Обзор Sony RX100 III: топовый компакт стал еще лучше

Модель Sony RX100, появившаяся два года назад, не просто стала ответом на появившуюся тенденцию выпуска продвинутых компактов с крупной матрицей (Fujifilm X100, Fjifilm X10 на тот момент), но и задала ей тон. Став одной из самых популярных камер этого сегмента: за счет компромиссных габаритов, размеров сенсора, выбора оптики; по набору характеристик она попала точно в цель и твердо лидирующее положение в нише. Причем Sony не почивает на лаврах, каждый год обновляя камеру: в прошлом году вышла вторая версия, с обновленным сенсором, аксессуарным разъемом и беспроводными модулями. В этом году — третья.

Она как обновление классической RX100 смотрится еще интереснее: в обычный, не изменившийся по размерам корпус добавлен выдвижной видоискатель и заменена оптика. Вместо объектива с четырехкратным зумом и светосилой, резко падающей к телеположению на Sony RX100 M3 применена оптика с трехкратным оптическим зумом и светосилой f=1.8-2.8, что, конечно, придется по вкусу многим пользователям. Третьим важнейшим изменением стала поддержка записи видео в формате XAVС-S без сжатия и с возможностью прямой трансляции через HDMI. И четвертый, не менее важный — цена. На рынке будут одновременно доступны две версии: RX100 II по старой цене 27990 рублей и RX100 III по цене 37990 рублей. Это более продвинутая, но и более дорогая версия той же камеры.

Основные характеристики

  • Матрица: тип 1.0 (13,2x8,8 мм), Exmor CMOS, с обратной подсветкой; эффективное разрешение — 20,2 Мпикс
  • Объектив: ZEISS Vario Sonnar T*, фокусное расстояние — f=8,8-25,7 мм (35-мм эквивалент 24-70 мм); F1,8 (Широкоуг.) - 2,8 (Теле); минимальная дистанция фокусировки на широком угле — 5 см, в макрорежиме — 0,3 м; цифровой зум — до 44x (VGA)
  • Процессор BIONZ X
  • Стабилизатор изображения: оптический, Steady Shot
  • Размер снимков: до 5472x3648
  • Формат снимков: JPEG, RAW (формат Sony ARW 2.3)
  • Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB
  • Соотношение сторон: 3:2, 16:9, 4:3, 1:1
  • Режим Sweep Panorama, разрешение до 12 416×1 856
  • Видео: до 1920x1080, 50p, 28 Мбит/сек; формат записи — AVCHD, MP4, XAVC S; стереомикрофон, подавление шума ветра; режим видеозаписи в FullHD разрешении при 24 кадрах в секунду
  • Светочувствительность: от 125 до 12800 ISO с расширением до 80 и 100; шумоподавление Multi-Frame NR
  • ЖК-дисплей: LCD TruBlack, диагональ 3'', общее число точек 1 288 000; поворотный
  • Видоискатель: встроенный, выдвижной, 0,39’’, 1440000 пикселей
  • Максимальная скорость серийной съемки: 10 кадров/c
  • Выдержка: 30-1/2000 сек (в режиме приоритета выдержки)
  • Фокусировка: контрастный фокус; многоточечная (25 точек), центровзвешенная, универсальная точечная, ручная; подсветка автофокуса
  • Экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная; брекетинг
  • Экспокоррекция: +/-3,0 EV при шаге 1/3 EV
  • Встроенный ND-фильтр
  • Баланс белого: Авто, Дневной свет, Тень, Лампы накаливания, Облачно, Люминесцентный (теплый белый, холодный белый, дневной белый, дневной), Вспышка, Цветовая температура/Фильтр, Пользовательский
  • Режимы экспозиции: iAuto, iAuto+, Программируемая автоэкспозиция (P), Приоритет диафрагмы (A), Приоритет выдержки (S), Ручной (M), Cюжетный, Пользовательский (MR), Панорама, Видео
  • Сюжеты: Портрет, Динамичный спорт, Макро, Пейзаж, Закат, Ночь, В сумерках с рук, Ночной портрет, Режим повышения резкости движущихся предметов, Животные, Натюрморт, Фейерверк, Высокая чувствительность
  • Художественные стили: Стандартный, яркий, нейтральный, прозрачный, глубокий, бледный, портрет, пейзаж, закат, ночная сцена, осенние листься, ч/б, сепия, пользовательские
  • Спецэффекты изображения: Игрушечная камера, Яркие цвета, Постеризация, Ретро-фотографии, Гамма светлых тонов, Частичные цветовые фильтры, Высокая контрастность Mono., Мягкий фокус, Рисование HDR, Насыщенное монохромное изображение, Миниатюра, Акварель, Иллюстрация
  • Функции съемки: Функция Smile shutter, Быстрая навигация, Цифровой индикатор уровня (отклонение по горизонтали и вертикали), Брекетинг баланса белого, Брекетинг DRO, Функция MF Assist, функция Peaking, Зебра, Выбор уровня для микрофона при видеосъемке, Таймер для самопортрета
  • Вспышка: встроенная, ведущее число (при ISO 100) — 6.5
  • Носители: карты памяти Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo/; SD/SDHC/SDXC
  • Интерфейсы: USB 2.0, HDMI
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, NFC

