НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Начертательная биометрия: банки так и не смогли внедрить услуги с использованием новой технологии

2 июля 2019
Дистанционные банковские услуги с использованием биометрии так и остались идеей. Всего четыре игрока предоставляют скудный перечень удаленных услуг с ее использованием. А удаленно прекратить работать с банком можно лишь в половине.

Ровно год назад банки начали собирать биометрические данные россиян в единую биометрическую систему (ЕБС) (см. «Ъ» от 2 июня 2018 года). Планировалось, что на основании сданных образцов лица и голоса клиенты смогут верифицироваться удаленно в любом банке и получать доступ к их услугам. Как сообщили «Ъ» в «Ростелекоме», на сегодняшний день собирают биометрию 5,3 тыс. отделений 155 банков.

Данные о количестве собранных образцов ни в ЦБ, ни в «Ростелекоме» не раскрывают. По информации источников «Ъ», собрано порядка 10 тыс. образцов (см. «Ъ» от 26 июня). При этом на практике дистанционные услуги предоставляют лишь единицы — Совкомбанк, ХКФ-банк, Почта-банк и Тинькофф-банк.

При этом лишь два банка из них готовы не только продавать продукты дистанционно, но и расставаться с клиентами — Тинькофф-банк и Совкомбанк.

В Почта-банке, отметили в пресс-службе, у клиентов есть доступ ко всем продуктам банка. Однако закрыть удаленно с помощью простой электронной подписи можно только вклад и карту.

Но если у клиента не сохранились данные счета или карты, возможность дистанционного закрытия пока не предусмотрена, пояснили в кредитной организации. В ХКФ-банке, предоставляющем дистанционно pos-кредиты, пока возможности дистанционного отказа от продуктов банка нет.

«Мы работаем над вариантами технологических решений для дистанционного закрытия продуктов, — отметили в ХКФ-банке.— Биометрия может стать одним из таких решений в будущем, после накопления в ЕБС необходимого массива данных».

Впрочем, как показывают отзывы о работе банков на профильных форумах, многие клиенты как раз испытывают сложности из-за невозможности дистанционного расставания с банком. Например, в Сбербанке нельзя дистанционно закрыть карту, в МКБ и Райффайзенбанке также ограниченный функционал, тут сообщили, что работают над возможностью в будущем дистанционного отказа от всех продуктов через ДБО.

Банк «ФК Открытие» обещает совместить дистанционный отказ с введением дистанционных услуг на основании данных из ЕБС. В «Ак Барсе» можно блокировать дистанционно карты, закрывать карточные и депозитные счета.

При этом юридических или иных преград для дистанционного закрытия счетов, в том числе с верификацией через ЕБС, нет, уверены эксперты.

«Отсутствие возможности дистанционного отказа от услуг банка может быть обусловлено либо нежеланием банка предоставлять такую возможность с целью удержания клиентов, либо отсутствием технической возможности, — отмечает зампред правления “Ренессанс-Кредита” Сергей Королев. — В то же время предоставление возможности получения услуг дистанционно без возможности от них отказаться противоречит самому принципу дистанционного обслуживания».

Законодатели тоже считают, что их вмешательство излишне. «Никакой “обязаловки” тут быть не должно, — уверен глава комитета по финрынку Госдумы Анатолий Аксаков.— Рынок и здоровая конкуренция внесут свои коррективы». ЦБ также не планирует пока вмешиваться. Тут отметили, что вопрос закрытия счетов и вкладов находится в рамках гражданско-правовых отношений между банками и клиентами, ограничений не установлено.

По мнению главного экономиста «ПФ Капитала» Евгения Надоршина, ситуация со сбором биометрии могла бы сдвинуться с мертвой точки, если бы регулятор обязал банки предоставлять услуги на основании биометрии и отказываться от услуг дистанционно. По мнению замглавы ФБК Алексея Терехова, пока у граждан сдача биометрии не будет ассоциироваться с какой-либо нужной им услугой, они не будут сдавать данные.

«Возможность дистанционного закрытия счетов для клиентов, даже открывших их в офлайне, очень важна — отделение банка могло переехать, закрыться и т. п. Многие из экономии времени хотели бы решать такие вопросы дистанционно, и если бы банки пошли навстречу клиентам, то количество желающих сдать биометрию заметно бы выросло», — заключает зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко.

Вероника Горячева

Читайте также: