ФАС России: спам в мессенджерах нарушает закон

Как стало известно Hi-Tech.Mail.Ru, ФАС (Федеральная антимонопольная служба) России впервые официально приравняла спам в мессенджерах к SMS-спаму и признала это нарушением части 1 статьи 18 Закона “О рекламе”. Реакция ведомства появилась после того, как сотрудниками Hi-Tech.Mail.Ru были зафиксированы многочисленные жалобы пользователей на недобросовестную рекламу. Кто прав, а кто виноват, и как с этим бороться читайте в нашем специальном расследовании.

От спамеров страдают те, кто использует мессенджеры с привязкой учетной записи к номеру телефона — Viber, WhatsApp, Telegram. Через спам в мессенджерах продвигаются не только специфические товары и услуги анонимных продавцов (вроде китайских фаллоимитаторов с доставкой на дом), но и вполне известные и респектабельные бренды (сети ювелирных магазинов «Адамас» и Sunlight, туристические компании «НТК Интурист» и Coral Travel, банк «Хоум Кредит») а также известные, но не респектабельные (финансовая пирамида «МММ»).

В теории спам таргетированный: то есть, сообщения от Sunlight должны появляться в мессенджерах женщин и рассылка от «МММ» якобы была ограничена одним регионом. Но по факту опрошенные нами пользователи получали сообщения хаотично вне зависимости от пола, возраста и прочих атрибутов таргетинга. Скорее всего, таким образом посредники увеличивают охват рассылки. В сети много сайтов, владельцы которых продают такую рекламу в мессенджерах. Кроме таргетинга, предлагается отправка изображений, аудио- или видеофайлов. Заказчик сам выбирает, чем и как «радовать» своих потенциальных жертв.

Как рассылают?

Многие сервисы по рассылке спам-сообщений в мобильные мессенджеры появляются в результатах поиска Google в качестве рекламы. Сайт одного из предприятий (судя по номеру контактного телефона, базирующегося в Уфе) обещает рекламодателям, что проблем с законом у них не будет. Тарифы — от 44 до 74 копеек за сообщение (сообщений может быть от тысячи до миллиона – чем больше, тем дешевле за штуку). Хозяева сервиса обещают высокую эффективность рекламы — за счет того, что сообщения отправляются только на активные номера. Конкурирующий сервис (с телефоном, начинающимся на «8 800», и московским адресом) режет цены, продавая 1000 сообщений по 49 копеек за штуку. При этом оплачиваются только прочитанные сообщения, а в качестве канала распространения спама помимо Viber и WhatsApp предлагается Messages для iOS (экс-iMessage).

Услуги примерно десятка сервисов отличаются незначительно: некоторые предлагают рассылки по базе заказчика или устанавливают отдельные тарифы для Messages. Многие спамеры с Messages вообще не работают. Как объяснили Hi-Tech.Mail.Ru в одной из спамерских организаций, пользователи принимают спам-сообщения за SMS и жалуются в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и спамерам приходится доказывать, что сообщение не являлось SMS. Соответственно, большинство сервисов предлагают исключительно рассылку спама в мессенджеры, но не SMS-спама (последний, согласно этим спамерам, устарел и неэффективен). Такая специализация, а также явная боязнь быть уличенными в SMS-спамерстве связаны с недавними изменениями в российском законодательстве.

По закону?

21 октября 2014 года вступил в силу Федеральный закон No272 «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”», согласно которому рассылка SMS-рекламы без согласия абонента признана незаконной. Юридическое лицо, рассылающее SMS-рекламу, теперь получает штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, если не может предоставить доказательств согласия клиента на получение рекламных сообщений. Очень важно, что теперь распространитель SMS-рассылок обязан заключать договор с мобильным оператором.

Спамеры, со многими из которых мы пообщались, притворившись бизнесменом средней руки, поголовно уверены, что сообщения в мессенджерах не подпадают под обновленный закон «О связи». Они опираются на его формулировки: закон устанавливает ответственность за неправильную рассылку «коротких текстовых сообщений» и «по сети подвижной радиоэлектронной связи». Юристы, с которыми связалcя Hi-Tech.Mail.Ru, подтверждают, что сообщения в мессенджерах очень легко отмежевать от определения, которое законодатели подгоняли под SMS.

