НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Путин на медведе, пришельцы и северное сияние. Как выглядит Россия в миниатюре

9 июня 2018
В Санкт-Петербурге в скромном здании неподалеку от железной дороги раскинулась целая Россия. Правда, в миниатюре: огромный макет страны живет и разрастается за счет технологий и мастерства художников. Журналист Hi-Tech Mail.ru Анна Вовнякова разглядела все самое интересное: Красную площадь, инопланетян, армию, Путина на медведе и, конечно, всех нас — простых россиян. Смотрите много классных фото и видео.

От Владивостока до Санкт-Петербурга

Макет начали строить в 2008 году и понемногу достраивают до сих пор. Идею придумал и воплотил в жизнь на собственные деньги Сергей Морозов, инженер-механик по специальности. Во время путешествий за границей он понял, что в родных краях не хватает интересных объектов для туристов, и решил создать динамичную модель России. В итоге она стала основным бизнесом Морозова.

Это огромный макет площадью 800 квадратных метров, на котором разместились основные регионы: от Дальнего Востока до Северо-Западного региона, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Города, конечно, воспроизведены не полностью, иначе бы они не поместились на макете. Но узнать их по отдельным достопримечательностям совсем нетрудно.

Как и в настоящей России, тут есть горы (Урал и Сочи), реки, Байкал. День здесь длится 15 минут, ночь — две минуты, наступает она с востока на запад. Это регулируется освещением, которое умеет имитировать не только темноту, но и рассвет с закатом. Плюс по миниатюре плавно растянуты разные времена года, куда же без них.

Здесь и далее все видео — не дольше 10 секунд.

Сотни тысяч маленьких россиян

Здесь живут сотни тысяч маленьких россиян. Они ходят в походы, занимаются спортом, работают, ездят на дачу, «отрываются» на концертах, разводят животных, болеют, умирают.

Сценки с этой реальной жизнью разбросаны по всему макету, включая чьи-то похороны и митинг, где «люди» протестуют против краж фигурок, которые иногда совершают посетители.

«Точного подсчета фигурок на макете никто не ведет, — рассказала Татьяна Кузьмина, представитель 'Гранд Макета', — Но приблизительно их можно оценить в десятки тысяч. Изготовлены фигурки из пластика, каждая из них раскрашивается нашими мастерами вручную».

В мини-России есть армия и, соответственно, военная техника. На Дальнем Востоке расположен аэродром, где базируются вертолеты и самолёты (МиГи, в частности), но они, увы, не взлетают. В Сибири и на Урале художники разместили множество заводов, которые производят уголь, перерабатывают нефть и так далее. Там изо дня в день трудятся маленькие россияне.

О социальной безопасности авторы макета тоже подумали: работает полиция, ДПС, пожарные, больницы. ДПС может перекрыть дорогу в месте, где произошла авария, а пожарные — спасти лес и его обитателей от огня.

Бесконечное движение транспорта

Это, пожалуй, самая интересная часть макета: автомобили (легковые, фуры, автобусы) снуют туда-сюда, соблюдая правила дорожного движения, поезда бесперебойно доставляют грузы и пассажиров по всей стране. Как это работает?

Маленькие машинки на деле — сложные электронно-механические устройства. Они двигаются по металлическому корду, который расположен под дорожным полотном вместе с электромагнитными стрелками. Электроэнергию каждое авто получает дистанционно из подмакетного пространства, поэтому машинки могут ездить бесконечно.

«В кузове автомобиля есть контроллер со специальной программой, при помощи которой можно останавливать машину, изменять скорость, включать и отключать фары, поворотные огни, стоп-сигналы, сирены», — объясняет представитель макета.

Чтобы не случилось ДТП, машина получает сигналы по инфракрасному каналу от центрального контроллера через излучатели, расположенные вдоль дорожного полотна. На макете, впрочем, есть сцены аварий, и посетители шутят: «Главное, что без жертв».

«Такой способ движения автомобилей был разработан инженерами 'Гранд Макета' и применен впервые в мире в области макетостроения», — утверждает Татьяна Кузьмина.

Железная дорога выстроена так, чтобы состав мог пройти от западной границы государства до самого Тихого океана без остановки, даже преодолев Уральские горы с помощью специального устройства. Механически и электрически железная дорога разделена на семь независимых систем для безопасности и стабильности работы.

«Общее количество единиц подвижного состава — более 2700, из них 250 локомотивов и 10 специальных чистящих поездов, — рассказывает Кузьмина. — Для движения без заторов на макете уложено более 2500 метров рельсов и установлено 452 стрелочных перевода, которые формируют десятки станций, перегонов, разъездов и тупиков».

Общее количество единиц подвижного состава — более 2700.

Таким количеством поездов непросто управлять одновременно. Чтобы контролировать положение составов на макете, инженеры разбили все пути на блок-участки, их получилось 1800. Сигналы с блок-участков обрабатываются специальными платами обратной связи. 250 плат формируют 7 инфопотоков, каждый из которых обрабатывается своим компьютером.

«Программа обрабатывает информацию и управляет движением, устанавливая стрелочные переводы в нужные положения и отправляя команды локомотивам, — добавляет Кузьмина. — Разнообразить движение помогают два револьверных обменника, служащих для хранения и смены 60 составов, а также два поворотных круга, они могут развернуть локомотив на 180 градусов».

Дополнительная сложность — рельеф макета, на котором есть горы и холмы. Максимальный перепад высот составляет один метр. Поезда из-за своих технических особенностей не могут преодолевать угол наклона более четырех градусов, поэтому каждый состав при таком перепаде проделывает длинный круговой путь — 50 метров.

«Гранд Макет» потребляет столько электроэнергии, сколько многоквартирный дом.

«Особое внимание мы уделили отцеплению вагонов и смене локомотивов, — продолжает представитель 'Гранд Макета'. — На макете, как и в жизни, существуют два типа вокзалов: проходные и тупиковые. На проходных вокзалах поезд останавливается у перрона и следует далее, а на тупиковых вокзалах такая возможность отсутствует».

Инженеры макета «поколдовали» и реализовали сложное техническое решение: от приходящего состава автоматически отцепляется локомотив и уходит в тупик. С запасных путей приходит другой локомотив, прицепляет состав и уводит его на маршрут, а отцепившийся ранее первый локомотив из тупика уходит на запасные пути, где будет ожидать прибытия следующего поезда.

Оценить такого масштаба проект в денежном эквиваленте очень сложно — он уникален.

Программное обеспечение, которое помогает передвигаться всем объектам на макете, разрабатывал собственный штат специалистов «Гранд Макета».

В целом макет с меняющимся освещением, светофорами, железной дорогой, машинками и движущимися объектами (например, при нажатии кнопки работают буровые установки), ежемесячно «съедает» огромное количество электроэнергии. По словам Татьяны Кузьминой, оно сопоставимо с объемами, которые тратит многоквартирный дом. Однако эти расходы окупаются за счет большого потока посетителей.

Художники постоянно работают над созданием новых сюжетов, которые выставлены неподалеку от основного макета для ознакомления. В том числе по этой причине невозможно подсчитать стоимость макета, за годы работ создатели вложили в него немало средств и инвестиции продолжаются.

«Оценить такого масштаба проект в денежном эквиваленте очень сложно еще и потому, что он уникален в своем роде», — заключает Татьяна Кузьмина. Деталей в макете настолько много, что авторы устраивают для самых внимательных посетителей квесты.

Смотрите галерею смешных сцен из жизни маленьких россиян:

Это тоже интересно:

Анна Вовнякова