Когда листья прилипают к путям, образуется слой, который резко снижает трение между колесами поезда и рельсами. Эту ситуацию называют «черным льдом железной дороги». Скользкие слои вызывают задержки поездов и обходятся железнодорожной отрасли многомиллионными потерями, пишет Phys.org.
Инженеры из Университета Шеффилда выявили химические механизмы, которые происходят, когда листья на линии сминаются между колесами поезда и рельсами, образуя скользкие слои и затрудняя движение поездов.
Анализ показывает, что определенные химические вещества, такие как полифенолы и танины (вещества, содержащиеся в вине и чае), играют решающую роль в формировании прочной и тонкой пленки на этих поверхностях. При высоком давлении и температуре эта пленка содержит соединения, которые прилипают к металлической поверхности головки рельса.
Ученые предлагают различные меры по борьбе с этим явлением. Например, ферментативное расщепление или новое поколение средств очистки, способных эффективно растворять ароматические соединения. Использование таких средств для восстановления трения до безопасного уровня может в конечном итоге повысить эксплуатационные характеристики и безопасность железнодорожного транспорта.
Эти результаты исследований предоставят базу для следующего этапа, в ходе которого будет проведена адаптация и тестирование ферментов для разложения слоев листьев на рельсах. Все это поможет решить проблему, которая влияет на железнодорожные перевозки каждую осень и зиму.
Ранее мы рассказывали, для чего нужны черно-белые полоски на ж/д столбах.