Сообщения в мессенджерах распространяются через интернет и не всегда состоят из одного текста (чаще всего спам-сообщение в мессенджере технически является картинкой с активной ссылкой). Так как сообщения распространяются внутри мессенджеров, а не мобильными операторами, спамеры не подпадают под требование о заключении договора с оператором связи. Пользовательские соглашения некоторых мессенджеров снимают с сервисов ответственность за содержание линков в сообщениях (условия использования WhatsApp, п.2: информация, переданная пользователями через WhatsApp, может содержать ссылки на сторонние сайты; WhatsApp не несет юридической ответственности за последствия перехода по этим ссылкам).

Михаил Салкин из Московского правозащитного центра обращает внимание на то, что отправка сообщений в мессенджер по Wi-Fi выводит спамера из-под действия закона «О связи». Однако, по словам Ольги Плешановой, руководителя аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс», действия спамеров подпадают под понятие «недобросовестная реклама», нарушают закон РФ «О рекламе» и подпадают под наказание (штраф) в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КОАП) РФ.

Что делать?

Увы, прецедентов привлечения к ответственности мессенджер-спамеров пока не было. Для создания прецедента эксперты, опрошенные Hi-Tech.Mail.Ru, рекомендуют жертвам спамеров обращаться в государственные органы (Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор и Роскомнадзор), а в составлении жалоб им могут помочь специалисты Общества защиты прав потребителей.

Мы обратились за комментариями в Федеральную антимонопольную службу РФ. Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС, ответила, что спам в мобильных мессенджерах, как и спам в SMS и электронной почте, запрещен статьей 18 Закона РФ «О рекламе». Рекламораспространитель должен иметь доказательства согласия абонента на получение рассылок. Также госпожа Никитина сообщила, что пользователи мессенджеров, не дававшие согласия на получение рекламы, могут обращаться в ФАС. Заявление в ФАС подается в письменной форме. Оно должно содержать ФИО заявителя, данные о его прописке, наименование рекламодателя, описание факта правонарушения (с указанием способа, места и времени распространения рекламы) и требования заявителя. (Подробная инструкция находится здесь.)

Комментарий Татьяны Никитиной, заместителя начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России:

«Мы полагаем, что здесь та же история, что и с обычными СМСками и с электронной почтой — то есть, часть 1 статьи 18 Закона “О рекламе” запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на получение. Таким образом, реклама через мессенджеры тоже подпадает под действие данной нормы ФЗ "О рекламе". Рекламораспространитель должен доказать, что у него есть согласие абонента».

Подтверждение ФАС незаконности спама в мобильных мессенджерах многого стоит, но закон «О рекламе» (на который опирается ФАС) по эффективности своего применения уступает закону «О связи» в новой редакции. На это есть несколько причин. Мария Кизлюк (руководитель юридического отдела ESET Russia) обратила наше внимание на то, что закон «О связи» признает незаконными любые SMS-рассылки без согласия абонента (т.е. рекламный характер сообщений в случае с SMS доказывать не нужно; увы, при жалобе на спам в мессенджере это будет не так). Артем Толкачев из юридической фирмы «Толкачев и партнеры» отмечает, что закон «О рекламе» устанавливает обязанность распространителя рассылки прекратить ее после обращения адресата рекламы, а по новой редакции закона «О связи» абонент вправе обратиться не к распространителю (которого бывает сложно или невозможно вычислить), а к оператору мобильной связи. (Возьмем на себя смелость предположить, что гипотетические поправки, которые расширят действие закона «О связи» на спам в мессенджерах, должны дать пользователям право требовать блокировки спамеров от самого сервиса.)

Ольга Плешанова отмечает большой потенциал общения многочисленных групп пользователей с администрацией сервисов, которую эти группы могут подвигнуть на более активную борьбу со спамерами. Кроме того, пользовательские соглашения зачастую недвусмысленно запрещают распространение спама. Условия использования WhatsApp, п.3C: «Используя сервис, вы соглашаетесь не спамить других пользователей и не делать им коммерческих предложений». Пользовательская лицензия Viber, п.6.2.3: «Запрещается посылать незатребованные сообщения, известные как SPAM, SPIM или SPIT...». Некоторые компании активно борются со спамом в мессенджерах: например, пользователи Messages могут сообщать Apple о спаме в почту imessage.spam@icloud.com.

