НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Первый месяц жили в маленькой двушке с мышами за 4000 долларов». История русского айтишника Сергея Зверева, переехавшего в США

18 июля 2017
Россияне уезжают за рубеж. С 2012 года, по данным Ростата, цифра медленно, но растет. В 2015 году уехали 350 тысяч человек. Главное, что среди них много высококвалифицированных специалистов, в том числе айтишников. Hi-Tech Mail.Ru рассказывает истории тех, кто уехал. Первый материал — о Сергее Звереве, который с отличием окончил МГУ, а теперь работает в Нью-Йорке.

Сергей Зверев, 29 лет

Родился в Москве, в 2010 году с отличием окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Работал в сфере информационной безопасности, имеет научные результаты в области криптографии. Соучредитель и СТО компании BINO CX. Переехал в Нью-Йорк в феврале 2017 года

О решении переехать из России

Я окончил факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ. Пока учился, работал в области информационной безопасности по специальности. Сразу после университета занялся собственными проектами по разработке и интеграции корпоративного программного обеспечения. В числе прочих автоматизировал одно из ведущих российских агентств тайных покупателей, по итогам которого и родился продукт, сервис BINO.

Переехать из России решил исключительно из соображений бизнеса. Мы сейчас там, где самые большие перспективы для нашего продукта.

О вариантах для переезда

По размеру рынка, условиям для бизнеса вариант был только один – Америка. В США, безусловно, очень высокая культура предпринимательства и вообще человеческого взаимодействия. Это очень важно. Если бы выбирали по климату, выбрали бы Калифорнию, а не Нью-Йорк, но там меньше наших клиентов и слишком расслабленная атмосфера для B2B-стартапов.

О языковом барьере

Английский я знаю достаточно хорошо. Мне очень повезло со школьными учителями. Для меня было дико, как многие за 11 лет учебы умудряются не научиться говорить по-английски.

Сейчас вижу, насколько сложно найти время подтянуть язык моим коллегам. Но это точно решаемый вопрос при достаточной необходимости.

О сложностях первого времени

С первого дня было как-то легче, чем дома. Я в первую очередь живу работой, и Америка это уважает. Мы с семьей сразу поселились на Манхэттене, ближе к офису.

Если бы мы арендовали квартиру сразу на длительный срок, могли найти хорошую в пределах 2500–3000 долларов в месяц.

А поскольку мы решили «попробовать» и сразу сильно не привязываться к району, стали перебирать варианты на Airbnb.

Первые месяцы жили в маленькой двушке с мышами за 4000 долларов. На третий – набрались опыта и нашли отличный вариант в Мидтауне за 3500 долларов. Сейчас планируем переезд, рассматриваем аренду дома в Нью-Джерси. Оттуда до офиса ехать около тридцати-сорока минут общественным транспортом. На машине существенно дольше.

Сложно адаптироваться к размерам расходов на проживание, на офис и сотрудников. После падения рубля цены в США кажутся очень серьезными.

О стереотипах про русских и американцев

Мне показалось, что они привыкли быть чрезмерно политкорректными. В основном я слышал от них, какой красивый город Санкт-Петербург и какой сильный лидер Путин. Спрашивали пару раз, не сильно ли ограничивают права человека в России.

Стереотип, что иностранцы все время улыбаются и чрезмерно экспрессивны подтвердился. Я и раньше летал в Америку по работе и меня всегда удивляла крайняя доброжелательность американцев.

О здравоохранении

Поскольку в США очень дорогая медицина, мы с коллегой купили в России выездную страховку перед первой пробной вылазкой в Нью-Йорк. К сожалению, нам пришлось сделать страховое обращение в связи с возникшей у коллеги острой болью и подозрением на аппендицит.

Мы позвонили по выданному в России номеру и попросили прислать скорую. По телефону нас огорчили, что вызов скорой выйдет дороже, чем покрываемые страховкой 50 000 долларов (вырезать аппендицит стоит примерно 70 000 долларов), и лучше бы нам самим доехать до больницы.

Еще больше мы огорчились, когда на месте нам сообщили, что в рамках нашей страховки врачи могут только померить температуру и давление, а за остальным надо обращаться в чрезвычайно дорогое отделение emergency. К счастью, подозрение на аппендицит не оправдалось, и все обошлось. Но было в достаточной мере удивительно, пугающе и в чём-то смешно.

О разнице в технологиях

Россия отлично успевает внедрять иностранные технологии для людей – у нас почти везде работают Uber, Gett, Airbnb, Amazon, eBay. Проблема в том, что большинство россиян, если вообще и пользуется Uber, то только по праздникам, а доставку с Amazon можно ждать месяц после того, как она пересекла границу и попала в руки почтовой монополии.

В Нью-Йорке мы заказали телефон на Amazon, получили его на следующий день. Потом выяснилось, что мы заказали не тот и решили его вернуть. В три часа дня я отнес его в UPS, в девять часов вечера того же дня я получил возврат денег на карту от Amazon. Так доступ к одним и тем же технологиям имеет совершенно разный результат. Все зависит от инфраструктуры.

В России любят новые технологии и дизайн. В Америке, скорее, лучше с организационной составляющей. Они часто используют довольно простые технические продукты, но отлично их внедряют.

О подходе к работе

Разница менталитетов, безусловно, есть и чувствуется, но общего больше. К тому же американцы, как и россияне, очень разные: и по географическому срезу, и по социальному. Предприниматели в Нью-Йорке похожи на московских, только «понтов» у них гораздо меньше, а денег и успеха – больше.

Подход к работе сильно отличается. До сих пор большая часть американцев – протестанты, и это направление христианства сильно влияет на отношение к работе.

В американской культуре работа – это как молитва или как минимум определяющая часть жизни. В России этого не хватает.

Успехи Америки, в том числе успехи в IT – результат уважения к личности на всех уровнях общества. Возможно, в России когда-нибудь найдут способ прийти к похожим результатам какой-то другой дорогой.

О желании вернуться

Хочу возвращаться в Россию вновь и вновь. Надеюсь, границу не закроют.