Звездные мобильники: Тимо Вуоренсола

В первом за 2015 год выпуске рубрики «Звездные мобильники» мы пообщались с финским кинорежиссером Тимо Вуоренсолой, снявшим фильмы «Звездная развалина» (пародию на Star Trek) и «Железное небо».

Тимо рассказал нам о пляшущем Путине, рептилоидах, краудфандинге, своих мобильниках и о своем новом фильме, работа над которым кипит.

«Железное небо: Грядущая раса» (Iron Sky: the Coming Race) — продолжение антинаучно-фантастической черной комедии «Железное небо», выпущенной в 2012 году. Сюжет у первого фильма, мягко говоря, дикий: совместными усилиями отразив вторжение нацистов с Луны, земляне тут же рассорились и устроили ядерную войну. Как выясняется в сиквеле, все это — часть плана гнусных рептилоидов по захвату власти на Земле. Командует рептилоидами квази-Гитлер, разъезжающий на зигующем тираннозавре.

Тимо, мы тут подумали и решили: похоже, что победа лунных нацистов спасла бы человечество как минимум от ядерной войны. Нет?

Даже если бы нацисты победили, они так или иначе уничтожили бы планету. Судите сами: Клаус начал расстреливать планетy из главного орудия «Сумерек богов»... («Сумерки богов» — флагман нацистского космофлота — прим. интервьюера.)

К счастью, он промазал, но одним лишь выстрелом отколол от луны четверть!

Да. Правда такова: человечество более чем способно уничтожить себя самостоятельно, даже без помощи таких маньяков, как нацисты.

Как считаешь, насколько близки нынешние политики к тому, чтобы переругаться и устроить крупномасштабную войнушку вроде показанной в финале «Железного неба»?

Честно говоря, не верю в такой исход, несмотря на ухудшение политического климата. Думаю, если мы будем продолжать в том же духе, история может закончиться не очень удачно, но все-таки я не особенно верю, что разразится крупномасштабный мировой конфликт.

Говоря о политиках — ты в курсе, что видео с пляшущим Путиным стало невероятно популярным в России? Похоже, российский народ и без того гордился своим лидером, а уж после того, как Владимир Владимирович угодил в кино, им стали гордиться еще сильнее.

Я даже подумать не мог, что видео настолько сильно «выстрелит» в России, да еще и в столь позитивном ключе. Тем не менее, как и положено хорошей пародии, видеоролик сработал, как задумывалось: те, кто понял, что мы высмеиваем Путина, посмеялись над Путиным. Те же, кто считает его главным героем мировой политики, решили, что этот ролик — знак высокой оценки его заслуг. Ситуация создает основу для диалога, и я считаю, это самое главное в моих фильмах.

О героях поговорили. А кто твой любимый злодей всех времен и народов?

Калигула — выдающийся правитель, безумец и извращенец в одном флаконе.

Поговорим о фильме. Мир «Железного неба» соткан из безумных технологий, теорий заговора и баек про рептилоидов. Какую из теорий заговора ты назвал бы своей любимой?

«Случай с таинственным человеком из Сомертона» или «дело Таман Шуд». Это не теория заговора, а расследование убийства мужчины, начатое 1 декабря 1948 года и не раскрытое до сих пор. Есть что-то в этой загадочной истории, что заставляет мое воображение активно работать. (Труп мужчины нашли на пляже. При нем был найден томик стихов Омара Хайяма, а в трусах обнаружилась шифровка. Вскрытие не позволило установить причину смерти мужчины, личность его не установлена — прим. интервьюера.)

В первом фильме мы видели отбеливание чернокожих, летающие тарелки со свастиками и суперкорабль «Сумерки богов». Чем удивите в «Грядущей расе»?

Не хотел бы раскрывать все карты. Скажем так: фильм дает убедительный ответ на вопросы «Кто мы?», «Откуда мы взялись?» и «Кто нас создал?». Ответ простой: Удо Кир.

(Удо Кир — немецкий актер, сыгравший в «Железном небе» роль фюрера лунных нацистов Вольфганга Корцфляйша. Удо знаком игрокам по роли Юрия из Command & Conquer: Red Alert 2, злодея, по запоминаемости сравнимого только с Кейном — прим. интервьюера.)