Операторы мобильной связи о возможности блокировки спама в мессенджерах и о мерах по борьбе со спамом специально для Hi-Tech.Mail.Ru

«Билайн»: «Рассылки мессенджеров не идут через GSM-каналы операторов. Это только передача данных через Интернет. Поэтому операторы не могут их блокировать. В 2014 году «ВымпелКом» внедрил на своей сети мощную антиспам-платформу Cloudmark для радикального снижения количества спама и обеспечения надежной защиты абонентов «Билайн» от несанкционированных SMS-рассылок из внешних сетей. Благодаря данной системе, нам удалось снизить уровень спама более чем в 80 раз (с 12 до 0,14 SMS/мес). В течение 2014 года в 4 раза снизился уровень жалоб абонентов на спам. В 2015-м мы планируем дальнейшее наступление на спам и снижение его уровня в SMS-трафике».

МТС: «В мобильных мессенджерах WhatsApp, Viber используется зашифрованный трафик, и у операторов нет возможности контролировать качество работы этих сервисов и корректность их использования».

«Мегафон»: «Технических возможностей отслеживания и блокировки спама в мобильных мессенджерах со стороны оператора сотовой связи на данный момент не существует. В прошлом году мы первыми среди операторов начали ограничивать массовые SMS-рассылки с буквенно-символьной и короткой нумерации из сетей других операторов. В результате за прошлый год было заблокировано более 900 миллионов нежелательных для абонентов спам-сообщений. Кроме того, мы провели зачистку SMS-трафика от рекламы сомнительных и откровенно преступных «услуг». Также был внедрен ряд дополнительных мер, который позволил за первые полгода заблокировать более полумиллиарда спам-сообщений».

Yota: «Мобильный оператор является для OTT-сервисов только транспортом, через который идет их трафик, в большинстве случаев зашифрованный. Поэтому контролировать то, что происходит на стороне мессенджеров, мы никак не можем, в том числе блокировать спам. Благодаря определенным техническим решениям мы препятствуем рассылке SMS-спама с номеров и на номера Yota. Кроме того, изменения, внесенные осенью 2014 года в закон «О связи», предполагают блокировку номера за рассылку SMS-спама. При этом стоит учитывать, что в законе дано четкое определение SMS-спама, под которое никак не подпадают сообщения в мессенджерах».

Кто и кому заказывает?

Ужесточение ответственности за SMS-спам и крупный размер штрафов заставили многих SMS-спамеров переключиться на мессенджеры. Следует отметить, что поле деятельности сменили преимущественно так называемые «черные» (нелегальные) и «серые» (полулегальные) спамеры. Фирмы, занимающиеся SMS-рассылками и работающие в правовом поле, сильно выиграли от изменений в законе «О связи», так как спамеры-нелегалы ощутимо сбивали цены на рынке. Объем российского рынка SMS-рассылок, по оценкам J’son & Partners Consulting, в 2013 году составлял $101 млн. Как объяснил нам Дмитрий Авраменко, исполнительный директор компании Devino Telecom, занимающейся помимо прочего SMS- и WhatsApp-рассылками, «серые агрегаторы» – маленькие компании – рассылали SMS по краденым базам и зачастую помогали продавать наркотические вещества, интим-услуги и алкоголь. Господин Авраменко заверил нас, что все клиенты Devino дают согласие на получение рассылок добровольно.

Не исключено, что российский рынок рекламных рассылок в мессенджерах — когда он будет освоен и сильно вырастет — тоже подвергнется санированию с помощью законодателей и станет «цивилизованным». Если гипотетические поправки к закону «О связи», регламентирующие правила рекламных рассылок в мессенджерах, будут похожи на поправки об SMS-спаме, то ключевым моментом будет опять-таки согласие пользователя на получение рассылок, а его добыть не так уж сложно. Например, занимающееся рассылкой рекламных SMS агентство «Медиарик» (при платежной системе «Новоплат») сообщает у себя на сайте, что «пользователи, зарегистрированные в личном кабинете платежной системы “Новоплат”, не попадают под запрет рассылок, поскольку без получения от них согласия на рассылку сообщений невозможен процесс регистрации в кабинете». «Медиарик» также предлагает рекламодателям рассылки в WhatsApp, Viber и Messages. Таким образом, компания уже готова к возможным будущим изменениям российского законодательства.

Банк «Хоум Кредит», реклама которого попадает в мессенджеры, не назвал нам своих партнеров в данной области, но работают они по схожей схеме. Банк настаивает на том, что пользователи мессенджеров, получившие сообщения со ссылками на его сайт, дали свое согласие на получение рекламных сообщений либо банку, либо «когда оформляли какие-либо услуги у партнерской организации». Однако опрошенные Hi-Tech.Mail.Ru лица сообщили, что не соглашались ни на какие рассылки от банка.

