Рождение Формулы-1
История Формулы-1 начинается еще с XIX века. Тогда, в 1894 году во Франции начали проводить организованные автомобильные гонки Гран-при. И они достаточно быстро эволюционировали из обычных шоссейных гонок в испытания на выносливость, когда автомобиль и пилот должны были не только продемонстрировать скорость, но и показать выносливость в заезде на длинную дистанцию. Но в те времена гонки проходили на открытых дорогах, что часто приводило к авариям и гибели пилотов.
Технологии развивались, скорости росли, и соревнования такого масштаба стали уже неприемлемы для общих дорог. Впервые определение Формулы-1 было дано в 1946 г. FIA — Международной автомобильной федерацией, основанной в 1904 году. Эти автомобильные соревнования впервые стали официальной категорией автоспорта со своими регламентами. Существуют некоторые разногласия о том, что считать первым соревнованием Формулы-1. После Второй мировой войны, в 1946 году, на временно организованной уличной трассе в итальянском парке Валентино в Турине состоялся заезд, который проходил уже по новым правилам. Но тогда Формула-1 еще не была официально введена в действие. Следом за первым, в 1947 году, прошел и второй — в Швеции. Но гонка проводилась на льду, и многие считают, что ее нельзя причислять к «правильной».
В конце сезона 1949 году FIA объявила о намерении провести первый Чемпионат мира для пилотов, объединив несколько национальных Гран-при. Всего было проведено семь заездов, первый из которых состоялся 13 мая 1950 году в Сильверстоуне, Великобритания. Первенство одержал итальянский автогонщик Джузеппе Фарина на Альфа Ромео 158.
В то время, через 5 лет после окончания войны, сложно было говорить о каких-то автомобильных технологиях. Машины были элементарными, а о безопасности речь практически не шла. Как-то само собой подразумевалось, что в таком опасном виде соревнований человеческие жертвы неминуемы. Но спорт уже родился, и страсти разгорались. Шли годы, и Формула-1 набирала популярность.
Как машины становились быстрее, а гонки безопаснее
В 1952 году обязательным условием для всех гонщиков стали шлемы с твердым корпусом. В те времена они изготавливались из простых материалов вроде пробки, обтянутой тканью. Ее пропитывали клеем для придания большей прочности. К концу десятилетия стали использовать сталь, но реальная безопасность шлемов появилась уже в 70-х.
В 1950—1960-е технологии стремительно развивались. Команды изо всех сил старались раздвинуть границы инженерного искусства. Появились дисковые тормоза, которые повысили эффективность торможения и уменьшили риск аварий. На Гран-при Монако в 1957 году впервые появился автомобиль с двигателем, расположенным сзади, — Cooper T43.
Особое внимание уделялось повышению скорости и результативности. Для автомобилей использовались самые легкие материалы, инженеры экспериментировали с крыльями и другими аэродинамическими устройствами, позволяющими увеличить прижимную силу и сцепление для большей устойчивости болидов в поворотах и на высоких скоростях. 1962 год ознаменовался появлением первого в мире монококового шасси.
В 1970-х по-прежнему в центре внимания оставались аэродинамические технологии, а усовершенствованные двигатели позволяли достигать невиданных скоростей. Появилось революционное новшество — боковые радиаторы, двигатели обзавелись турбонаддувом, а для безопасности пилотов начали использовать шеститочечные ремни безопасности.
Следующее десятилетие добавило использование композитных материалов из углеродного волокна в шасси, внедрило активные системы, позволяющие настраивать подвеску в режиме реального времени в зависимости от особенностей трассы. Карбоновые тормоза заменили традиционные стальные, а полуавтоматическая коробка передач механическую.
В 2000-х серьезное внимание обратили на безопасность пилотов. Появляется устройство для поддержки шеи HANS, призванное защитить водителя от удара головы о руль в случае аварии, система защиты водителя Halo. А на трассы вышли современные болиды, сочетающие компьютерные технологии и невероятно мощные двигатели. Но приоритеты несколько изменились. Теперь на первое место вышли «зеленые» разработки.
Что в «зеленых» трендах
Глобальный курс на спасение планеты от вредных выбросов затронул и Формулу-1. Уже с 2014 года на смену атмосферникам V8 пришли турбогибридные двигатели V6 со сложной системой рекуперации энергии. Гибридные системы не только увеличивают мощность, но и снижают выбросы CO2. А за счет накопления энергии, вырабатываемой при торможении, автомобили приводятся в действие. Это уменьшает затраты той же энергии, но получаемой из невозобновляемых источников.
С той же целью внедрены системы утилизации отходов прямо на гонках. Теперь приходится задействовать меньше транспорта для перевозки мусора на свалки. На нескольких трассах Формулы-1, например, на автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале, установлены солнечные батареи. Они круглый год вырабатывают достаточно энергии, чтобы компенсировать ее потребление во время Гран-при.
Кроме того, Формула-1 взяла на себя амбициозные обязательства достигнуть нулевых выбросов к 2030 г. С 2022 года автомобили нового поколения работают на смеси Е10, на 90% состоящей из традиционного топлива и на 10% — из настоящего «зеленого» этанола. А к 2026 году планируется переход на полностью синтезированное в лаборатории экологически чистое топливо, созданное с использованием компонентов, полученных из системы улавливания углерода, бытовых отходов или непищевой биомассы. Причем использовать такое горючее можно будет в стандартных двигателях внутреннего сгорания без какой-либо их модификации. А значит, в случае успеха, Формула-1 подарит миру гениальный способ избавления от вредных выбросов. Ведь использовать такое топливо можно будет не только в автомобилях, но и в других транспортных средствах, работающих за счет ДВС.