Обзор фотокамеры Pentax K-01: монструозная беззеркалка

Почти в любой заголовок, посвященный очередной новинке Pentax, можно добавлять прилагательные «нестандартный», «необычный», «удивительный». Радикальность Pentax, конечно, впечатляет. На сегодня почти каждая крупная компания в мире фото, за исключением Canon, имеет свою беззеркальную линейку, в которой есть и компактная модель, и подороже-пофункциональнее, и что-то среднее; все под один байонет, естественно, и не то, чтобы сильно отличающиеся габаритами и возможностями. У Pentax же теперь будет и самая компактная беззеркалка в мире, которую в этом первенстве едва ли еще кому-то удастся превзойти, и едва ли не самая крупная – совершенно несовместимые. При этом K-01 обладает байонетом, позволяющим применять с ней совершенно любую оптику для зеркальной линейки компании. Безо всяких переходников. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию обзор этой камеры.

Уже который год специалисты в мире фотографии говорят о необходимости постепенно искать способ избавляться от зеркала. Беззеркальная гонка, начатая четыре года назад Panasonic и Olympus, постепенно вырисовывает для этого вполне реальные перспективы. Применение крупных матриц, отличной оптики, не уступающая зеркальной функциональность – по крайней мере в любительском сегменте беззеркалки смотрятся все более солидно. Некоторые компании - например, Fujifilm, Panasonic и Samsung, - полностью отказываются от своего зеркального производства, делая ставку в топовом сегменте на такие вещи как X-Pro1 (обзор будет в ближайшее время), GH2 или NX20, навязывая конкуренцию уже и зеркалкам для энтузиастов. К подобным камерам можно отнести и Sony Alpha NEX-7, и Olympus OM-D E-M5. Pentax K-01 в этом плане смотрится очень мощно. По сути, это слегка урезанная и лишенная зеркала топовая камера K-5 – ровно с той же матрицей, с тем же байонетом и да, лишенная важного преимущества беззеркалок, - ненамного менее крупная. Да, это как раз опыт на ниве «зеркальная фотокамера, у которой просто убрали зеркало».

