Проблем с вентилятором может быть много. Иногда прибор не включается совсем, иногда не меняет режимы, иногда сильно гудит. Лопасти могут крутиться вхолостую или не вращаться вовсе — это тоже явный признак неисправности. Однако не стоит паниковать и сразу же нести аппарат на помойку. В большинстве случаев установление причины, почему не работает напольный вентилятор, поможет быстро починить его с минимальными потерями для ваших нервов и кошелька.
Как работает напольный вентилятор: устройство и принцип работы
Стандартный напольный вентилятор состоит из шести частей:
мотора;
лопастей;
защитной решетки;
стойки;
блока управления;
шнура и вилки для подключения в розетку.
Мотор находится в центре, именно на его валу располагаются лопасти. Когда мы включаем вентилятор, они начинают вращаться, создавая поток воздуха. Защитная решетка не позволяет случайно прикоснуться к лопастям во время работы. Вся конструкция крепится к стойке. Она цельная или раздвижная (в зависимости от модели), соединена с устойчивой широкой опорой.
Прибор работает от электричества, так что в конструкции есть шнур и вилка для подсоединения в розетку. Включение и смена режима осуществляются при помощи блока управления, он есть у всех моделей: у одних попроще — только с кнопкой включения и выключения; у других чуть сложнее — с функцией изменения скоростей и поворота корпуса. Чаще всего блок управления располагается на верхней части стойки.
Большинство бытовых вентиляторов — лопастные. Но сейчас существуют и безлопастные модели. Они собирают поток воздуха и перегоняют его, усиливая в 15—18 раз.
Причины и способы устранения неисправностей вентилятора
Самые распространенные неисправности связаны с естественным износом: вентилятор может забиться грязью и пылью, иногда у него деформируются лопасти, а смазка на подшипниках высыхает — такие повреждения легко устранить. Иногда проблемы бывают более сложными: например, сломался конденсатор или замкнуло обмотки. Но и с ними можно справиться, если знать как. Разбираемся, как вернуть вентилятору былую работоспособность.
1. Высохла смазка
Когда смазка в подшипниках высыхает, вентилятор работает, но не крутится, только гудит.
Что делать
Отключите вентилятор от сети.
Снимите защитную решетку и аккуратно отсоедините лопасти — так можно добраться до мотора.
Найдите подшипники. Обычно они располагаются в месте соединения вала мотора с лопастями.
Уберите старую смазку, грязь и пыль с помощью ватного диска, мягкой ткани или сухой бумажной салфетки.
Нанесите свежую смазку. Подойдет только специальная для подшипников, лучше на силиконовой основе, или WD-40. Распределите состав равномерно.
Соберите прибор обратно и проверьте, что лопасти свободно вращаются.
Включите вентилятор. Если проблема была в смазке, устройство должно работать без проблем.
2. Деформировались лопасти
Это распространенная проблема у бюджетных вентиляторов, в конструкции которых используется тонкий пластик. Если мотор работает, а пропеллер крутится, но не дует, — скорее всего, проблема в том, что лопасти изогнулись. Форма стала неподходящей, и поток по комнате они больше не перемещают, вместо этого воздух движется только внутри самого прибора. Еще лопасти могут деформироваться из-за сильного нагрева: например, если оставить вентилятор надолго под прямыми солнечными лучами или случайно прислонить к горячей батарее.
Решение в такой ситуации только одно — придется менять крыльчатку.
Что делать
Отключите вентилятор от сети.
Снимите защитную решетку. Обычно она крепится на защелках или винтах.
Открутите гайку или фиксатор, удерживающий лопасти.
Снимите старую крыльчатку с вала мотора.
Установите новую деталь на вал, убедитесь, что она прикреплена в правильном положении.
Закрутите гайку или фиксатор.
Установите обратно защитную решетку.
Включите вентилятор и проверьте, как он работает.
3. Загрязнение деталей вентилятора
Пыль на лопастях и внутри корпуса может снизить эффективность устройства — тогда вентилятор будет «дуть» слабее. Если грязи очень много, аппарат может сломаться совсем: лопасти остановятся, а мотор отключится из-за перегрева.
В таком случае вентилятор нужно основательно почистить.
Что делать
Отключите прибор от сети.
Снимите защитную решетку — обычно она фиксируется защелками или винтами.
Аккуратно открутите фиксатор на валу и уберите лопасти.
Протрите их влажной тканью, уберите всю пыль и грязь, высушите.
Очистите мотор и вал, используйте сжатый воздух и сухую кисть. Корпус мотора протрите салфеткой.
Проверьте, достаточно ли смазки на подшипниках. Если она высохла, обновите ее.
Установите обратно сначала лопасти, затем решетку.
Включите устройство и проверьте, как оно работает.
4. Высох конденсатор
Конденсатор в вентиляторе помогает запускать двигатель и поддерживать стабильное вращение лопастей. Если он выходит из строя, прибор может не запуститься или работать крайне медленно. Высохший конденсатор теряет способность удерживать электрический заряд, что приводит к снижению его эффективности. Что часто сопровождается характерными «симптомами»: двигатель вентилятора не набирает обороты или лопасти едва вращаются, хотя мотор гудит.
В таком случае придется провести комплексную проверку конденсатора.
Что делать
Отключите вентилятор от сети.
Разберите корпус: снимите защитную решетку и уберите крышку мотора, чтобы добраться до конденсатора.
