Подводные сигналы помогут найти пропавший самолет MH370

Авиалайнер с 239 пассажирами на борту бесследно исчез 10 лет назад.

Сигналы, записанные подводными микрофонами, могут стать ключом к обнаружению самолетов, потерпевших крушение в океане, таких как MH370. Исследование Кардиффского университета проанализировало более 100 часов данных, полученных с помощью устройств, называемых гидрофонами, после 10 авиакатастроф и исчезновения одной подводной лодки. Об этом сообщает TechXplore.

Столкновения с водой на высокой скорости, например, при крушении самолета, создают уникальные акустические сигналы. Эти сигналы распространяются на большие расстояния под водой и фиксируются гидрофонами, расположенными на морском дне.

Четкие сигналы от предыдущих авиакатастроф были обнаружены на гидрофонах даже на расстояниях, превышающих 3000 км. В случае MH370 официальное расследование пришло к выводу, что самолет разбился около 7-й дуги — точки, в которой произошла последняя связь между самолетом и INMERSAT.

Расположение гидроакустических станций (белые треугольники); место падения трех самолетов (желтые надписи); расстояния относительно гидроакустических станций (пурпурные линии).
Расположение гидроакустических станций (белые треугольники); место падения трех самолетов (желтые надписи); расстояния относительно гидроакустических станций (пурпурные линии). Источник: Scientific Reports, 2024

Исследование сосредоточено на данных гидрофона на заключительном этапе полета самолета в южной части Индийского океана. Ученые искали сигналы, образовавшиеся вблизи 7-й дуги, следуя рекомендациям официальных поисков. Анализ также охватил данные, полученные в момент последнего контакта с рейсом в Сиамском заливе.

Авторы рекомендует властям провести полевые эксперименты вдоль 7-й дуги. Эти эксперименты могут включать контролируемые взрывы или использование пневматических пушек  с одновременным мониторингом сигналов, принимаемых на окружающих гидроакустических станциях.

Во-первых, полученные данные позволят лучше понять природу сигналов, зафиксированных гидрофонами в случае MH370. Сравнивая эти сигналы с результатами контролируемых воздействий, ученые смогут точнее интерпретировать полученную ранее информацию.

Во-вторых, эксперименты помогут усовершенствовать использование гидроакустических технологий для поиска пропавших самолетов. В будущем власти смогут применять подобные методы для сужения круга потенциальных мест крушения, что облегчит поисковые операции.

Исследование приводит пример поисково-спасательной операции подлодки ARA San Juan, которая пропала у берегов Аргентины в 2017 году. Для ее поиска также использовались похожие эксперименты.

Сравнивая сигналы от экспериментов с сигналами, зафиксированными в случае MH370, можно будет определить, действительно ли они связаны с пропавшим самолетом. Если связь будет подтверждена, это позволит сузить район поисков MH370.

MH370 пропал в 2014 году во время рейса из Куала-Лумпура в Пекин. Несмотря на масштабные международные поисковые усилия, местонахождение самолета и судьба его 239 пассажиров и экипажа неизвестны по сей день.

Ранее ученые выяснили, как возникла гигантская дыра в Антарктиде.