Цена в фирменном магазине Sony — 37 990 рублей.

Дизайн и конструкция

Внешне Sony RX100 из года в год практически не меняется, сохраняя фирменный стиль (распространившийся и на другие камеры Sony, и серии RX, и серии Alpha): скругленный корпус, поперечная борозда, металлический корпус исключительно в черном цвете.

Изменения коснулись в первую очередь эргономики в связи с появлением видоискателя и нового типа поворотного экрана. Видоискатель занял место вспышки, вспышка «переехала» в центр, и RX100 III, соответственно, лишилась аксессуарного разъема; внешнюю вспышку использовать на этой камере теперь нельзя. Экран научился поворачиваться на 180 градусов в вертикальной плоскости — для удобства съемки автопортрета. Но камера в итоге стала немного толще — 41 мм против 35,8 мм у RX100 II.

Общие габариты Sony RX100 III — 101,6 x 58,1 x 41 мм, вес — 290 грамм. В руке камера лежит не слишком здорово, ни выступа, ни наплыва под хват правой рукой не предусмотрено (зато есть прорезиненная площадка для упора большого пальца правой руки). Но за счет металлического, а не пластикового корпуса камера не выскальзывает из рук. При этом по своему хвату это классическая «мыльница», статус здесь играет меньшую роль, нежели компромиссные, относительно крупные габариты.

Функциональные элементы. На лицевой панели расположен телескопический объектив с кольцом зуммирования (или управления экспозицией — оно мультифункционально), а также светодиод подсветки автофокуса.

На правом ребре мы видим прикрытые индивидуальными крышечками универсальный разъем для зарядки и соединения с ПК (microUSB), порт HDMI. Справа и слева есть проушины для ремешка на запястье. Слева также расположена площадка для соединения NFC и рычажок, поднимающий видоискатель.

На верхней панели находятся подъемные видоискатель и вспышка, стереомикрофон, кнопка включения, кнопка спуска, совмещенная с вынесенным вперед язычком зуммирования, а также селектор режимов. Чуть позади расположен рычажок подъема вспышки — сначала он кажется не слишком удобным для оперирования, но к нему быстро привыкаешь.

Снизу — отсек для батареи и карты памяти, совсем рядом с ним – штативное гнездо. Справа — решетка динамика.

На тыльной панели расположен поворотный экран, а также управляющие клавиши: запись видео, функциональная кнопка, вызов меню, воспроизведение снимков, справка/удаление снимков, пятипозиционный навигационный джойстик, совмещенный с поворотным кольцом.

Качество сборки вызывает уважение — в первую очередь материалами. Но будьте внимательны — на корпусе легко появляются сколы и потертости при ношении камеры в сумке с другими вещами.

Интерфейс и управление

Схема управления по сравнению с RX100 II слегка поменялась. Набор и расположение клавиш остались прежними: благодаря вынесенному селектору режимов и достаточному числу клавиш быстрого доступа к важным настройкам RX100 III приближена к камерам для энтузиастов. Хотя, конечно, говорить об оперативности, присущей даже любительским зеркальным камерам, не приходится – для аналоговых органов управления на все функции элементарно не хватает полезного пространства на корпусе камеры.