Найдите нужную деталь. Конденсатор находится рядом с мотором и подключен к проводам. Он похож на небольшую батарею.
Осмотрите элемент. Если он вздут, поврежден или видно утечку электролита, его нужно заменить.
Проверьте конденсатор с помощью мультиметра. Если прибор показывает низкое сопротивление или вообще не реагирует — значит, элемент неисправен. Починить его не получится, только менять.
Подберите аналогичный по емкости и напряжению конденсатор. Отсоедините старый, подключите новый.
Соберите вентилятор обратно.
Включите и проверьте его работу. Он должен запускаться без задержек и сразу набирать нужные обороты.
5. Замкнуло обмотки
Обмотки двигателя представляют собой проволочные катушки, обернутые вокруг сердечника. Они преобразуют электрическую энергию в механическую, заставляя лопасти вращаться. Если их замкнуло, то вентилятор не будет работать — такая неисправность может сопровождаться запахом гари, искрами и дымом. Мотор сразу перегревается, а предохранитель выходит из строя.
В первую очередь, отключите вентилятор от сети и убедитесь, что он перестал дымиться. Затем можно приступать к проверке обмотки и предохранителя.
Что делать
Разберите аппарат, чтобы добраться до мотора.
Проверьте обмотки: если они оплавлены, на них видны черные пятна, пахнет гарью, значит, замыкание все же случилось.
Замените мотор. Ремонт обмоток обычно нецелесообразен — проще и надежнее поставить новый двигатель.
Замените предохранитель. Эта деталь первой страдает при коротком замыкании.
Соберите и проверьте вентилятор. Он должен запускаться легко, работать без посторонних шумов.
6. Сломался переключатель
Вентилятор может не вращаться, не менять скорость или не поворачиваться из-за поломки переключателя.
Что делать
Отключите прибор от сети.
Осмотрите переключатель на предмет видимых повреждений: трещин или следов оплавления.
Если есть мультиметр, можно протестировать переключатель с его помощью. Для этого:
поставьте мультиметр в режим проверки целостности цепи или измерения сопротивления;
подсоедините щупы мультиметра к контактам переключателя;
нажмите на переключатель. Если показания меняются, он функционирует и проблема в чем-то другом. Если нет — деталь неисправна.
Замените переключатель на новый.
Соберите вентилятор, включите и проверьте.
Советы по уходу за напольным вентилятором
Чтобы вентилятор дольше служил и реже ломался, за ним важно правильно ухаживать. Что мы советуем:
Регулярно чистите прибор. Протирайте лопасти и решетку от пыли хотя бы раз в месяц. После сезона активной эксплуатации разберите устройство, уберите грязь с мотора и внутренних деталей.
Не перегружайте вентилятор. Старайтесь не оставлять его работать сутками напролет: из-за сильного износа может сгореть даже самый надежный мотор.
Следите за состоянием смазки. Раз в год разбирайте корпус и смазывайте подшипники, если старая смазка высохла.
Ставьте прибор ровно. Так получится избежать смещения вала, лишних вибраций и механических повреждений.
Правильно выбирайте место хранения. Не оставляйте устройство возле отопительных приборов и под воздействием прямых солнечных лучей — так меньше риск, что лопасти деформируются.
Рекомендации эксперта
Андрей Исаков, мастер по ремонту бытовой техники со стажем более семи лет, отметил, что к преждевременным поломкам вентилятора нередко приводят ошибки в эксплуатации:
Установка на неровной поверхности. Если прибор не слишком устойчив, он может упасть, и охлаждающие винты разлетятся. Поэтому важно выбирать место расположения техники правильно.
Некорректное выключение. Чтобы выключить вентилятор, его часто просто выдергивают из розетки, а затем также подключают к сети. Происходит скачок напряжения, а из-за него может случиться короткое замыкание — сгореть обмотка и мотор.
Неправильное размещение. Не стоит пользоваться вентилятором в ванной комнате или хранить его зимой на холодном балконе — скорее всего, прибор придет в негодность.
«Все напольные вентиляторы созданы для своего срока службы. Отработали и утилизировали. Если люди сами ничего не делают для того, чтобы вентилятор сломался, он „ходит“ хорошо. Такую бытовую технику чаще всего не ремонтируют, просто покупают новую. Ремонт в этом случае может обойтись даже дороже», — подытожил Андрей Исаков.
Что нужно запомнить о работе напольного вентилятора и его неисправностях
Напольный вентилятор — несложное устройство, но в нем много деталей, которые могут сломаться. Запомните несколько простых правил, чтобы максимально продлить срок жизни аппарата.
Если вентилятор гудит, но не крутится, возможно, высохла смазка или в корпус забилась грязь. Придется разобрать прибор, почистить и нанести новую смазку.
Если пропеллер крутится, но воздушный поток слабый или его вообще нет, вероятно, проблема в лопастях. Они могут деформироваться из-за того, что пластик слишком тонкий или подвергся влиянию высокой температуры. В таком случае придется менять крыльчатку.
Если высох конденсатор, замкнуло обмотки или перегорел предохранитель, то нужен ремонт: поврежденные элементы придется убрать, а на их место установить новые. То же самое касается переключателя скоростей.
Чтобы вентилятор работал дольше, а ломался реже, важно раз в месяц чистить его, раз в год проверять и обновлять смазку, не ронять и не хранить на открытом солнце или возле батареи.