Как насчет вопроса «Зачем»? Нам кажется, он не менее важен. Возвращаясь к сюжету: в «Грядущей расе» человечество противостоит рептилоидам, которые называют себя «Врил». Разыскивая упоминания этого слова, мы натолкнулись на книгу «Врил: Власть грядущей расы» Эдварда Балвер-Литтона. Насколько ее содержимое пересекается с фильмом?

По чести говоря, совсем немного. Из книги мы позаимствовали только слово «Врил» и несколько географических названий. Сюжет у нас абсолютно другой.

Эта книга — поговорим о ней еще чуть-чуть — породила ряд секретных сообществ, в том числе тайную ложу нацистов-эзотериков — Vril Society. По-твоему, насколько вероятно существование подобной организации в наше время?

Мир полон самых разнообразных секретных сообществ разной степени чокнутости, так что да, существование «Сообщества Врил» вполне вероятно. В фильме оно тоже упоминается, но не играет существенной роли. Как я говорил, вселенная «Железного неба» создана нами с нуля, и сюжет книги никак в ней используется.

Хорошо, поговорим об источниках вдохновения. Как-то ты обмолвился, что «Железное небо» создано под влиянием творчества Laibach — или это они обмолвились? Ты — фанат группы?

Я впервые узнал о Laibach где-то в середине девяностых, и с тех самых пор фанатею изо всех сил. Именно их подход к музыке, их сатира и черный юмор привели меня к пониманию, каким должен быть фильм «Железное небо».

Может, и любимую песню назовешь?

Мне нравится бОльшая часть «лайбаховского» творчества. Альбом Volk*, на мой взгляд, является образцом совершенства, поэтому любой трек с него можно назвать моим любимым.

(В концептуальном альбоме Volk представлены интерпретации национальных гимнов 13 государств. Трек «America» использован в саундтреке «Железного неба», трек «Rossiya» — в саундтреке «Грядущей расы». Laibach создали саундтрек «Железного небо», в том числе заглавную песню фильма, — прим. интервьюера.)

Из трейлера мы узнали, что один из героев «Грядущей расы» — вооруженный до зубов Иисус. Еще не забыты трагические события в редакции газеты Charlie Hebdo. Возможно, сейчас не лучшее время для шуток над религией. Что думаешь на этот счет?

Думаю, что шутки на тему религии — это не только хорошая идея, но и абсолютная необходимость. Если ты понимаешь, что не можешь пошутить над чем-либо, значит, страх побеждает, и все становятся кретинами.

В ходе своей краудфандинговой кампании вы с коллегами собрали более полумиллиона долларов на подготовительный этап съемок. Очевидно, что это лишь начало. Какой бюджет необходим, чтобы хватило на все ваши замыслы?

Запланированный бюджет фильма — 12 миллионов евро. Наша цель — получить половину через краудфандинг, так что придется провести еще несколько кампаний, чтобы закончить съемки (улыбается — прим. интервьюера).

После успешного запуска кинопоказа «Железного неба» вас можно считать ветеранами краудфандинга. Насколько проще проводить вторую кампанию после успешной первой? Или наоборот, все стало сложнее?

Да, во второй раз «краудфандить» проще, но и требования к качеству кампаний возросли. Проектов развелось настолько много, что стало очень сложно выделиться со своей кампанией среди толпы. Приходится быть по-настоящему изобретательным.

У нас сложилось ощущение, что при краудфандинге вы вынуждены думать не только о том, что хотите сделать сами, но еще и подстраиваться под желания аудитории, чтоб получить деньги с максимального числа людей. Как выходите из подобной ситуации?

Участие во «всенародном финансировании» не имеет ничего общего с процессом принятия решений. Краудфандеры не имеют никакой возможности влиять на то, каким получится фильм. Временами я прислушиваюсь к их мыслям или прошу помощи по некоторым узкоспециальным вопросам, но люди финансируют нас не потому, что хотят всем командовать и решать, каким должен быть фильм, а потому что верят в нашу способность снять такой фильм, какой им действительно понравится.

Исследование рынка в трех словах: почему вы выбрали Indiegogo, а не Kickstarter?

