Падение импорта и китайский захват: как выживает рынок смартфонов в России

Отчет аналитиков GS Group раскрывает ключевые изменения в поставках и продажах телефонов на российском рынке.
смартфоны
Источник: Unsplash

Аналитики GS Group изучили импорт мобильных телефонов в Россию за 1 квартал 2023 года и сравнили эти показатели с аналогичным периодом 2022 года. Главные тенденции и отличительные характеристики российского рынка смартфонов перечислены ниже.

Ключевые особенности рынка

  • Импорт снизился на 16% — до 8,3 млн штук. Падение не катастрофическое (в 2021 году было хуже: тогда импорт смартфонов в Россию упал на 18,6%). Его связывают в том числе с изменениями в логистике. С долей 2,4% от мирового рынка смартфонов Россия прочно остается в первой десятке национальных рынков.

  • Сегменты перераспределились. Бюджетники (смартфоны до 10 тыс. рублей) выросли на 39% до 1,8 млн штук. Средний ценовой сегмент (от 10 до 30 тыс. рублей) сократился на 14% до 3,3 млн штук. Премиум-сегмент (от 30 тыс. рублей) тоже сократился на 18% до 1,3 млн штук.

  • Лидеры рынка смартфонов в России (Samsung и Xiaomi) едва набирают треть рынка. Следом три поставщика (Realme, Apple и Tecno) фактически делят третье место. Суммарные поставки всех перечисленных брендов превысили 5 млн штук, или 79% рынка смартфонов.

  • Xiaomi удерживает первое место с долей 21%, в штуках это 1,3 млн. После Китая и Индии наша страна — важнейший национальный рынок для Xiaomi. Смартфоны бренда на втором месте по распространенности в России, у нас их 24,8 млн штук (25% всех смартфонов, работающих в стране).

  • Поставки Samsung сократились в два раза — до 0,9 млн штук, а доля бренда упала с 27,5% до 14%. Доля России в мировых поставках Samsung опустилась до 1,5%. Поставки realme в Россию снизились на 13,5% — до 0,71 млн штук.

  • В Россию привезли 0,7 млн штук iPhone. Apple — третий по распространенности бренд в России среди владельцев смартфонов: на руках у россиян сегодня более 13 млн штук активных iPhone. Несмотря на то что доля России в мировых поставках iPhone упала до 1%, российский рынок по-прежнему интересен для Apple, так как, помимо выручки от продажи смартфонов, компания получает около 100 млрд рублей от россиян в виде комиссий в App Store.

  • Поставки Tecno выросли до 0,67 млн штук. С долей рынка 10,4% компания заняла 6-е место. Поставки Infinix заняли долю 6,6%. Оба бренда стремятся перейти в средний и верхний ценовые сегменты.

  • Суммарные поставки брендов под управлением холдинга Transsion Holdings (Tecno, Infinix и Itel) составляют 20% российского рынка смартфонов, а BBK Electronics (realme, OPPO и vivo) — 16%. Но в мире лидерство у BBK Electronics, в первую очередь благодаря рынкам Китая и Индии. Суммарно холдинг поставляет около 20% всех смартфонов в мире.

  • Доля брендов Китая составила 74%. Это ниже, чем во второй половине 2023 года, поскольку импортеры наладили поставки Samsung и Apple, а поставки китайских лидеров в России упали — как в абсолютных значениях, так и в относительных. Пока в России успешно работает механизм параллельного импорта, доля китайских брендов не сможет превысить 80%. Китайцы пока борются не столько с Samsung или Apple, сколько друг с другом, что также ограничивает их долю в России.

  • Оборот российского рынка смартфонов по итогам 2022 года составил 167 млрд рублей. С учетом кнопочных мобильников — 170 млрд руб. Оборот рынка снизился на 15%. Доля Apple в обороте составила около 40%. Samsung и Xiaomi занимают второе и третье места. Остальные лидеры рынка (realme и Tecno) вместе с Huawei занимают 22% оборота рынка. На прочие бренды приходится менее 7% оборота российского рынка смартфонов, еще 1,4 % — это оборот кнопочных мобильных телефонов.

  • Средняя цена смартфонов в России упала с 29 до 26 тыс. рублей.

Мнение эксперта

Российский рынок смартфонов больше года развивается в условиях международных санкций, в том числе со стороны отдельных лидеров рынка. За это время успешно заработал механизм параллельного импорта, который, с одной стороны, помог частично удовлетворить спрос, с другой — сдержал ценовую политику китайских брендов.
Александр Сурков
руководитель аналитического центра GS Group

По словам специалиста, на фоне прогнозируемого падения мирового рынка смартфонов российский рынок ведет себя устойчиво. «Вместе с тем, текущая ситуация показывает, что для развития отечественных брендов смартфонов необходим нерыночный механизм», — заключает Сурков.