Основные характеристики Pentax K-01

  • Байонет KAF2, совместимость с объективами КА, KAF, KAF2, KAF3. Остальные — через адаптер
  • Матрица: КМОП матрица с первичным цветовым фильтром, размер 23,7 х 15,7 мм, эффективная емкость — 16.28 млн. пикселей
  • Механическая система очистки от пыли + SP покрытие на основе фторидов + система нейтрализации "горячих пикселей" алгоритм "Pixel mapping"
  • Разрешение фото: от 1728 x 1152 до 4928 х 3264 пикселей
  • Разрешение видео: Full HD (16:9, 1960x1080, до 30 к/с); HD (16:9, 1280x720, до 50 к/c); VGA (4:3, до 30 к/с)
  • Формат файлов. Фото: JPEG (Exif 2.3), DPOF, DCF 2.0, Print Image Matching III, RAW (PEF, DNG), RAW+JPEG. Видео: H.264/MPEG-4 Part 10/AVC со стереозвуком
  • Функции стабилизации: оптическая стабилизация «Shake Reduction»
  • Система фокусировки: TTL-автофокусировка по методу контрастной детекции; 81 зона фокусировки; подсветка автофокуса светодиодным прожектором
  • Режимы фокусировки: однокадровая, следящая, ручная, произвольный выбор зоны фокусировки пользователем, режим точечной фокусировки; подсветка автофокуса встроенным светодиодом, увеличение зоны фокусировки после завершения работы автофокуса, увеличение изображения при ручной фркусировке, усиление контуров для оценки фокусировки
  • Управление экспозицией: TTL замер при полностью открытой диафрагме; 1024 сегментов экспозамера
  • Режимы замера экспозиции: многосегментный экспонометрический, центрально-взвешенный, точечный
  • Экспорежимы: Auto Picture (режим для новичков), программный (P), гиперпрограммный (быстрый переход в режим TV и AV) поворотом дискового селектора, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, ручная выдержка (Bulb), режим HDR, сюжетные режимы
  • Сюжетные программы: пейзаж, макро, ночной портрет, закат, ночная съемка, ночной с расширенным динамическим диапазоном (HDR), ночной кадр без штатива (моментальная съемка при слабом свете), натюрморт, домашнее животное, дети, лес, пляж и снег, силуэт (протисовка силуета в контровом свете), свеча, свет на сцене, музей, голубое небо, портрет, спорт, лампы накаливания
  • Экспокоррекция +-3 EV (с шагом 0.3EV)
  • Автобрекетинг по экспозиции: 3 кадра в диапазоне ±5EV
  • Чувствительность: автовыбор (в произвольном диапазоне), диапазон — 100-12 800, расширение диапазона через пользовательские функции до ISO 80 - 51200
  • Дополнительные настройки: оптимизация динамического диапазона; настраиваемая коррекция теней; режим HDR (съемка и автоматическое объединение 3-х кадров с разной экспозицией)
  • Затвор: электронно-управляемый фокально-плоскостной затвор вертикального действия с электромагнитным спуском
  • Диапазон выдержек: 1/4000 — 30 с, длительная выдержка от руки (Bulb)
  • Встроенная вспышка: P-TTL автовспышка, ведущее число 12 (при чувствительности ISO 100/м), угол охвата соответствует объективу 18мм (28мм в формате 35мм)
  • Баланс белого: авторежим, дневной свет, тень, облачная погода, лампа накаливания, люминесцентное освещение (L, W,N,D), вспышка, баланс белого с сохранением оттенка источника света (CTE), ручной режим, точная подстройка баланса белого в авторежиме и предустановках по цветовому кругу; оперативная коррекция баланса по ЖК-дисплею
  • Цветовые предустановки при съемке: яркие краски, натуральные краски, портрет, пейзаж, арт, ультрацвет, приглушенный, эффект отбеливания, слайд, монохромный (с выбором оттенка), кросс-процесс
  • Цифровые фильтры при съемке: Toy Camera, ретро, высокий контраст, выделение цвета (красный, зеленый, синий), затенение, инверсия цвета, цветной (настраиваенмый)
  • Цифровые фильтры при воспроизведении: монохромный, выделение цвета (красный, зеленый, синий), Toy Camera, ретро, выс. контраст, затенение, инверсия цвета, цветной , усиление тона, акварель, Скетч, постер, звездный, fish-eye, миниатюра, Soft, изменение пропорций, настройка параметров изображения
  • Коррекция аберраций объектива: автоматическая коррекция дисторсии, автоматическая коррекция краевых хроматических искажений
  • Режимы съемки: однокадровый, непрерывная съемка, съемка с ПДУ с задержкой 0 с и 3 с, автоспуск с 12-сек. задержкой, автоспуск с 2-сек. задержкой
  • Скорость непрерывной съемки: 6 к/с серия или 3 к/c
  • Экран: 3-дюймовый низкотемпературный ЖК монитор на основе поликристаллического кремния (прибл. 921 000 пикселей)
  • Интерфейс: USB 2.0, mini-HDMI, mini-jack для внешнего стереомикрофона
  • Носитель данных: сменная карта памяти SD, SDHC, SDXC. Макс. 32 Гбайт

Рекомендованная цена на Pentax K-01 без объектива — 25900 рублей, в kit-версии с объективом 1:2.8 40 mm XS в среднем стоит 29000 рублей.

Дизайн и конструкция

Несмотря на заявленную близость зеркальным фотокамерам, Pentax K-01 на них никоим образом не похожа. Она вообще ни на кого не похожа. Исполненная звездой промышленного дизайна Майклом Ньюсоном, она определенно позволит выделиться из толпы. Если Pentax Q производит на окружающих неизгладимое впечатление своими размерами и сочетанием с ними классической формы. В случае с K-01 ни о какой классике речь не идет: практически кубическая форма, «условные» кнопки, обилие «чистых» поверхностей, рифленая резина, заполняющая ребра, необычная цветовая схема. Лично мне дизайн K-01 нравится очень – но не могу сказать, что со мной многие согласны. Ее внешний вид вызывает очень много споров, что в любом случае лучше, чем скучное согласие по чьей-то безликости.

