Покупать стали меньше
Аналитики утверждают, что продажи ноутбуков, телефонов, планшетов, телевизоров, холодильников и другой техники за первые 8 недель 2017 года снизились. Только за первую неделю января падение составило 2,1% в годовом выражении, к концу месяца сократилось уже на 11%.
Сильнее всего падали продажи планшетов – более чем на 20% в течение шести из семи недель. Кроме того, сократились продажи телефонов (средний показатель 4%), холодильников и плит.
Только к концу февраля ситуация улучшилась: падение в штуках составило всего 0,6%, в рублях продажи даже выросли – на 8,3%.
Ритейлеры согласны с экспертами
Представители российских торговых сетей данные подтверждают. Одна из компаний отмечает, что спад начался еще в декабре 2016 года и составил 10%. В другие месяцы 2016 года продажи были выше, чем в 2015 году.
Эксперты предполагают, что в кризис 2014-2015 гг. потребители сделали запасы техники, и тот ажиотажный спрос сказался на продажах в 2016-2017 гг.
Ритейлер бытовой техники и электроники (компанию источник не называет) утверждает:
После января и февраля мы находимся в непонимании, что происходит. Сначала все себе это объясняли тем, что в январе 2016 г. был маленький девальвационный всплеск спроса, поэтому в 2017 г. январские продажи выглядят слабее, но потом падение продолжилось и в феврале.
В компании добавили, что онлайн-продажи не растут, трафик в магазинах сокращается, падает средний чек и конверсия.
В «Связном» утверждают, что тенденции спроса в январе 2017 года такие же, как и в 2016 году.
Другой ритейлер считает, что – укрепление рубля сказывается на формировании ожиданий потребителей, и добавляет:
Может, потребители ждут, что цены будут снижаться, поэтому часть потребления придерживается.
Такого же мнения Дмитрий Алексеев, совладелец сети DNS, но настроен он оптимистично:
Если падение и есть, то оно небольшое.
Что растет
Представитель «Связного» отметил, что с одной стороны дорогих гаджетов покупают больше, с другой – выбор стал рациональнее: при выборе ориентируются на функциональность. Кроме того, активно пользуются кредитными программами. Первым и основным гаджетом по-прежнему является смартфон – он заменяет, к примеру, планшет и фотоаппарат.
Представитель Inventive Retail Group (сети re:Store, Samsung, Sony и др.) Людмила Семушина заявила, что в России рос интерес к отдельным брендам. Так, и в деньгах, и в штуках увеличились продажи Apple MacBook.