Российские инженеры собрали подвижное крыло для сверхманевренных самолетов

Задумка снизит риски при эксплуатации воздушных судов, сделает их более маневренными и легкими, а также повысит аэродинамику.
Самолет в аэропорту Краснодара
Источник: Unsplash

Российские инженеры-конструкторы из Центрального аэрогидродинамического института собрали крыло с подвижной обшивкой. Технология поможет изготавливать самолеты и беспилотники, которые будут не только передвигаться на малых скоростях, но и быстро маневрировать. На данный момент модель уже прошла серию испытаний, так что ее характеристики подтвердились.

Технология заключается в изменении формы крыла во время полета. Механизм перемещает поверхность вокруг силовых конструкций, из-за чего она остается аэродинамичной. Для этого внутри расположены цепи, соединенные друг с другом. Стоит изменить положение одного звена — под него подстроятся остальные. Обшивка же будет гнуться, но не растягиваться.

Механизм адаптивного крыла
Проект конструкции адаптивного крылаИсточник: Изобретатель

По итогам тестов, изменение кривизны между носовыми и хвостовыми сегментами достигает 80°. Так скорость судна можно будет снизить до 20 метров в секунду. Подобная разработка позволит самолетам и беспилотникам замедляться во время полета, парить не быстрее автомобиля, менять направление на тихом ходу, а также плавно взлетать и садиться.

«Конструкция позволит соединить крыло, закрылки и элероны — то есть, подвижные и неподвижные части. При этом получится эффективно разместить топливные баки, приводы, проводку и прочую необходимую инженерию. Крыло получится прочным и функциональным»
Олег Дружинин
Соавтор разработки и инженер ЦАГИ
Механизм адаптивного крыла
Действующий макет конструкции адаптивного крыла (Фото: izobretatel.by)Источник: Изобретатель

Другой прототип адаптивного крыла

Интересно, что технология подвижной обшивки — далеко не первая попытка создать устройство для изменения скорости и маневренности летательного средства. Так 4 года назад российский изобретатель уже предлагал вариант бионического крыла, которое не только сократит дистанцию посадки и взлета, но и сильно снизит уровень шума.

«Для улучшения аэродинамики мы выполним обшивку по типу пластиковой чешуи — из тонких пластин, установленных внахлест. Сам материал мы разрабатываем в сотрудничестве с кафедрой полимеров одного из вузов Волгограда. Поверх, возможно, будет установлена тонкая оболочка из эластомера»
Алексей Ивченко
Инженер-конструктор и автор идеи

Самолетостроение в целом не стоит на месте. Так в мае назвали сроки сборки российско-белорусского самолета «Освей», который начнет испытания в конце 2026 года.