Две причины: Indiegogo работает в Финляндии, Kickstarter — нет. Кроме того, Indiegogo позволяет сохранить вырученные деньги, даже если ты не набрал необходимой суммы, а Kickstarter — опять-таки нет.

Оба довода вполне понятны. Наверняка тебе известно о краудинвестинге — это аналог краудфандинга, только спонсоры получают не финальный продукт, а микроскопическую долю в бизнесе. Нам кажется, в таком формате сотрудничество намного более выгодно пользователям. Для примера можно вспомнить покупку изначально профинансированного через краудфандинг Oculus Rift «Фейсбуком». Тогда люди, которые вложились в «Окулус» еще на этапе идеи, не получили никаких дивидендов с двухмиллиардной сделки и сильно огорчались по этому поводу. Стал бы ты пользоваться краудинвестингом для привлечения денег?

Мы уже используем оба варианта — и классический краудфандинг, и краудинвестинг. У обоих свои преимущества, но они хороши для разных целей. Через краудинвестинг мы привлекаем средства для развития франшизы «Железное небо» в целом, а «обычный» краудфандинг используем для финансирования отдельных этапов кинопроизводства.

Что бы ты порекомендовал начинающим краудфандерам? Как собрать денег на проект мечты?

В официальном блоге фильма я написал исчерпывающее руководство по краудфандингу, исходя из нашего опыта (www.ironsky.net/blog/the-story-of-a-crowdfunding-campaign-iron-sky-the-coming-race). Всем новичкам рекомендую начать изучение вопроса с этой заметки. Им будет полезно понимать, что успех кампании строится на постоянном потоке обновлений, уникальности и хорошем контенте. Краудфандинг неотступно требует усердной работы, чтобы хоть что-то толковое получилось.

А как бы ты охарактеризовал состояние финского кинематографа?

Если судить по итогам 2014 года, то положение не особенно радужное. Интересные или инновационные картины почти не снимаются. Основной поток — это «национальные комедии» (видимо, что-то вроде «Особенностей национальной охоты», — прим. интервьюера) или чрезмерно странный артхаус. Но я думаю, киношники типа меня или Ялмари Хеландера, снявшего Rare Exports и Big Game, являются свидетельством того, что финские фильмы могут быть успешными и на зарубежных рынках. Кроме нас двоих, есть довольно много интересных режиссеров, но лишь время покажет, способны ли они на что-нибудь.

Правительство Финляндии помогает развивать киноиндустрию?

Индустрия довольно активна, снимается много фильмов, и поддержку правительства несложно получить. Проблема в отсутствии хороших сценариев, которые были бы интересны зарубежному зрителю, и толковых режиссеров, которым хватило бы храбрости высунуть нос из родного угла и выйти на рынок мировой.

Поговорим о нашем любимом — о технологиях. Какой у тебя мобильник?

Сейчас я пользуюсь Nokia Lumia 1020 — потому что мой iPhone сломался, и я жду, пока его починят. Сейчас у меня iPhone 5, он мне нравится, но я с удовольствием переехал бы на iPhone 6.

Свой первый аппарат вспомнишь?

Помню, это была Nokia 2110. Купил ее где-то в 1996-м.

Выбор настоящего финна. Уважаем. Приложения какие запускаешь?

Google Maps и Yelp. Я почти не пользуюсь приложениями. Большинство из них превращают простейшие задачи в комплексные операции.

Ну хотя бы какие приложения для коммуникации тебя привлекают?

Чаще всего использую Facebook, Instagram, Twitter и YouTube.

А игры?

Играю временами, в основном на iPad. Активнее всего играл в Carcassonne.

Финляндия — родина двух самых знаменитых и «денежных» мобильных франшиз: Angry Birds и Clash of Clans. Кому бы ты доверил разработку новой игры по «Железному небу» — создателям Angry Birds или создателям Clash of Clans?

Из этих двух компаний я бы предпочел Supercell, но прямо сейчас планов по разработке игр у нас нет. Возможно, мы выпустим новую мобильную игру в будущем. (На Android, а также на ПК и консолях, доступен космический симулятор Iron Sky: Invasion по мотивам первого фильма, — прим. интервьюера.)

Официальный сайт фильма Iron Sky: The Coming Race: www.ironsky.net