Еще интереснее история с Sunlight. Официально компания не комментирует свои действия, но от источника нам стало известно, что это часть рекламной стратегии организации, которая призвана увеличить эффективность благодаря нестандартному каналу коммуникации и небольшим затратам. К сожалению, в Sunlight отказались комментировать риски негатива от пользователей, поэтому сложно оценить репутационные потери. Но судя по высокой активности рассылок, компания довольна результатами.

Что дальше?

Учитывая то, что жалобы в ФАС на спам в мессенджерах пока являются смелым экспериментом ради блага общества, для пользователя остается открытым вопрос, как эффективно и окончательно оградить себя от спама в мессенджерах. На сегодня самый действенный способ — отказ от использования некоторых мобильных мессенджеров: тех, где в опциях нельзя выставить обязательную авторизацию незнакомых пользователей.

Естественно, разработчики мессенджеров без данной опции могут пойти пользователям навстречу и добавить такую возможность. Постоянная ручная блокировка номеров спамеров — занятие, требующее затрат времени. Также перспективным нам видится путь увеличения жалоб в открытых источниках (в частности, в соцсетях). Если заказчики спам-рассылок увидят, что репутационные риски превышают выгоду, они сами откажутся от таких сомнительных методов продвижения. Поэтому не стесняйтесь жаловаться на компании в открытых источниках, это действительно работает.

Мы наблюдаем ситуацию, когда технологии опережают законодательство.

Очевидно, мы наблюдаем ситуацию, когда технологии опережают законодательство и образовывается новая «серая» зона заработка. Мессенджеры стали полигоном, на котором пока побеждают недобросовестные рекламодатели. Но вину за это несут не только они. Судя по количеству спама, сами разработчики не были готовы к новой угрозе. Уже давно и весьма успешно со спамом борются почтовые службы и операторы, и на их фоне мессенджеры пока выглядят очень неубедительно. Скорее всего, причина в том, что на это нужны дополнительные ресурсы, и только сейчас этим начинают заниматься всерьез.

Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group, руководитель бизнес-подразделения Почта и портал:

Спам в интернете — явление не новое. Первой среди современных интернет-сервисов с проблемой рассылки непрошенных рекламных сообщений столкнулась электронная почта. И поскольку это произошло уже довольно давно, к настоящему моменту все крупные мировые почтовые службы успели разработать серьезные технические решения для борьбы со спамом и вырастить специалистов в этой области. Стоит отметить, что борьба со спамом - довольно затратное дело. Так, например, порядка 10% мощностей серверов, обслуживающих Почту Mail.Ru, задействованы под развертывание на них различных антиспам-технологий. Это не говоря о затратах на команду, которая постоянно занимается совершенствованием технологий и алгоритмов. Следующими с проблемой спама столкнулись десктопные мессенджеры и социальные сети. На сегодняшний день у них тоже имеются серьезные алгоритмы борьбы со спамерами.

Очевидно, что теперь пришла очередь мобильных мессенджеров. Характер приходящего туда спама (прежде всего, то, что сообщения проходят сразу большому количеству получателей и немодифицированными) позволяет предположить, что пока развитых эффективных технологий фильтрации у мессенджеров нет. Возможно, они были уверены, что их сервисы защищены на уровне аккаунтов, поскольку спамерам будет слишком сложно и затратно регистрировать аккаунты на номера мобильных телефонов. Однако судя по всему, мошенники готовы инвестировать средства для того, чтобы обходить эти механизмы. Я прогнозирую, что мессенджерам предстоят серьезные вложения в антиспам-инфраструктуру. Тем из них, кто не начнет вовремя инвестировать в это направление, грозят довольно серьезные последствия, вплоть до потери значительной доли пользователей.

Кроме того, хотелось бы надеяться на то, что параллельно с развитием антиспам-технологий будет происходить дальнейшее развитие законодательной базы для борьбы со спамом, поскольку пока злоумышленникам успешно удается найти способы обхода законодательных ограничений.

ОБНОВЛЕНИЕ. В первоначальном варианте статьи среди клиентов спамеров была по ошибке упомянута микрофинансования компания «Деньги сразу», в то время как спам-сообщение со скриншота продвигало услуги ООО «Альянс» (бренд «Сразу деньги»).