Но добавилась важная вещь — полноценное быстрое меню на манер моделей A7/A7R, с помощью которого можно получить оперативный доступ к большинству настроек, — в частности, это решает застарелую проблему со сменой типа фокусировки. Заполнять 12 ячеек быстрого меню можно самостоятельно, выбирая самое необходимое для себя. Основное меню не изменилось. Из изменений отмечу вторую функцию кнопки Fn — быстрый переход к беспроводным возможностям. Каких изменений не хватило — так это, традиционно, сенсорного экрана (очень странно, что Sony последовательно избегает этого решения на RX100). На кнопку C (вызывающую по умолчанию советы начинающему фотографу) можно назначить одну из 42 функций.

Одно из главных новшеств модели — встроенный электронный видоискатель, который сделан выдвижным из-за необходимости сохранить прежний уровень компактности. Активируется он в два этапа. Сначала при нажатии специального рычажка он выскакивается вертикально вверх, затем его необходимо пальцами вытянуть на себя по направлению к глазу — только в таком случае изображение на его экранчике будет резким. Сам по себе видоискатель достаточно хорош: при диагонали 0,39 дюйма его разрешение составляет 1 440 000 точек, изображение не «стробит», задержка невелика, коэффициент увеличения 0,59х. Сам факт его наличия выглядит хорошим подспорьем для фотографа: вести съемку удобно в любую погоду, в том числе и при ярком солнечном свете.

Но есть недостатки именно того решения, которое предпочли Sony. Во-первых, двухступенчатая система активации видоискателя — его элементарно неудобно тянуть на себя, держа на весу. Во-вторых, при активации видоискателя камера включается, а при его убирании — выключается. Это придумано явно для удобства и простоты работы с камерой, но на самом деле работает скорее в обратную сторону. Ты просто хочешь в солнечный день достать видоискатель и затем убрать его за ненадобностью — а камера выключается. Причем это решение нельзя изменить в настройках.

Видоискатель снабжен рычажком диоптрийной коррекции — также не слишком удобным, но реализовать полноценное колесико в условиях таких ограничений по габаритам не представлялось возможным.

Экран применен такой же по характеристикам, как на RX100 II (ЖК, 3 дюйма, 1 288 000 точек, хорошая цветопередача и углы обзора), поворотный в вертикальной плоскости. Причем, как я уже и писал выше, он поворачивается на 180 градусов вверх — глядя в него, удобно снимать автопортреты. Это совмещено с автоматически активирующимся таймером, отсчитывающим три секунды с момента нажатия кнопки спуска, чтобы у вас было время перевести взгляд с экрана в объектив (это распространенная функция, которая встречалась уже и на других камерах Sony, и, например, на Samsung NX mini). Угол наклона вниз прежний — 45 градусов.

Режим Live View работает одинаково и на видоискателе, и на основном экране. На экран можно вывести основные параметры съемки, сетку нескольких видов, гистограмму, виртуальный горизонт. Доступна и функция «зебра» — выведение на экран пересвеченных зон. Также на экран можно вывести иполный набор характеристик, с которыми можно работать напрямую как с быстрым меню (крайняя левая картинка выше) — при использовании видоискателя такой вариант очень интересен.

Функциональность

На RX100 III устанавливается слегка обновленная матрица. Физические характеристики те же самые — однодюймовый формат (13,2х8,8 мм) Exmor CMOS разрешением 20,2 Мпикс + обратная подсветка, но слегка расширился диапазон светочувствительности: с ISO 125 до ISO 12800, с возможностью расширения до ISO 80, ISO 100 и ISO 25600. Процессор— BIONZ X.

По скорости и оперативности новинка близка к предшественницам. На включение уходит в районе двух секунд, не слишком оперативно переключается между режимами. Скорость серийной съемки с автофокусом в каждом кадре — до 2,5 кадров в секунду. Скоростная съемка с фокусом по первому кадру — до 10 кадров в секунду. Длина серии — около 13-14 кадров в формате JPEG и 10 кадров в формате RAW.