Отмечаем наличие трех вариантов расцветки – черная, черно-белая и черно-желтая. У нас на тесте оказалась черная версия, на которой также нашлось место серебристым элементам.

Не в последнюю очередь озадачивает противников K-01 тот факт, что это одна из самых крупных и точно самая толстая беззеркалка на рынке — 121x79x59 мм. И весьма тяжелая – 560 грамм. По сути, младшая зеркалка в линейке Pentax, K-x, вполне спорит с K-01 габаритами. Выступ под хват правой рукой не очень большой, но при этом в руке камера лежит неплохо. Нескользкое покрытие из рифленой резины тому очень способствует.

Функциональные элементы. На фронтальной панели находится вынесенный чуть вперед байонет, кнопка высвобождения объектива, подсветка автофокуса и вынесенный вбок от байонета переключатель автоматической/ручной фокусировки.

На левом ребре под замаскированной резиновой крышечкой находится разъем для микрофона.

На правом ребре под, опять же, замаскированной резиновой крышкой расположены все остальные интерфейсы (microUSB, miniHDMI) и слот для карты памяти SD под отдельной крышкой. На обоих ребрах есть проушины для ремешка.

Сверху: выскакивающая вертикально вспышка, кнопка ее активации (с дополнительной функцией удаления сделанных снимков), горячий башмак, селектор режимов, кнопка спуска с язычком выключателя, специфическая для Pentax «зеленая кнопка» (отвечающая за активацию дополнительной функциональности в различных режимах), кнопка включения экспокоррекции и, наконец, быстрой записи видео.

Снизу: отсек для аккумулятора и резьба для штатива, отнесенная от него достаточно далеко, чтобы не перекрывать к батарее доступ при установке камеры на штатив.

На тыльной стороне: экран, пять традиционных навигационных клавиш (с четырьмя полифункциональными по краям и кнопкой подтверждения в центре), кнопки блокировки автофокуса/экспозиции, воспроизведения сделанных снимков, вызова быстрого и основного меню, колесо-селектор. А также индикатор состояния.

Качество сборки, равно как и используемые элементы, радуют. Но есть вопросы не к качеству, а к методам: резиновая заглушка на правом ребре крепится весьма шатко, и плотно устанавливать ее на место достаточно непросто. В итоге образуется неэстетичный зазор, в который также с охотой набивается пыль и попадает вода в случае дождя. От дождя также вполне себе может намокать и разбухать сама резина, но проверить это на практике мне не довелось. Плюс мне не очень понравились кнопки на тыльной панели – с нечетким ходом и неприятным звуком.

Интерфейс и управление

На внешних панелях Pentax K-01 очень много свободного места, что не помешало там расположить все необходимое для управления камерой: хватило и одного колеса-селектора (переключение между регулировкой выдержки и диафрагмы происходит по нажатию кнопки экспокоррекции), для всех основных функций вынесены кнопки. Сами по себе кнопки мне не очень понравились, а на селекторе режимов нет кнопки его блокировки. Впрочем, он достаточно тугой, чтобы не крутиться сам по себе. На селекторе, надо отметить, очень необычный набор режимов: помимо стандартных, тут есть также отдельно вынесенный режим «без вспышки» и HDR.

Интерфейс для K-01 взят без особых изменений от других моделей: мы с ним знакомы и по K-5, и по Q. Слегка перегруженное «горизонтальное» основное меню, весьма удобное быстрое меню, в котором представлены все основные функции, логичные экраны изменения различных параметров. Может, они все исполнены и без какого-то особенного лоска, зато с редким вниманием к деталям – сколько раз пишу про камеры Pentax, столько раз готов повторять, что в плане кастомизации им нет равных. Беззеркалки тут не исключение – K-01 можно настраивать почти так же подробно, как и K-5.

