно отдаленное от аккумуляторного отсека, чтобы у камеры, установленной на штатив, не перекрывался к нему доступ) и динамик.

Тыльная панель: над трехдюймовым экраном мы видим окошко видоискателя с диском диоптрийной коррекции, кнопку активации видоискателя, кнопку активации беспроводной функциональности; справа от экрана находятся кнопка запуска видеозаписи, пятипозиционный джойстик с полифункциональными клавишами и селекторным кольцом, а также четыре кнопки (функциональная, воспроизведение снимков, смена типа отображения на дисплее, удаление снимков/переход в быстрое меню/возврат на предыдущий экран).

Интерфейс и управление

Схема управления, по сравнению с моделью LX7, упрощена. На ободке объектива не размещены переключатели режимов автофокуса и формата кадра, нет и дополнительного jog-dial джойстика. При этом на пятипозиционной навигационной клавише обнаружился селекторный диск, с которым формирует достаточно удобную управляющую связку перешедшее на LF1 поворотное кольцо вокруг объектива. Остальные управляющие элементы также логичны: есть и функциональная клавиша, на которую можно повесить что угодно, и расположенная в удачном месте кнопка видеозаписи. Сказать, что управлять LF1 так же удобно, как и, допустим, старшими беззеркалками Lumix, все-таки нельзя, но для компакта, на мой взгляд, все сделано более чем неплохо.

Интерфейс очень близок к тому, что мы видели и на других камерах компании. Быстрое меню выполнено в форме сквозной горизонтальной полоски с параметрами (как на LX7), основное меню ничем не отличается, например, от виденного на только что протестированной модели GF6. Хорошо знакомы и подменю смены основных параметров. Манипуляции логичны, все действия дублируются изображением на экране.

В режиме Live View на экран можно вывести до 14 видов сетки, гистограмму, виртуальный горизонт, основные параметры съемки. В различных режимах (в том числе, и в фирменном iA Plus) доступны параметры для быстрой смены при помощи селекторных колец.

Кстати, 14 видов сетки — не опечатка. Под их подбор выделено специальное подменю с пояснениями, как и что использовать; неплохое подспорье для новичка, который хочет научиться строить композицию. В целом, к новичку камера дружелюбна — подсказки здесь на каждом шагу. Хотя полноценного помощника для съемки тут нет.

Экран лишен сенсорного покрытия, что достаточно удивительно для компании Panasonic, последовательно оснащающей им свои беззеркалки; для компактной модели, ограниченной по числу органов управления, это стало бы предельно логичным шагом. Но этого не произошло. Также, скорее всего, в целях сохранения габаритов, экран неповоротный. Непосредственно по характеристикам он неплох: 3 дюйма, 920 тыс. точек, ЖК с достаточными углами обзора и естественной цветопередачей. При этом на солнце экран сильно блекнет, вплоть до слепоты, несмотря на хороший запас яркости.

Впрочем, для таких случаев здесь и припасен видоискатель, он спасает в солнечный день. Больше ничего хорошего про местный электронный видоискатель сказать нельзя. Он пришел в эту камеру прямиком из нулевых — находящийся в глубокой шахте, маленький и весьма мутный. Экономия — дело хорошее, но, учитывая хороший опыт с OLED-видоискателем на тех же камерах G-серии, встретить подобное на LF1 было весьма неприятно.

Функциональность

Panasonic Lumix LF1 оснащен сенсором формата 1/1,7'' с 12,1 эффективных мегапикселей. Матрица подобного формата характерна для большинства представителей семейства продвинутых компактов (Olympus XZ-2, Samsung EX2F, Nikon Coolpix P7700, Canon PowerShot S110), Panasonic не уходит от привычного формата. Матрицы большего физического размера примерно для того же класса могут предложить Fujifilm (модель X20), Canon (модель G1 X), Sony (модель RX100). Матрица при этом полностью новая, на прошлых моделях Lumix 12-мегапиксельный сенсор 1/1,7'' не использовался.

Версия процессора не сообщается — но считать мегагерцы смысла по отношению к фотокамерам и не имеет. Думается, скорее всего на LF1 установлен Venus Engine последнего поколения (VII FHD). По крайней мере, скорость работы камеры особых вопросов не вызывает. Включается она менее секунды, справляется с основными функциями легко, без задержек; главная претензия — долгое переключение между режимами работы из-за анимированной неотключаемой заставки. Скорость серийной съемки — до 10 кадров в секунду в максимальном разрешении, длина серии — до 20 снимков в формате JPEG. В RAW, конечно, серия короче более чем в два раза, со всей скоростью «отстрелять» камера не может. При активации покадрового фокуса скорость понижается до пяти кадров в секунду. Вручную на резкость можно навестись с помощью селекторного кольца вокруг объектива.

