14 июля в Общественной палате будет обсуждаться возможность внесения изменений в правила оказания услуг телефонной связи для запрета мобильного спама и «очистки» мобильных телефонных номеров, говорится на сайте организации. Как пояснил "Коммерсанту" участник проекта «Перспектива» Денис Калугин, организация предлагает создать специальное агентство, которое позволит «синхронизировать усилия участников рынка и регуляторов по «очистке» истории телефонных номеров и привязок этих номеров к любым действующим базам данных рекламных и информационных рассылок».
Так как мессенджеры находятся под юрисдикцией других стран (например, США), то и положения российского законодательства о рекламе и связи на них не распространяются, что мы уже слышали от ФАС. Денис Калугин считает, что для ликвидации «волны рекламного трафика» в мессенджерах операторам достаточно блокировать массовые рассылки с иностранных номеров: «Иностранный» (чаще виртуальный) номер регистрируется в качестве «пользователя» в сервисе, после чего ведется массовая рассылка рекламы по базе телефонных номеров, которая была скачана (получена) от сотрудников страховых компаний, автосалонов, сетей кафе, банковских структур и так далее».
Представитель Viber Елена Грачева говорит, что основное количество спама в сервисе распространяется с российских номеров. По ее мнению, эффективность борьбы со спамом может вырасти только в том случае, если его запретят в мессенджерах на законодательном уровне.
Касательно необходимости «очистки» телефонных номеров говорится о том, что существуют случаи, когда после определенного периода отсутствия активности привязанной к нему SIM-карты операторы продают номер новому абоненту, но старый пользователь указал его при оформлении кредита вместе с согласием использовать персональные данные. Если у него есть какие-либо задолженности на момент появления у номера нового владельца, то банк будет оправлять напоминания на тот же номер, то есть тому владельцу, который на это своего согласия не давал.
Мобильные операторы не поддерживают инициативу. В МТС указывают, что операторы не могут блокировать рассылки в мессенджерах технически, так как «не видят» содержание сообщений: «Появление нового звена в связке абонент--оператор может затруднить и увеличить срок решения проблем, их эффективнее и оперативнее решать напрямую». В «МегаФоне» говорят о том, что проблема должна решаться самими мессенджерами, в частности, оператор указывает на возможность внесения того или иного номера в спам-лист. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева отмечает, что персональные данные могут стать доступны неопределенному кругу лиц, «что чревато ростом мошенничеств».
Проблема спама стоит, действительно, остро. И если с SMS-рассылками еще есть какие-то подвижки, то с мессенджерами дела обстоят значительно хуже. Смогут ли в России разработать эффективный инструмент по борьбе с ним, а также будет ли среди всех участников данного процесса достигнуто взаимопонимание, мы узнаем в скором будущем.
Возможно, вас заинтересует: