Анна Айбашева, глава пресс-службы «Вымпелкома» сообщила, что «согласно принятым правилам и стандартам, оборудование оператора оснащено специальными кондиционерами, чтобы избежать перегрева». По ее словам, работоспособность оборудования отслеживается через центры мониторинга в режиме 24 /7 и высокая жара не помеха для оператора, даже если и возникнут краткосрочные проблемы:
«На всем нашем оборудовании установлены термодатчики, которые передают информацию о температуре охлаждающего оборудования в центр мониторинга. Если мы фиксируем на каком-то участке перегрев, то направляем туда аварийную бригаду. Помимо этого мы регулярно проводим профилактику всех систем кондиционирования для обеспечения их корректной работы в любую погоду».
Павел Ларин, руководитель по связям с общественностью столичного филиала «МегаФона», также поспешил заверить абонентов в том, что высокая температура воздуха не помешает работе сети, и в случае возникновения проблемы она будет оперативно исправлена:
«Оборудование столичного «МегаФона» обеспечено промышленными системами кондиционирования. Это обязательное требование при планировании всех площадок и помещений под базовые станции, залы коммутации, центры обработки данных. Крупные сетевые элементы столичного «МегаФона» надежно защищены от резкого повышения температуры в Москве и области. 24 часа в сутки, семь дней в неделю за состоянием сети следит Федеральный центр управления и мониторинга, технические специалисты всегда готовы моментально локализовать проблемную ситуацию и отправить аварийно-восстановительную бригаду на место событий».
В МТС не смогли прокомментировать.
Эксперты, к которым обратился Hi-Tech.Mail.Ru, также подтверждают готовность сотовых операторов к неблагоприятным погодным условиям, но, тем не менее, не исключают возможности возникновения внештатных ситуаций.
По мнению телеком-эксперта MForum.ru Алексея Бойко, риски есть всегда, в том числе связанные с климатикой.
Безусловно, у операторов уже накоплен немалый опыт организации надежного функционирования площадок базовых станций, центров коммутации и ЦОД. Для каждого элемента сети предусмотрены свои решения в области контроля климата. Зачастую они резервированы. В простейшем случае контейнерной базовой станции, как правило, используются две сплит-системы на базе комфортных кондиционеров, которые включены по схеме с резервированием, т. е. при выходе одного из них из строя, автоматически включается резервный. Оператор также получает сигнал о выходе температуры за диапазон приемлемых значений.
В условиях установившейся жары операторы могут сталкиваться с временными отключениями отдельных базовых станций из-за их перегрева, например, в связи с выходом из строя климатического оборудования. Этим летом мы уже наблюдали сообщения об аварийном отключении ЦОД (не сотовых операторов), несмотря на то что там используются мощные чиллеры с резервированием. Вряд ли от этого полностью застрахованы и операторы сотовой связи, мне известны случаи отказов и возгорания оборудования в контейнерах, оснащенных некачественными климатическими решениями, например, в Казахстане.
Я бы не оценивал риски российских операторов, связанные с жаркой погодой, как существенные. Давно накоплен соответствующий опыт, применяемые решения соответствуют погодным условиям в большинстве случаев. Отдельные неприятности возможны, но обычно они не затрагивают значимое число абонентов.
Аналитик TelecomDaily Илья Шатилин также подтвердил, что оборудование операторов имеет жесткие пределы по температурному режиму, поэтому на площадках, где оно размещается, обязательно устанавливаются промышленные системы кондиционирования. Тем не менее от проблем никто не застрахован:
Очевидно, что во время жары они работают с увеличенной нагрузкой, что теоретически может сделать отказ более вероятным; при неправильном расчете либо экономии вероятность того, что система не сможет поддерживать температурный режим, также увеличивается. Тем не менее оборудование все же рассчитано на определенный климат, в котором оно работает, и имеет конструктивный запас на аномальные его изменения, которые обычно непродолжительны. Так что в случае возникновения проблем жара — это скорее удобная отговорка для того, чтобы скрыть человеческий фактор.
Как видим, несмотря на имеющиеся риски, операторы готовы к 30-градусной жаре, даже если она окажется длительной. Будем надеяться, что серьезных проблем в столице и других городах России из-за высокой температуры не возникнет, ведь сотовая связь уже стала важной неотъемлемой частью нашей жизни.