Ученые из Института динамики и самоорганизации Макса Планка (MPI-DS) исследовали, в какой степени музыкальное произведение может вызывать ожидания относительно своего развития. Они смогли определить различия в том, насколько далеко можно предвидеть композиции разных композиторов. В общей сложности физики количественно проанализировали более 550 произведений классической и джазовой музыки, пишет Phys.org.
Специалисты использовали анализ временных рядов, чтобы вывести автокорреляционную функцию последовательности звуков музыки. Эта функция измеряет, насколько новая последовательность звуков похожа на предыдущие последовательности. В результате создается своего рода «память» о музыкальном произведении. Если эта память медленно уменьшается с разницей во времени, то временной ряд легче предвидеть; если он быстро исчезает, то временной ряд предлагает больше вариаций и сюрпризов.
В общей сложности физики Тео Гейзель и Корентин Нелиас проанализировали более 450 джазовых импровизаций и 99 классических композиций, включая известные симфонии и сонаты. Они обнаружили, что автокорреляционная функция звуковых высот изначально очень медленно уменьшается с разницей во времени. Это свидетельствует о высоком сходстве и возможности предвосхищать музыкальные последовательности. При этом существует ограничение по времени, после которого сходство и предсказуемость внезапно заканчиваются.
В зависимости от композиции или импровизации ученые обнаружили время перехода от нескольких четвертных нот до примерно 100 четвертных нот. Джазовые импровизации обычно имели более короткое время перехода, чем многие классические композиции, и поэтому обычно были менее предсказуемыми.
Различия также можно было наблюдать у разных композиторов. Например, ученые обнаружили время перехода от пяти до двенадцати четвертных нот в композициях Иоганна Себастьяна Баха, в то время как время перехода в произведениях Моцарта варьировалось от восьми до 22 четвертных нот. Это означает, что предвкушение и ожидание музыкальной прогрессии, как правило, длятся дольше в композициях Моцарта, чем в произведениях Баха, которые предлагают больше вариативности и сюрпризов.
«Учитывая время перехода от сильно коррелированного к некоррелированному поведению, мы теперь нашли количественный показатель изменчивости музыкальных произведений, который помогает мне понять, почему я всегда предпочитал Баха Моцарту», — заключает автор исследования Тео Гейзель.
Ранее в сети раскрыли автора «Самой загадочной песни интернета».