НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как защитить себя от агрессии в чате: способы избежать непонимания

12 декабря 2016
Возможностью общаться в чате пользуется, пожалуй, каждый из нас. Предметом обсуждения становятся самые разные темы, от общественных до интимных. При этом одни и те же слова участники диалога воспринимают по-своему. Разногласия выплескиваются в спор, нападение и защиту — часто не без оскорблений. Какие правила нужно соблюдать, чтобы этого не случилось?
1

Используйте смайлики

Эти значки – возможность хотя бы частично компенсировать отсутствие в чатах жестов, интонаций, тембра голоса, дикции, смысловых акцентов, без которых немыслимо «живое» общение.

Смайлик (от английского «smile» – улыбаться) демонстрирует эмоциональное отношение чатланина к тому, что говорит он сам, и сигналит о том, как он отреагировал на сообщение собеседника.

«Он пришёл в наш клан недавно и, чего-то не поняв, назвал меня дураком. Я не понял, шутит он или нет – ведь не было никакого смайла. Мы разругались, потом помирились, и я объяснил ему, что при общении надо обязательно ставить смайлы, чтобы до собеседника лучше доходил смысл сказанного».
Пользователь М.

Набор смайликов :-)))) - :-) - :-| - :-( - :-(((( скуден, но в спорных ситуациях хватает и его. «Улыбайтесь» чаще – это говорит о том, что вы настроены дружелюбно, не держите камень за пазухой, а значит, не нарветесь на ответную грубость.

Смайлик не только выражает такие состояния, как грусть, озорство, разочарование или смех, но и подчеркивает степень серьёзности сказанного. Смайл есть – значит, не стоит принимать фразу за глубокую мысль. Смайла нет – значит, вы настроены решительно, и сказанное могут расценить как вызов и даже оскорбление.

2

Избегайте точек

Точка в чате – особый знак препинания. Или преткновения. Она «сигналит» о том, что пишущий недружелюбен, склонен к иронии и соблюдает дистанцию. Если, переписываясь в чате, вы поставили в своей реплике точку, беседа может оборваться.

«Давно замечено, что сообщение с точкой воспринимается как произнесенное низким грудным голосом со свинцовым лицом», – пишет на своей странице в соцсети Ольга С. К тому же, в понимании многих точка не только «холодный приём», но и знак того, что разговор окончен – даже если она поставлена сразу после приветствия.

3

Вопрошайте тактично

У вопросительного знака в чате, в принципе, самая мирная роль. Такая же, как в классическом рукописном послании, электронном сообщении или книжном тексте. Вопрос – это уточнение, желание получить совет – следовательно, выражение доверия. Конечно, в том случае, если ваш вопрос не содержит явной двусмысленности или попытки оскорбить.

Если вы решили впервые спросить о чем-то незнакомого чатланина, имейте в виду, что он может понять вас превратно – просто потому, что прежде с вами не общался. Иногда бессильны даже смайлики – любое электронное общение лишено интонаций, передающих искренние эмоции и чувства. Набор же слов и знаков препинания можно трактовать как угодно, поэтому будьте осторожны.

4

Не повышайте голос

Верный способ продемонстрировать в чате свою нервозность и нарваться на соответствующий отклик – это «влепить» в сообщение несколько восклицательных знаков подряд или нажать на клавиатуре кнопку Caps Lock.

Считается, что «букет» восклицательных знаков без каких-либо слов – эмоциональная буря. А фраза, написанная всеми заглавными буквами в восприятии закоренелых обитателей чата – это крик, бунт и даже истерика.

5

Проявляйте адекватность

Известный московский психолог и психотерапевт, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги Евгений Александрович Кульгавчук считает, что в современном интернет-сообществе агрессия, в том числе и коммуникативная, встречается всё чаще. Обороты набирает так называемый троллинг.

Люди нападают, защищаются и некоторые принимают за утонченное издевательство даже вежливую форму обращения. Поэтому для эффективного созидательного общения порой требуется больше усилий. Начинать надо с того, что вы согласны с оппонентом, не имеете цели обидеть кого-то, и только после этого излагать свою позицию.

«Однажды я поступила опрометчиво: написала незнакомой со мной эмигрантке из России в её личном чате. Мне хотелось выяснить, что заставило её работать на благо совершенно чужих людей – вместо того, чтобы растрачивать таланты у себя на родине. Мне казалось, что я обратилась к ней уважительно, но она обиделась и ответила мне очень резко. Потом мы объяснились и выяснили, что у нас разные представления о вежливости – мне следовало обратиться к ней на её языке».
Дарья С.

– Чтобы тебя поняли правильно, всегда нужно помнить, с кем общаешься, и разговаривать подобающим тоном, – советует Е. А. Кульгавчук. – Сленг и стиль, включая полный набор заглавных букв в сообщениях, должны соответствовать аудитории. Например, в подвыпившей агрессивной компании алкоголиков вежливое обращение может быть расценено как издёвка или слабость.

Агрессия может быть ответом и в том, и в другом случае. Точно такие же места есть в интернете, где все оппоненты пытаются унизить других, упиваясь безнаказанностью и анонимностью. А на форуме литераторов уместна классическая и вежливая модель общения.

Если же вы угодили в чат, где есть место нападкам и хамству, не стоит вступать в дискуссию и опускаться до этого уровня. Как говорится в пословице, никогда не спорьте с дураком – люди могут не заметить между вами разницы.

6

Умейте согласиться

Чтобы разница между невоспитанностью и вежливостью в чате была заметной, завсегдатаи интернет-посиделок используют два примирительных символа – «ок». Такой ответ на любую, даже самую пылкую и пространную фразу собеседника, устраивает всех, потому что переводится как «я тебя услышал» или «я на твоей стороне».

Если краткость – сестра таланта, то в чатах она достигла своего апогея. В «чаттерном» мире есть свои любимцы и изгои, поэтому мастерство общения может поднять вас на пьедестал, а несдержанность – опустить на дно. Помните об этом, вплетая свой голос в полифонию мнений и темпераментов, и вы никогда не окажетесь за чертой чата.

Вера Круглова

Hi-Tech Mail