Инженеры из МГТУ им. Баумана разработали уникальную технологию, которая продлит срок службы грунтовых дорог в арктической зоне. Технологию называют «холодильником» для дорог из-за схожести в принципах работы.
Задумка работает так. Под дорогой прокладываются трубы, по которым с помощью специального насоса циркулирует фреон — популярный хладагент, который используется в обычных холодильниках и кондиционерах. Трубы охлаждают дороги, защищая их от резких перепадов температур и, соответственно, от разрушения.
Ученые уточнили, что система работает без участия человека. Насосы получают энергию от солнечных батарей, а трубы начинают охлаждаться только тогда, когда температура воздуха повышается. Во время полярной ночи система переходит в спящий режим.
В Архангельской области уже испытали первый прототип холодильника. Выяснилось, что трубы могут охладить дороги до -18°C, хотя для эффективной работы было достаточно охлаждения до -7°C. Значит, технология работает даже лучше, чем от нее ожидали.
Предполагается, что остаточное тепло, которое образуется в результате работы насосов, будет направляться в теплицы, заправки и остановки для отопления. В противном случае тепло может выбрасываться просто в воздух, никак не нанося вред экологии.
Авторы идеи считают, что их технологию можно использовать не только в арктической зоне, но и на сложных участках дорог: подходам к рекам, болотам или переправах.