Автофокус не изменился — он выполнен по контрастной схеме, с 25 зонами; в простых ситуациях, вроде пейзажной съемки, быстр, с определением лица также справляется прилично, есть режим фокусировки на глаза. В ситуациях, где важно точно замерить расстояние до объекта, работает значительно медленнее и допускает ошибки; не здорово работает и следящая фокусировка, и фокусировка в условиях слабой освещенности. За счет новой оптики RX100 III значительно лучше подходит для макросъемки — минимальная дистанция фокусировки сокращена до 0,3 м. И работает на минимальных дистанциях автофокус заметно более цепко. Доступна помощь ручной фокусировке при помощи подсветки резких контуров объектов, focus peaking.

Имеется достаточно эффективная встроенная оптическая стабилизация Steady Shot, доступная и для фото-, и для видеосъемки.

Возможность подключения внешней вспышки недоступна — аксессуарного разъема нет. зато встроенная вспышка стала помощнее: ведущее число 6.5.

Режимы съемки упомянуты в списке характеристик. Уточню, что помимо имеющихся на селекторе, есть доступ и к режиму Bulb при выкручивании выдержки до максимальной величины. Режим iAuto+ отличается от обычного авторежима подключением аппаратного подавления размытости и помех при помощи записи в каких-то ситуациях нескольких кадров с последующим их наложением.

Программные возможности камеры хорошо знакомы по предыдущим камерам Sony, с которыми мы общались: Sweep Panorama, Auto HDR, подбор оптимального динамического диапазона, борьба с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров, эффект мягкой кожи, автоматическое кадрирование портрета. Есть брекетинг по экспозиции, по балансу белого. Имеются программные режимы изменения цветовой палитры (их число увеличилось до 13).

Пример панорамы.

Эффектов «творческой» постобработки снимков тоже можно насчитать 13, как и цветовых схем. Примеры съемки со спецэффектами — выше.

Беспроводные соединения. Sony RX100 III оснащена модулями Wi-Fi и NFC, дающими возможность управлять со смартфона камерой (полезно для автопортретов, например, или при установке камеры в труднодоступном месте), быстро передавать снимки без проводов на смартфон/планшет/компьютер, распечатывать их на принтере, поддерживающем Wi-Fi. Для соединения со смартфоном не обязательно вводить логин и пароль, если смартфон поддерживает NFC — это очень удобно.

Есть и доступ к фирменному магазину приложений PlayMemories, за счет которого можно за дополнительную плату (либо иногда бесплатно) расширить функциональность камеры специально разработанными приложениями: например, добавить функцию мультиэкспозиции или программного помощника для получения эффекта «звездного следа». Набор приложений постоянно пополняется — Sony продолжает уповать на эту излишнюю, на мой взгляд, опцию.

Видео. RX100 III умеет писать видео в форматах AVCHD или MP4 разрешением до 1920х1080 с прогрессивной разверткой и частотой 50 кадров в секунду; есть и возможность записывать видео в «кинематографическом» формата с 24 кадрами в секунду и прогрессивной разверткой. Плюс стереомикрофон с шумоподавлением и ручные настройки. Важным новшеством стоит назвать возможность вывода несжатого видеопотока через HDMI со сжатием видео профессиональным кодеком XAVC-S с частотой 100, 50 или 25 кадров в секунду и битрейтом 50 Мбит/с. RX100 III держит очень высокую планку качества видеозаписи для компактных камер, а упомянутая возможность вывода видеопотока кажется даже излишней для среднего пользователя подобной камеры. Видеографы могли бы заинтересоваться компактным устройством — но для использования его возможностей все равно же необходим внешний рекордер; избавиться от громоздкой схемы не получится. Хотя грех жаловаться на лишнюю функциональность.

Качество съемки

Как я уже писал в начале материала, на Sony RX100 III установлен совершенно новый объектив. Кардинально отличающийся по своим характеристикам от того, что использовался на RX100 и RX100 II. ZEISS Vario Sonnar T*, фокусное расстояние — 8,8-25,7 мм, светосила — f1.8-2.8. То есть при меньшем оптическом зуме эта оптика обеспечивает лучшую светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний. Начальное фокусное расстояние — чуть более широкоугольное (24 мм в 35-мм эквиваленте), что чуть лучше позиционирует камеру с этим объективом под пейзажи. Что именно вам больше по душе, чуть больший зум (28-100 мм) при западении светосилы, либо светосильный объектив с эквивалентным расстоянием 24-70 мм — решайте сами, недаром на рынке остаются обе камеры.

