О популярной схеме мошенничества с подставными звонками рассказали эксперты Сбера. По сути, схема не является новой: мошенники и раньше пытались под тем или иным предлогом получить доступ к личным кабинетам граждан на сайте госуслуг. Но сейчас легенда изменилась. Теперь в топе у жуликов «Звонок от пенсионного фонда».
В качестве жертв в основном выбирают людей старшего поколения. Злоумышленники действуют так: они звонят по телефону человеку и сообщают о необходимости скорректировать начисление пенсии. Якобы в данных нашли ошибку и ее нужно исправить.
Жертве предлагают приехать в центральный офис пенсионного фонда, предварительно записавшись на конкретную дату и время. Для записи рекомендуют использовать портал «Госуслуги». Мошенники инициируют вход на портал, человеку в этот момент приходит СМС для подтверждения доступа. Если человек называет цифры из сообщения, злоумышленники получают доступ к его личному кабинету.
Получив доступ, мошенники, действуя от имени жертвы, регистрируются на сайтах микрофинансовых организаций, используя функцию «Войти с помощью госуслуг». Они оформляют кредит и быстро обналичивают полученные деньги. Жертве остаются долговые обязательства с огромными процентными ставками. Кроме того, персональные данные из личного кабинета госуслуг пострадавшего могут использоваться в других схемах мошенничества.
Антифрод-система Сбера зафиксировала рост мошеннической активности по данной схеме. Мы автоматически выявляем и пресекаем операции по ней, однако люди должны знать об опасности и сохранять бдительность.
Эксперт напоминает, что нельзя сообщать код подтверждения доступа из СМС неизвестным лицам, кем бы они ни представлялись. Если во время общения возникли сомнения, говорит ли с вами мошенник, то лучше положите трубку и сами перезвоните в Социальный фонд России (злоумышленники по старой памяти называют пенсионным фондом). Звонить следует по официальному номеру. Ответившему сотруднику опишите ситуацию — вам подскажут, что делать.
«Также рекомендую никогда не предпринимать поспешных действий на основании указаний звонящих — посоветуйтесь с родственниками, друзьями. Если мошенники все-таки завладели вашим личным кабинетом, постарайтесь как можно быстрее восстановить доступ к нему. Максимально оперативно это можно сделать в мобильном приложении СберБанк Онлайн: в строке поиска достаточно ввести слово “Госуслуги”, выбрать действие “Регистрация на госуслугах”, а затем подтвердить учетную запись и восстановить пароль», — заключает эксперт.
Для обмана граждан мошенники используют не только звонки, но и поддельные мобильные сервисы. Так, фейковое приложение Т-Банка из App Store обманывает россиян уже месяц. Подробнее о том, что это за приложение, Hi-Tech Mail.ru написал здесь.