Автофокус, кстати, достаточно шустрый и относительно точный: 23-зонный, контрастный, не всегда идеально наводится на объект, но большинство ситуаций адекватно отрабатывает. Точно такая же система автофокуса применяется на LX7.

Есть встроенная вспышка — маленькая, вмонтированная прямо в переднюю панель. Ведущее число — 7, подавление красных глаз. Важно, что даже в полностью автоматическом режиме ее можно отключить. Внешнюю вспышку подключить нет возможности, равно как и любые другие аксессуары — горячего башмака здесь нет.

Камера оснащена встроенным оптическим стабилизатором изображения Power O.I.S. И выделяется потрясающим диапазоном выдержек: от 1/4000 (что уже неплохо для компакта) до немыслимых 250 секунд. Камера явно рассчитана на любителей поснимать ночью. Есть специальный сюжетный режим «звездное небо» — но пользоваться лучше ручными настройками, режим работает некорректно, выставляя неадекватное диафрагменное число и приводя тем самым к пересвету.

Режимы работы: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, iA (полный автомат и iA+), творческие режимы, сценические режимы, панорама, пользовательские режимы. Стандартный набор с зачем-то вынесенной в отдельный режим панорамой (она вполне уместно смотрелась бы в списке сюжетных сценариев; пример автоматической склейки можно увидеть выше). Есть и полностью ручные режимы, и полный автомат. Снимать можно как в JPEG, так и в RAW (эта возможность сегодня есть и на еще более простых моделях). Очень хорош фирменный режим iAuto Plus — с возможностью менять отдельные параметры в процессе съемки одним движением (размытие заднего плана, экспокоррекция, цветовой баланс). Переходный этап между полным и безоговорочным автоматом и режимами с ручным управлением. Есть возможность задавать нижнюю границу диапазона выдержек, диапазон автоматически выбираемого ISO.

Сюжетные режимы, на первый взгляд, привычны для современных «мыльниц», но включают в себя занятные вещи.

Например, режим «сквозь стекло» (без встроенного поляризационного фильтра, конечно — роль играет дальняя точка фокусировки; примеры можно увидеть выше — слева обычная съемка, справа — «сквозь стекло»).

Или автоматическая склейка HDR. Слева — снимок без HDR, справа — со склейкой.

В изобилии, конечно, и «творческие фильтры» (19, если быть точным), причем их можно сочетать и накладывать один на другой при постобработке сделанных снимков. Примеры снимков с различными фильтрами можно увидеть выше.

Доступна работа с цветовыми схемами, причем в число стандартных для Panasonic добавилась схема Happy с теплыми оттенками. Доступны фирменные схемы программной обработки «интеллектуальное разрешение», «интеллектуальная выдержка».

Беспроводная функциональность. Как и подобает камере Panasonic последнего поколения, тут есть и Wi-Fi, и NFC. В этой области кроется основное пространство для роста современных фотокамер, как его понимают многие маркетологи: можно ожидать вала камер, не сильно отличающихся по характеристикам от моделей прошлого поколения, но с Wi-Fi и NFC, иногда и сразу на Android (вспоминаем и опыты Nikon, и внимание к этой теме Samsung); впрочем, лишней эта функциональность точно не становится.

Модуль NFC нужен для быстрого сопряжения по Wi-Fi со смартфоном без ввода длинного пароля: соприкоснулись двумя устройствами, и соединение тут же установилось. Пока это поддерживается лишь Android-смартфонами, в то время как для Windows Phone 8 соответствующего приложения для передачи фотографий (Panasonic Image App) еще нет. Для iOS придется выбирать в меню настройки сетей в iPhone соответствующий SSID и подключаться к нему, вводя заковыристый пароль; допустимо сохранение настроек.

Беспроводное Wi-Fi подключение можно использовать для дистанционного управления (в программе Image App): на экране смартфона отображается интерфейс камеры, то есть вы можете фокусироваться, снимать, менять настройки, просматривать фотографии и делать практически все, что может сама камера.

Также (и это более важный пункт) можно в реальном времени сохранять фото в памяти смартфона либо передавать их с камеры без проводов. В режиме дистанционного управления можно проставлять геометки снимкам, отправляя данные о местоположении со смартфона. Также в режиме беспроводных соединений доступно воспроизведение снимков на телевизоре. Подробнее, со скриншотами, о работе Panasonic Image App мы писали в обзоре модели GF6 — у LF1 в этом плане нет отличий.

Видео. Panasonic Lumix LF1 снимает FullHD-видео со скоростью до 50 кадров в секунду с чересстрочной разверткой (но, как и в случае с GF6, говоря, что записывает видео на 50 кадрах в секунду, камера на самом деле фиксирует 25 кадров/с). Контейнеры: как MPEG4, так и AVCHD. Есть автофокус, работающий достаточно неровно. Частично доступны ручные настройки и различные фильтры. В целом для компакта — очень хороший уровень.

Качество съемки

Объектив на Panasonic Lumix LF1 использован универсальный: 7,1-кратный зум (f=6,0 - 42,8 мм (в 35 мм эквиваленте 28 – 200 мм)), светосила F2,0–5,9 (стандартное для компактных объективов с большим зумом резкое снижение светосилы к телеположению); естественно для Panasonic, объектив Leica DC VARIO-SUMMICRON, что в первую очередь сказывается на имидже. По своим оптическим свойствам он не производит сверхъестественного впечатления — хотя, конечно, надо делать скидку на маленькую матрицу не самого высокого уровня. Разрешающая способность достаточна для раскрытия ее 12-мегапиксельного потенциала, вполне неплохая резкость, хроматические аберрации подавляются программно, источники света отрабатываются неудачно. Для макросъемки объектив подходит слабо — в широкоугольном положении минимальная дистанция фокусировки 3 см, в телеположении — от 80 см.

Фирменные для Panasonic авторежимы достаточно хороши своей гибкостью, о чем я уже писал выше. Доступные ограничения по светочувствительности и минимальной выдержке позволяют не допускать передержек и слишком высоких значений ISO, которые камера отрабатывает довольно слабо; к сожалению, при полной передаче «всех прав» камере очень возможны передержки. Автоматика слишком сильно рассчитывает на встроенный стабилизатор, устанавливая выдержки вплоть до 1/4, тогда как более-менее эффективен стабилизатор становится при 1/15 на широком угле. Что касается баланса белого, то характерен крен в сторону зеленого при работе с лампами накаливания.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 80

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Неотключаемый и по-мыльничному агрессивный шумодав (хотя, надо сказать, в случае с LF1 еще умеренно ведущий себя в этом плане) не дает снимкам и на минимальных ISO оставаться максимально резкими, потеря детализации заметна на всем диапазоне ISO. При этом относительно малошумными снимки остаются вплоть до ISO 800, при хорошем экспонировании — и на ISO 1600. Выше (несмотря на доступное расширение диапазона до ISO 12800) стоит задирать ISO только в крайнем случае.

По поводу искажаемой шумодавом детализации я уже говорил ранее — снимки относительно «мыльные», пусть и не критически. Цветопередача довольно неплохая, динамический диапазон средний. Картинка напоминает таковую на Panasonic LX7, если вынести за скобки чуть более интересную там оптику.

Галерея снимков, сделанных на Panasonic Lumix LF1:

Батарея

Применяемой на LF1 батареи BCN-10E емкостью 950 мАч хватает примерно на 150-190 снимков, в зависимости от частоты использования Wi-Fi. При задействовании видоискателя продолжительность работы может вырасти. Ничего сверхъестественного от очень тонкой и легкой модели, конечно, ожидать и не стоит.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Камера Panasonic Lumix LF1, на мой взгляд, достаточно странно позиционируется в линейке. С одной стороны, в отличие от своей соседки в продвинутом семействе LX7, модель обладает видоискателем (пусть и достаточно слабым), обновленным, с большей разрешающей способностью, сенсором, некоторыми интересными фишками (как в плане управления, так и в плане обучения пользователя — нельзя не упомянуть о системе подбора сетки, помогающей выстроить ту или иную композицию), беспроводной функциональностью. При этом в более компактном корпусе и с более универсальным зум-объективом. С другой стороны — у LX7 светосильный объектив, более удобные хват и управление, есть горячий башмак; формально именно она — старшая модель в линейке.

Учитывая обилие предложений на рынке, где появляется большое число моделей с крупными матрицами, поворотными и сенсорными экранами, LF1 смотрится относительно бледно. Ее ключевые плюсы — сочетание реальной компактности с видоискателем и довольно серьезными возможностями для контроля над съемкой, а также модули Wi-Fi и NFC. Но к осени, когда камера и выйдет в продажу, беспроводные соединения в своих камерах смогут предложить уже многие (например, Sony с RX100 M2), а у кого-то все в порядке уже сегодня (Samsung со своей линейкой Smart Camera). Так что прорывной эта модель точно не становится — это неплохая компактная камера, но даже перед той же прошлогодней LX7 у нее не так уж много преимуществ.