НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Операторы связи: что нас ждет в 2015 году?

9 февраля 2015
Наступивший 2015 год обещает быть интересным во всех смыслах. Интернет заполнен разнообразными прогнозами, потому что в условиях кризиса далеко не всем понятно, что будет происходить на рынке. Hi-Tech.Mail.Ru решил выяснить, что будет с рынком мобильной связи. Будут ли строиться новые сети? Насколько подорожают услуги? Будут ли операторы внимательнее относиться к пожеланиям клиентов или, наоборот, учитывая невозможность отказа от услуг связи? Ответы на эти вопросы – в нашем материале.

Гаджеты

«МегаФон» полагает, что, несмотря на повышение цен, рост парка смартфонов и планшетов продолжится и в начавшемся году. Как и в 2014-ом, будет происходить замена кнопочных телефонов смартфонами, ведь до сих пор порядка половины российских абонентов пользуется обычными кнопочными телефонами. Однако быстрее всего прирастать будет бюджетный сегмент. Бюджетные смартфоны и планшеты станут настоящими хитами продаж. Этот тренд начался еще в 2013 году, и скорее всего, сложности в экономике его только усилят. МегаФон исторически очень хорошо себя чувствует в этом сегменте. В позапрошлом году оператор буквально «взорвал» рынок, выпустив смартфон MegaFon Login дешевле 2 тыс рублей. В прошлом году успех смартфона повторил планшет Login 3. За 9 месяцев 2014 года продали почти полмиллиона таких планшетов. Это направление «МегаФон» обязательно будет развивать, оно востребовано рынком.

Второй тренд связан с ростом продаж LTE-устройств. В начале 2014 года порядка 40 моделей смартфонов и планшетов работало в 4G, в конце года их количество утроилось. Продажи 4G-смартфонов в прошлом году в салонах «МегаФона» выросли в 3,5 раза. В компании ожидают, что в этом году LTE-устройства появятся и в бюджетном сегменте.

МТС также планирует развивать линейку брендированных устройств (смартфоны, планшеты) в сегменте доступных гаджетов, поддерживающих LTE. Похожая ситуация и у «Билайна». «В прошлом году мы запустили ряд успешных акционных предложений с брендированными девайсами «Билайн» и услугами связи по всей России. Например, смартфоны «Билайн» Смарт, Смарт 2 и Смарт 3, планшеты «Билайн» Таб и Таб 2 с первых месяцев продаж занимали лидирующие позиции наравне с топовыми устройствами или даже оставляя их далеко позади. Высокий спрос покупательской активности в 2014 году, в том числе и за счет привлекательности предложений «Билайн» (в среднем стоимость комплекта не превышала 3 000 рублей), спровоцировали резкий рост доли рынка операторских устройств. Об этом свидетельствуют и данные агентства J’son & Partners Consulting, согласно которым брендированные смартфоны в 2014 году составили 11% рынка», — рассказали в компании.

Учитывая этот успешный опыт, «Билайн» и в 2015 году продолжит создавать привлекательные предложения с новыми брендированными устройствами и услугами связи по максимально доступной стоимости. Оператор уверен, что в новом году рынок брендированных устройств станет еще более насыщенным, в том числе и за счет существенного расширения линейки оборудования с поддержкой 4G и 4G+ в разной ценовой категории.

Tele2 в 2015 году планирует начать продажи брендированных 4G-модемов. Оператор рассматривает возможность расширения ассортимента брендированных абонентских устройств. После запуска 3G в компании ждут роста продаж смартфонов в монобрендовых салонах. Несмотря на большую долю мобильных телефонов в продажах, популярность смартфонов продолжает расти. Сейчас на их долю приходится 25% от общего количества проданных в салонах Tele2 устройств. Но она будет активно расти. В компании видят два пути развития этого направления. Первое - это появление брендированных Tele2 устройств. В том числе кастомизированных под сервисы оператора. Второе - это то, что оператор активно делал еще до запуска 3G и 4G - совместные акции с вендорами.

LTE: что дальше?

Одним из ожидаемых для МТС событий в 2015 году станет покрытие сетью LTE всех регионов России. В 2014 году покрытие LTE-сети достигло рекордных для российского телеком-рынка 76 регионов России – в течение года состоялись запуски в 62 регионах страны.

В третьем квартале 2014 года МТС осуществила часть авансовых платежей по капитальным затратам за второе полугодие 2014 года и первое полугодие 2015 года с целью снизить влияние колебаний курса на объем инвестиций и тем самым сохранить высокие темпы строительства LTE — то есть, выросший курс не особенно повлияет на планы оператора.