По качеству картинки новая оптика производит приятное впечатление, будучи достаточно резкой даже при открытой диафрагме и на краях кадра и обладая приличным рисунком. Из недостатков — не слишком здорово держит контровой свет. Пространственные искажения на широком угле типичны для оптики с подобными характеристиками. Хроматические аберрации ей не свойственны.

Авторежим очень неплох. Как говорилось выше, их тут два (в одном из случаев камера использует метод многократной экспозиции для съемки против света или в условиях слабого освещения). Замер экспозиции не всегда радует — благо есть оптический стабилизатор, справляющийся в случаях, когда камера выставляет «недодержку». По автоматическому замеру баланса белого претензий немного — иногда он может выбирать слишком холодную гамму в естественных условиях и «зеленить» при искусственном. Стоит страховаться и внимательно отсматривать сделанные кадры при съемке в JPEG.

Галерея снимков с различными значениями ISO:

ISO 80

ISO 125

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Сенсор идентичен тому, что мы видели ранее на модели RX10 и показывает себя, соответственно, точно так же. Рабочим диапазоном светочувствительности можно считать значения ISO вплоть до ISO 1600. При невысоких требований к картинке и правильной экспозиции можно вполне успешно снимать и на ISO 3200. Выше шумы становятся очень хорошо заметны, происходит падение детализации. Минимальный порог светочувствительности — ISO 125, с возможностью расширения до ISO 80. Максимальный — ISO 12800, без возможности расширения. За счет светосильной оптики, кстати, необходимость «задирать» ISO в условиях слабой освещенности не так высока.

Шумоподавление отключаемое. Выше можно увидеть пример его работы на ISO 6400. Слева — направо: выключено, низкий уровень, нормальный уровень.

Картинку сенсор RX100 III выдает со спокойной цветопередачей, приличной (но далеко не предельной) детализацией. Размытие фона при макросъемке хорошее, при съемке портрета добиться какого-то чрезвычайного боке сложно — матрица стандарта 1'' физически не может работать так же, как полный кадр. Из недостатков также стоит упомянуть невысокий динамический диапазон.

Галерея снимков, сделанных на Sony RX100 III:

Батарея

Комплектуется RX100 III той же литий-ионной батарейкой NP-BX1 емкостью 1240 мАч, которой теперь хватает снимков на 310-320. То есть примерно на двое суток размеренной фотосъемки в путешествии. Заряжается камера по USB — можно от обычного USB-порта, можно через переходник от сети.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Sony RX100 III выглядит предельно правильным обновлением полюбившейся линейки: встроенный видоискатель, отклоняющийся на 180 градусов вверх экран, новая светосильная оптика (к объективу RX100/RX100 II часто предъявлялись претензии по его светосиле), обновленный сенсор. Предельно правильным, пока речь не заходит о цене. Вместе с этими обновлениями камера получила и новую цену — 37 990 рублей, на 10 000 рублей дороже Sony RX100 II. Став не простым обновлением, но старшей камерой этой короткой линейки.

В итоге по совокупности достоинств и соотношению «цена-качество» третья RX100 не выглядит, на мой взгляд, предпочтительнее второй. Она становится выбором исключительно тех, кто хочет относительно компактную камеру с неплохим (но не конкурирующим с беззеркальными камерами той же стоимости) качеством картинки и при этом испытывает крайнюю нужду в видоискателе. Также стоит отметить, что конкуренция в этом ценовом диапазоне очень серьезная: помимо привычного прямого конурента в лице Fujifilm X20 можно назвать теперь и Fujifilm X100S, и Nikon Coolpix A, и Ricoh GR, и Sigma DP3 Merrill — чуть более крупные камеры с оптикой, обладающей фиксированным фокусным расстоянием, но и превосходящими по размерам и качеству выдаваемой картинки сенсорами. Ключевым словом Sony RX100 III же становится «универсализм». За который придется заплатить.