Можно назвать управление K-01 перегруженным, но это следствие именно до предела детализированных настроек, а не ошибок в эргономике. По крайне мере, все основные действия с камерой осуществляются в одно-два касания.

Функциональность

Самая важная особенность K-01 — это ее матрица. Не будет преувеличением назвать ее одной из самых совершенных в беззеркальном классе, наряду с устанавливаемой на Fujifilm X-Pro1. Она взята без малейших изменений с K-5, который как раз по качеству картинки можно сравнивать с лучшими «кропнутыми» зеркалками. Складываем дважды два и получаем сравнимое качество на K-01, с фирменными цветами, детализацией, запасом светочувствительности и динамическим диапазоном. Решение в лоб, не самое изящное, но действенное. В сочетании с фирменной оптикой мы получаем не просто сравнимое с зеркалками качество изображения, но и превосходящее многих из них. Подробнее поговорим об этом в соответствующем разделе.

При этом камера получила контрастный автофокус, достаточно точный, но определенно небыстрый. Сравнивая его и с фазовым автофокусом, примененным на той же K-5 или Nikon 1, и даже с контрастным автофокусом на Panasonic Lumix GX1, мы получаем результаты не в пользу K-01. В сложных условиях освещения камера относительно медлительна — просто-таки ослепляющая подсветка автофокуса тут не помогает. При этом назвать скорость раздражающе низкой я не могу, ее стоит скорее назвать средней.

Включается в работу K-01 также достаточно медленно — на выход из состояния сна ей требуется 2-2,5 секунды. Скорость серийной съемки при этом достойная – 6 кадров в секунду. Но в целом, как видим, похваcтаться «профессиональной» скоростью Pentax K-01 не может. Это крепкий середняк, по этим показателям – камера для любителей.

Есть и оптический стабилизатор. Неплох, но после того, что мы увидели на Olympus OM-D E-M5 уже не производит должного впечатления.

Что касается дополнительных возможностей и глубины настроек, то тут все, как обычно у Pentax, на высшем уровне. Программная обработка снимков доступна в самых различных плоскостях: цифровая коррекция дисторсии (пространственных искажений оптики), коррекция цветовых искажений, компенсация засветов и теней, подавление шумов на длинных выдержках и высоком ISO. Все они не делают снимки автоматически шедевральными, но вещи это вполне рабочие и весьма полезные.

Конечно же, есть и автоматическая склейка трех последовательно сделанных снимков – работает прекрасно. Выше можно увидеть рядом три снимка, слева-направо: без HDR, с минимальным HDR и с максимальным HDR (всего есть три уровня).

Фирменными для Pentax стоит назвать гибко настраиваемые цветовые схемы: от более яркой или блеклой до кросс-процессинга, монохрома и слайдового эффекта. Собственно, работа с цветом – это то, за счет чего Pentax даже не то, чтобы славится, а просто выживает. Конек и ключевая прелесть. То, из-за чего закоренелые «пентаксисты» не перейдут на более мейнстримные Canon или Nikon. Это присуще и K-01, конечно.

Цифровые фильтры. Любимые народом искажения можно применять и здесь, и у Pentax они традиционно исполнены дотошно, хотя местами выглядят нарочитыми.

Встроенная вспышка достаточно неплоха.

Видео Pentax K-01 умеет снимать в разрешении 1920х1080 со скоростью до 30 кадров в секунду. С автофокусом, стереозвуком, в формате MOV и возможностью ручной подстройки экспозиции. K-01 справляется с задачей уверенно, но без блеска (по крайней мере, даже поддержки AVCHD нет).

