Китай запустил магистраль Шэньчжэнь — Чжуншань. Что стоит за амбициозным проектом

Миллиарды долларов, 7 лет работы, несколько мировых рекордов и 24 километра асфальта. Для чего Китай возвел еще одно «Чудо Света» в самом центре Большого Залива. Дело не только в трафике и удобстве.
Магистраль Шэньчжэнь — Чжуншань
Магистраль Шэньчжэнь — ЧжуншаньИсточник: CFP

Китай наконец-то закончил один из самых амбициозных проектов в истории и официально открыл межморскую магистраль в южно-китайской провинции Гуандун. Комплекс из двух мостов, двух искусственных островов и восьмиполосного тоннеля общей длиной в 24 километра соединил города Шэньчжэнь и Чжуншань. Дорога призвана сократить время пути с 2 часов до 30 минут, но это далеко не единственная цель.

Немного цифр

Семилетний проект со сроком службы в 100 лет обошелся Китаю в 6,7 млрд долларов, но, при этом, комплекс не является самым длинным мостом в мире. Эта честь принадлежит его соседу, который находится всего в 32 километрах и имеет длину в удивительные 54. Но новый мост тоже может кое-чем похвастаться. Так за время его строительства было установлено несколько мировых рекордов.

  • Ключевая часть комплекса — мост Линдинъян — имеет высоту 270 метров и длину основного пролета в 1666. Так что он считается самым крупным в мире морским висячим мостом с технологией стальной коробчатой балки.
  • Морской тоннель с шириной 46 метров и длиной 6,8 километра забирает звание самого большого и широкого в мире подводного тоннеля из железобетонной трубы со стальным кожухом.
  • Имеется и необычный рекорд. Строители смогли уложить за сутки более 22 600 квадратных метров асфальта, что сравнимо с 50 баскетбольными площадками.
Тоннель на магистрали Шэньчжэнь — Чжуншань
Тоннель на магистрали Шэньчжэнь — ЧжуншаньИсточник: CMG

Проблемы задумки

Впервые идея проекта была озвучена в 2009 году, но на тот момент у страны не было возможности ее реализовать. И дело не в деньгах, а в разрозненности. Комплекс расположен в самом центре Большого Залива, который разделен на 3 региона: материковый Китай и бывшие колонии Гонконг и Макао. Последние считаются полуавтономными районами со своими иммиграционными системами, валютами и даже законами. Банально, их жители ездят по разным сторонам дороги.

С подобными проблемами столкнулся уже упомянутый мост-рекордсмен между Гонконгом, Чжухай и Макао. Даже через год после запуска количество трафика в день не превышало 4 тысячи человек. Для сравнения, тоннель под Ла-Маншем, связывающий Францию и Великобританию, в среднем пропускает в два раза больше. Вероятно, все дело в сложных законах: чтобы проехать из региона в регион приходится получать визы и регистрировать транспорт.

Большой Залив Китая
Большой Залив КитаяИсточник: CNN

Зачем нужен такой проект

Во-первых, разгрузить трафик и, одновременно, сблизить разные части залива. На данный момент на его территории проживает 68 миллионов человек, а площадь в 35 тысяч квадратных километров размещает 11 городов: Гонконг, Макао, Чжуншань, Шэньчжэнь и т. д. Только в последнем население больше 12 млн, что уж говорить про наличие многомиллиардных компаний, вроде DJI и Tencent. Своеобразная «Силиконовая долина», способная конкурировать с Токио или Нью-Йорком

Вторая цель не такая очевидная. Уже долгое время Китай усиливает свое экономическое и политическое влияние по всему миру, создавая рычаги давление в виде кредитов. Чаще всего это огромные проекты в странах третьего мира, за которые правительства банально не могут и не смогут расплатиться.

Магистраль Шэньчжэнь — Чжуншань
Магистраль Шэньчжэнь — ЧжуншаньИсточник: CMG
«Китай явно рекламирует мост, как достижение мирового класса. Инфраструктура, на данный момент, ключевая составляющая репутации страны, а также важное звено в подходе к внутреннему и международному развитию»
Остин Стрейндж
специалист по внешней политике Китая

Совсем недавно, кстати, завершился другой амбициозный проект Китая. На Землю вернулся зонд «Чанъэ-6», который успешно доставил грунт с обратной стороны Луны. Ранее это не удавалось ни одному беспилотному аппарату.