В конце прошлого года МТС и «ВымпелКом» подписали договор об оказании комплексных услуг в области планирования, совместного развития и эксплуатации сетей связи стандарта LTE, в соответствии с которым в 2014-2016 годах МТС обеспечивает строительство совместно эксплуатируемых сетей мобильного интернета четвертого поколения в 19 регионах, а «ВымпелКом» строит базовые станции в 17 регионах России. Соглашение рассчитано на семь лет, в течение которых операторы будут предоставлять друг другу базовые станции, площадки, их инфраструктуру и ресурсы транспортной сети в этих регионах. При этом компании могут самостоятельного строить сети для развития индивидуального покрытия LTE.

«Билайн» также подчеркивает важность соглашения о сотрудничестве с МТС, отмечая, что в сегодняшних макроэкономических условиях это решение приобретает еще более важное значение. Однако развитие сети «четвертого поколения» не ограничится этим договором. Безусловно, «Билайн» планирует строить базовые станции вне зависимости от этого документа, в том числе и в регионах, указанных в документе. В планах на 2015 год стоит не только запуск новых территорий 4G, но и строительство базовых станций там, где «Билайн» уже оказывает LTE-услуги.

Также МТС открыла доступ к сети LTE TDD (2000 базовых станций) в Москве для владельцев новых моделей iPhone 6, 6 Plus, а также 5C и 5S, и первой среди российских операторов провела рефарминг частот диапазона 1800 МГц в столичном регионе, запустив в сеть в тестовую эксплуатацию и порадовав владельцев стареньких iPhone 5. В целом в 2015 году МТС внедрит стандарт LTE-1800 на нескольких тысячах базовых станциях, скорость приема данных в сети LTE-1800 будет достигать 100 Мбит/сек.

В течение 2015 и 2016 годов скоростной мобильный интернет в стандартах 3G и 4G станет доступен и абонентам Tele2 более чем в 50 регионах страны. В первую очередь будут запущены сети скоростного мобильного интернета в ключевых для бизнеса компании регионах. Большая часть сетей 4G будет строиться также на частотах GSM-1800 с использованием принципа технологической нейтральности. Это обеспечит быстрый и эффективный с точки зрения затрат запуск на базе имеющихся 2G-сетей. Tele2 будет последовательно реализовывать ранее утвержденный план развития в 2015 году. «Мы верим, что экономическая конъюнктура не окажет существенного влияния на стратегическую программу Tele2, поскольку компания традиционно имеет самые низкие затраты на российском рынке, в том числе умеет добиваться максимально выгодных условий контрактов с ведущими поставщиками. Стратегия Tele2 предполагает существенное расширение доли рынка за счет строительства сетей нового поколения и выхода в новые регионы. Наша цель как нового федерального мобильного оператора – полное покрытие территории России. В 2015 году мы планируем запуски сетей в новых регионах и запуск бренда Tele2 в регионах «Ростелекома». В Москве Tele2 начнет предоставлять услуги связи во второй половине 2015 года. Для остальных регионов мы будем уточнять сроки отдельно», — комментирует пресс-служба оператора.

GSM и 3G

Несмотря на развитие новых стандартов связи и рефарминг частот, списывать со счетов проверенные временем технологии операторы не торопятся.

«Проявляя заботу о каждом клиенте, в том числе о тех, кто пользуется аппаратами с поддержкой 2G или 3G, мы ежедневно следим за качеством связи в этих поколениях и не собираемся приостанавливать развитие сети второго и третьего поколений», — говорит «Билайн». «Сети 2G и 3G сегодня покрывают почти 100% населенной территории России. Их развитие и модернизация в 2015 году будут продолжены, несмотря на приоритет в развитии LTE. К примеру, в 2014 году результатом модернизации сети 3G стало увеличение до 80% доли станций «третьего поколения», обеспечивающих максимальную скорость мобильного интернета до 42 Мбит/с. Остальные базовые станции «третьего поколения» работают по технологии HSPA+ с максимальной скоростью до 21 Мбит/с», — рассказывают в МТС.

Спрос будет расти

Операторы уверены, что, несмотря на экономические катаклизмы, спрос на их услуги не только не сократится, но и будет расти. «В 2015 году мобильный интернет трафик в сети МТС продолжит расти. В 3 квартале 2014 года по сравнению с третьим кварталом 2013 года мобильный интернет-трафик во всех сетях МТС увеличился на 62%. В сети LTE в Москве интернет-трафик за аналогичный период увеличился в 13 раз», — делится своими соображениями МТС. «После запуска 3G и 4G мы ждем существенного увеличения интернет-трафика. Это событие уже положительно повлияло на уровень потребления услуг абонентами Tele2 по всей России. В первый месяц после запуска общий суточный интернет-трафик в сети компании вырос на 50%. Для сравнения только в Санкт-Петербурге уровень потребления мобильного интернета вырос более чем на 70%, а доля 3G-трафика в общем интернет-трафике пользователей увеличилась более чем в 2 раза», — комментирует пресс-служба Tele2.

Что будет с ценами?