Качество съемки

Про матрицу я уже сказал выше, да и еще раньше, в обзоре K-5, теперь надо сказать и о комплектном с K-01 объективе. Он не менее удивителен, чем сама камера. А то и более – хотя бы потому, что он носит звание самого тонкого в мире. Он обладает фиксированным фокусным расстоянием в 27 мм (35-мм эквивалент – 40 мм), светосилой 1:2.8, очень приятным рисунком и минимальным количеством аберраций. Впечатляет он, конечно, в первую очередь своим внешним видом – даже не верится, что он настоящий. Главный его недостаток – громкость; трещит при наведении на резкость он нещадно, что особенно мешает при съемке видео с использованием автофокуса.

Про всю линейку оптики Pentax сказать что-то новое трудно — она широка, достаточно дорога и, как правило, отличается превосходным качеством. С зум-объективами K-01 приобретает «слоновьи» очертания, теряя последние остатки своей и так условной компактности.

Возможность использования всей линейки оптики под байонет K без переходника потребовала достаточно длинного рабочего отрезка – «шахта» действительно серьезная. И обратите внимание на вид матрицы. На выключенной камере она прикрыта шторкой, что очень помогает в борьбе с извечным бичом камер со сменной оптикой – пылью на матрице; помимо того, есть и стандартная система «встряхивания» матрицы.

Диапазон доступной светочувствительности Pentax K-01 – ISO 100-12800. Что очень удобно, задавать диапазон автоматического выбора ISO можно ровно в том же диапазоне, он ничем не ограничен. Рабочим можно назвать диапазон до ISO 1600 включительно, хотя уже на этом рубеже заметно снижение детализации. На ISO 3200 при правильном экспонировании также еще можно добиться приличного качества, далее стоит снимать только при крайней необходимости.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Скорость – это главное, что отличается K-01 от K-5. По качеству съемки это сравнимые величины. Широкий динамический диапазон, превосходная детализация, фирменные великолепные цвета. За счет использования качественной профессиональной оптики с помощью K-01 можно добиваться большего, чем просто фиксация повседневности или запечатление путешествий. Лучшее у беззеркалок качество съемки я видел только у Fujifilm X-Pro1, для которой пока есть три объектива. У Sony NEX-7 не меньший потенциал, но он также ограничивается набором достаточно слабой оптики.

Галерея кадров, сделанных на Pentax K-01:

Батарея

Pentax K-01 снабжен тяжеленным и достаточно громоздким для камеры такого формата аккумулятором, что обусловлено его емкостью – 1860 мАч. Должен признать, что жертва веса мне видится оправданной – камера держит заряд близкое к рекордному для беззеркалки время. 450-500 кадров.

Мнение Mail.Ru

Вторая беззеркалка Pentax вызвала у фотосообщества с ходу очень противоречивую реакцию, в которой сплелись сильные (но не всегда, опять же, однозначные) эмоции от дизайна, сомнения по поводу необходимости в беззеркалке таких габаритов, горечь из-за отсутствия видоискателя и радость от прекрасной матрицы и совместимости со всей линейкой оптики на байонет K. Примерно те же эмоции испытывал и я. К ним по итогам тестирования прибавляются вопросы к скорости работы K-01 и резиновому покрытию корпуса.

На другой чаше весов оказывается самый главный параметр — качество съемки, по которому на беззеркальном рынке равных K-01 практически не оказывается. При этом нет ценовых ограничений, как для Fujifilm X-Pro1 или Sony NEX-7, K-01 стоит в районе 26 тысяч рублей. Бесспорной она, как плоть от плоти продукт Pentax (пусть уже и в рамках совместного предприятия Pentax Picoh Imaging Company), получиться, наверное, просто не могла — все равно звенит в голове мысль про необходимость таскать вместе и так нелегкой камерой набор тяжелой оптики, а также про цены на эту оптику. И рыночные ее перспективы на фоне борьбы с уже давно зарекомендовавшими себя и компактными беззеркальными системами видятся довольно туманными.

Но как концепт, как показатель того, что беззеркальная камера может стоить недорого и при этом давать бескопромиссного качества картинку, как еще одно указание на то, что зеркало должно уйти — K-01 мне очень нравится.