Как россиян обманывают фейковыми звонками из пенсионного фонда

Злоумышленники от имени сотрудников пенсионного фонда обзванивают людей и узнают пароль из СМС для входа в личный кабинет на портале госуслуг. Получив к нему доступ, мошенники могут оформлять кредиты на сайтах для микрозаймов.
Жертвами чаще выбирают людей старшего поколения, но жулики могут позвонить любому
Жертвами чаще выбирают людей старшего поколения, но жулики могут позвонить любомуИсточник: Unsplash

О популярной схеме мошенничества с подставными звонками рассказали эксперты Сбера. По сути, схема не является новой: мошенники и раньше пытались под тем или иным предлогом получить доступ к личным кабинетам граждан на сайте госуслуг. Но сейчас легенда изменилась. Теперь в топе у жуликов «Звонок от пенсионного фонда».

В качестве жертв в основном выбирают людей старшего поколения. Злоумышленники действуют так: они звонят по телефону человеку и сообщают о необходимости скорректировать начисление пенсии. Якобы в данных нашли ошибку и ее нужно исправить.

Жертве предлагают приехать в центральный офис пенсионного фонда, предварительно записавшись на конкретную дату и время. Для записи рекомендуют использовать портал «Госуслуги». Мошенники инициируют вход на портал, человеку в этот момент приходит СМС для подтверждения доступа. Если человек называет цифры из сообщения, злоумышленники получают доступ к его личному кабинету.

Получив доступ, мошенники, действуя от имени жертвы, регистрируются на сайтах микрофинансовых организаций, используя функцию «Войти с помощью госуслуг». Они оформляют кредит и быстро обналичивают полученные деньги. Жертве остаются долговые обязательства с огромными процентными ставками. Кроме того, персональные данные из личного кабинета госуслуг пострадавшего могут использоваться в других схемах мошенничества.

Антифрод-система Сбера зафиксировала рост мошеннической активности по данной схеме. Мы автоматически выявляем и пресекаем операции по ней, однако люди должны знать об опасности и сохранять бдительность.
Станислав Кузнецов
заместитель Председателя Правления Сбербанка

Эксперт напоминает, что нельзя сообщать код подтверждения доступа из СМС неизвестным лицам, кем бы они ни представлялись. Если во время общения возникли сомнения, говорит ли с вами мошенник, то лучше положите трубку и сами перезвоните в Социальный фонд России (злоумышленники по старой памяти называют пенсионным фондом). Звонить следует по официальному номеру. Ответившему сотруднику опишите ситуацию — вам подскажут, что делать.

«Также рекомендую никогда не предпринимать поспешных действий на основании указаний звонящих — посоветуйтесь с родственниками, друзьями. Если мошенники все-таки завладели вашим личным кабинетом, постарайтесь как можно быстрее восстановить доступ к нему. Максимально оперативно это можно сделать в мобильном приложении СберБанк Онлайн: в строке поиска достаточно ввести слово “Госуслуги”, выбрать действие “Регистрация на госуслугах”, а затем подтвердить учетную запись и восстановить пароль», — заключает эксперт.

Для обмана граждан мошенники используют не только звонки, но и поддельные мобильные сервисы. Так, фейковое приложение Т-Банка из App Store обманывает россиян уже месяц. Подробнее о том, что это за приложение, Hi-Tech Mail.ru написал здесь.