Относительно цен все операторы дают крайне осторожные комментарии. Прямо заявить о том, что они вырастут, все боятся, поэтому в ход идут расплывчатые формулировки. «Давать какие-то официальные прогнозы сейчас, учитывая текущую ситуацию, которая меняется очень быстро, не считаем корректным. Но, безусловно, мы учитываем ее в наших действиях», — говорят в «Билайне». МТС и вовсе не комментирует тему, а Tele2 лишь рапортует о том, какие они котики: «На стагнирующем рынке Tele2 активно наращивала абонентскую базу имея только сети 2G – за счет своей бизнес-модели дискаунтера, нацеленности на эффективность и сплоченной команды. В результате развития сетей 3G и 4G мы ждем притока новых абонентов, в том числе в рамках услуги переноса номера (MNP). Продуктовая стратегия Tele2 остается прежней. Оператор и далее будет придерживаться всех своих ключевых принципов: сохранение ценового разрыва с конкурентами, простые и понятные тарифы, отсутствие скрытых условий». В переводе на русский: «Повысят цены другие — повысим и мы».

«Билайн» в своей тарифной политике по-прежнему планирует делать акцент на пакетных тарифных планах. Абоненты пакетных тарифов ведут себя в 2 активнее «среднего» абонента, т.е. они активно общаются и пользуются нашим мобильным интернетом. Например, абоненты тарифов «Всё» генерируют уже более 40% всего голосового трафика и половину data-трафика всего B2C-сегмента.

Также отмечается, что абоненты, подключившиеся к этой линейке, застрахованы от изменения цен на мобильную связь в 2015 году, что является немаловажным преимуществом в текущих экономических условиях

Отдельное внимание будет уделено развитию тарифных предложений для пользователей мобильного интернета. В частности, для владельцев планшетов с конца 2014 года стал доступен новый тарифный план «Интернет навсегда». Покупатель планшета бесплатно получает SIM-карту, на которую ежемесячно бесплатно начисляются 200 МБ интернет-трафика. При этом, если 200 МБ интернета окажется недостаточно, абонент может непосредственно с планшета через web-интерфейс докупить необходимый объем трафика.

Новые услуги

Впрочем, повышать цены — это грубо, топорно и непопулярно: вдруг кто-то из конкурентов не поддержит и все абоненты убегут к нему? Поэтому операторы делают ставку на запуск новых услуг, которые позволяет увеличить выручку. Главное — убедить абонентов в их полезности.

Например, у Tele2 большие планы по развитию услуг на базе скоростного мобильного интернета, в ближайшем будущем − запуск музыкального сервиса. Абоненты смогут слушать музыку онлайн, создавать плейлисты, давать рекомендации, пользоваться поиском и делиться мелодиями в соцсетях. Оператор также уже запустил мобильное телевидение − сервис Tele2 TV. Теперь абоненты компании могут смотреть любимые телепередачи и фильмы на экранах смартфонов и планшетов.

«Билайн» обещает в 2015 году много новых возможностей для пользователей мобильных финансовых сервисов и Карты Билайн. «Билайн» первым в мире среди операторов реализовал для клиентов (владельцев Карты Билайн) возможность бесконтактной оплаты на базе технологии NFC HCE. И в 2015 году оператор ожидает активного развития этого сегмента. Также планируется расширение сотрудничества с различными ОТТ-игроками, которое позволит предоставить клиентам новые интересные сервисы. Например, в конце 2014 года были запущены пилотные проекты на Урале и в Сибири с сервисами Zvooq и Bookmate. Они позволят проанализировать потенциал и уровень заинтересованности клиентов в подобных сервисах.

Также «Билайн» будет развивать и совершенствовать собственные контентные сервисы, в том числе родительский контроль для контентных сервисов.

У МТС одним из наиболее ожидаемых станет предоставление услуг спутникового ТВ под брендом оператора.

Обслуживание абонентов

Что касается удобства обслуживания, то здесь главный тренд — это предоставление абонентам возможности самим удобно управлять услугами через личные кабинеты с веб-интерфейсом и с помощью мобильных приложений.

«Мы планируем продолжать создавать единую удобную и понятную систему обслуживания через интернет как на стационарных, так и на мобильных устройствах. В самое ближайшее время нас ждет обещанный в прошлом году выход мобильного приложения "Мой Билайн" на ОС Windows, и мы первые среди российских операторов, которые предложат эту возможность своим клиентам, предпочитающим эту ОС. В течение 2015 года приложения на всех трех ОС будут выровнены по своему функционалу. При этом функционал приложения на Андроиде и iOS будет также прирастать. Например, мы планируем внести отдельный раздел про роуминг, как и на сайте, внедрить калькулятор роуминговых услуг, авторизацию по номеру договора и т.п. - все для упрощения обслуживания.

Мы планируем развивать интернет-магазин, выходить на другие города России, за пределы Москвы и МО», — рассказывает «Билайн».

МТС в части абонентского сервиса наблюдает перераспределение обращений из традиционных каналов (контактный центр, салоны-магазины, сайт и так далее) в социальные сети и намерена продолжать развитие данного канала коммуникаций.