Исследователи из Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (Чебоксары) разработали новую систему для обнаружения паров аминов. Амины — это летучие соединения, которые активно применяются в качестве сырья либо на промежуточных стадиях в процессе производства пестицидов, красителей, различных лекарств, полимеров
Своевременное обнаружение паров аминов является важнейшей задачей на производствах и в повседневной бытовой жизни. Летучие соединения могут выделяться в разных ситуациях и при различной температуре окружающей среды. Например, амины могут образовываться даже при неправильном хранении некоторых белковых продуктов, нанося вред здоровью.
Обычно для обнаружения аминов ученые-химики используют тест-системы, меняющие свой цвет под действием летучих соединений. В основном это двухцветные системы, необратимо меняющие свою окраску. Однако вопросы температурной чувствительности и повторное применение подобных систем пока что мало изучены.
В связи с этим российские ученые разработали новую, более эффективную систему обнаружения аминов. Авторы исследования создали химическое соединение из группы цианзамещенных пирролов, включающее гидроксильную группу при ароматическом кольце. Полученным веществом специалисты обработали фильтровальную бумагу, наблюдая, как меняется ее цвет в зависимости от наличия паров аминов и температуры воздуха. В ходе эксперимента бумага фиолетового цвета меняла свой цвет на зеленый, а после обесцвечивалась по мере увеличения концентрации аминов.
Важной особенностью новой системы стало ее повторное использование. При повышении температуры амины улетучиваются, и фильтровальная бумага возвращает свой фиолетовый цвет. А при понижении температуры происходит ее обесцвечивание — амины охотно присоединяются к пирролу. Все цветовые изменения бумаги легко фиксируются невооруженным глазом и не требуют специального оборудования. В связи с этим тест-система удобна для экспресс-контроля наличия и концентрации аминов в воздухе.
Тем временем ученые впервые обнаружили, что бабочки способны преодолевать огромные расстояния между континентами за счет попутного ветра.