Что собирались построить?
В 2021 году конструкторское бюро Airship Initiative Aerosmena (AIDBA), также известное как «Аэросмена», заявило, что компания в 2024 году запустит 600-тонный дирижабль в форме тарелки.
Это гибридное воздушное судно могло вы выполнять функцию погрузчика — на нем было бы удобно, например, разгружать корабли с контейнерами. По задумке, тарелка могла парить над местностью и поднимать груз с помощью системы шкивов.
Предполагаемая грузоподъемность аппарата — до 600 тонн, дальность полета — до 8000 км, скорость — до 250 км/ч.
Уникальная идея
Дирижабль-тарелка устроен просто. Конструкция аппарата включает две газовые камеры для обеспечения подъемной силы. Для 600-тонной модели используется 620 000 кубометров гелия для практически «нулевой» плавучести. Большая полость, заполненная воздухом, нагретым до 200 °C выхлопом восьми вертолетных двигателей, отвечает за подъем полезной нагрузки.
Универсальность конструкции позволяла масштабировать дирижабль и делать из него все что угодно. Например, тарелки поменьше могли бы тушить пожары, заменять вертолеты, участвовать в спасательных операциях, средние — помогать в разгрузке тяжелых предметов, огромные — выступать в роли летающих отелей. Рендер такого отеля от «Аэросмены» представлен на видео ниже:
Что-то пошло не так
По данным «Аэросмены», проект по запуску дирижабля в виде тарелки НЕ может быть запущен в 2024 году, как это сообщалось в 2021-м. Причина — зарубежный генеральный инвестор не пришел с финансированием из-за «геополитических подвижек». Назвать инвестора в бюро отказались.
Hi-Tech Mail.ru узнал от бюро, что в настоящее время завершена главная часть опытно-конструкторских работ. Компании осталось лишь построить первый прототип, испытать его и наладить массовое производство. Однако сделать это не представляется возможным без инвесторов.
Строительству первого прототипа «в железе» может быть начато непосредственно сейчас — но это зависит от реального финансирования. Сейчас мы пытаемся формировать инвестиционный пул из мелких инвесторов (дело идет плохо)...
По оценке бюро, стоимость первого прототипа большой версии дирижабля составит 100-110 млн долларов, серийно выпускаемый обойдется дешевле — до 75 млн долларов. Затраты на младшие версии с меньшей грузоподъемностью (до 20 тонн) могут составить 40-60 млн долларов.
Для России флот таких аэроплатформ станет мощным прорывным шагом вперед, позволив занять лидирующие позиции в целом ряде глобальных экономических отраслей, а также дав мощный импульс для развития внутреннего промышленного потенциала за счет освоения ныне малодоступных территорий, где располагаются огромные сырьевые ресурсы.
Hi-Tech Mail.ru также узнал, что полет первого отечественного дирижабля-тарелки переносится минимум до 2028 года при условии, что «Аэросмена» найдет инвесторов в ближайшее время. Первая инвестиционная поддержка пойдет на подготовку производственных мощностей и начало постройки первого прототипа «в железе».
Смотрите, как летали люди в XX веке: