Если вы часто водите машину, то наверняка не раз попадали в пробку, созданную сломавшейся фурой. Водитель не проверил исправность машины перед выездом, не поделил дорогу с другим автомобилем или, не дай бог, уснул за рулем и выехал на встречку... Что поделать, человеческий фактор полностью не исключишь. Или все же можно исключить?
Впереди планеты всей
Дальнобойщикам, благодаря которым сегодня у нас дома появляются самые разнообразные товары и продукты со всех концов страны, объективно приходится нелегко: сидячая работа вредна для здоровья, а еще надо выдерживать огромные физические нагрузки, день и ночь управляя массивной и сложно контролируемой машиной. Чуть ослабишь внимание, отвлечешься — и сотни тонн металла лишаются контроля, превращаясь в смертельную угрозу для всех окружающих.
И тут на помощь человеку приходят современные технологии: беспилотные автомобили на базе искусственного интеллекта.
Инженеры уверены: такие авто полностью готовы к движению по дорогам общего пользования. Бортовой компьютер, возможно, не умеет обрабатывать информацию так же творчески, как человеческий мозг, зато не устает, не отвлекается и не забивает на регламенты из соображений «ой, да чуток еще поработает, чего там». Хотя чаще всего на слуху модные модели «самостоятельных» пассажирских авто (привет Илону Маску и его Tesla), для человечества в целом, пожалуй, куда важнее вопрос автономных междугородних перевозок. Именно поэтому во многих странах наперегонки разрабатывают «автономные» дальнобойные грузовики.
У России есть шанс на «золотые медали». Наша страна имеет возможность первой среди мировых лидеров начать масштабную эксплуатацию беспилотных грузовых автомобилей при магистральных перевозках. Внедрение новой технологии курирует Министерство транспорта России; в проекте участвуют крупнейшие компании отрасли, например, «КамАЗ», СберАвтоТех, «Деловые линии», Globaltruck и X5 Group. Все это — часть нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Первой трассой, на которую у нас выедут грузовики без водителей, станет автодорога М-11 «Нева», соединяющая Москву и Санкт-Петербург. Беспилотный транспортно-логистический коридор на ней по плану запустят уже в 2024 году. Без водителей смогут ездить не только новые машины, но и доработанные серийные модели и беспилотные бескабинные грузовики: этот подход к созданию беспилотных участков дорог вообще не имеет аналогов в мире.
Для чего стараемся?
- Пользоваться коридором смогут беспилотники любых производителей. Не будет проблем с заходом иностранных транспортных компаний на российские просторы — не будет проблем и с доходами казны. Минтранс России выяснил, что магистральная перевозка грузов в беспилотном режиме принесет государству примерно 0,7 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений и положительно скажется на росте ВВП;
- Процессы доставки грузов ускорятся как минимум на 25%, а это экономия времени и денег, и благо для народа: люди даже в отдаленных населенных пунктах смогут получать товары быстрее;
- По мнению экспертов, реализация инициатив в области беспилотных грузоперевозок позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай — Европа и на 20% сократить аварийность (помним про человеческий фактор);
- Снизится влияние транспортных потоков на экологию. Беспилотный транспорт будет способствовать сокращению выбросов углекислого газа: в городах и вдоль основных магистралей — более чем на 50 тысяч тонн ежегодно уже к 2030 году.
И как это всё будет работать?
Если «пилотную серию» беспилотных перевозок признают успешной, проект таких логистических коридоров масштабируют на другие регионы России. Заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов сообщает, что 19,5 тысяч километров федеральных трасс оборудуют системами для беспилотного движения к 2030 году. В их числе будут московская ЦКАД и строящаяся трасса М-12 (Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень).
Пока что технология беспилотных магистральных перевозок находится на начальных этапах. Никто пока точно не знает, как регулировать ее процессы — технические и правовые. Однако отечественные специалисты над этим работают. Так, уже решено, что беспилотное движение на федеральных трассах будет осуществляться в режиме «хаб — хаб» — то есть между специальными перегрузочными узлами, построенными на трассах (чтобы грузовики не въезжали в плотный трафик городов). А перевозить грузы к хабу и от хаба будут уже машины с водителями.
Чтобы заранее решить добрую часть правовых вопросов, в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» для системы беспилотных грузоперевозок создают экспериментальный правовой режим — «цифровую песочницу». В рамках таких «песочниц» можно изменять или приостанавливать действие определенных норм закона, которые каким-то образом мешают развитию технологии. Для всех участников проекта это возможность «поиграть с технологией», проверить ее в определенных относительно безопасных границах, увидеть риски и затем масштабировать на всю страну — ну или свернуть эксперимент, если что-то пошло не так.
Обкатка проекта в этом режиме позволит властям и разработчикам системы понять очень многое — как будут работать центры управления трафиком, сервисы реагирования в случае нештатных ситуаций, как будет происходить мониторинг беспилотного движения и другие важные моменты. Это нужно для того, чтобы постепенно вырабатывались новые, адекватные регуляторные правила, соответствующие задачам и интересам всех участников проекта.
Это тоже интересно:
Фото: Depositphotos / Автодор / Агентство «Москва» (Воронин Денис)