Как заявили в российской Объединенной авиастроительной корпорации, компания «Яковлев» возобновит разработку самолета вертикального взлета пятого поколения. Напомним, что работа над машинами велась еще с 1950 годов, когда был представлен первый отечественный прототип — Як-36. Вероятно, новая технология будет слабо напоминать предшественников, хоть и использовать их наработки. Других подробностей пока что нет, так что погрузимся в прошлое летательного аппарата.
Началась история 27 июля 1964 года, когда Як-36 впервые поднялся в воздух. Дальше последовали испытания, в рамках которых самолет освоил свободное висение с переходом в горизонтальный полет, а также вертикальный взлет и посадку. По итогу машина получила 2 подъемно-маршевого двигателя Р-27, взлетную массу 9400 кг, дальность полета 500 км и максимальную скорость в 1100 км/ч. А также систему реактивного управления на «околонулевых режимах» и поворотные сопла.
Следующим шагом для ОКБ Яковлева стал одноместный штурмовик Як-38, совершивший свой первый полет 25 февраля 1972. В том же году он стал первым советским самолетом, севшим на боевой корабль. А после поступил на вооружение в ВМФ СССР и стал «первым в мире корабельным аппаратом короткого взлета и вертикальной посадки», опередив в этом британский Sea Harrier. По итогу было изготовлено несколько версий: учебный Як-38У и более мощный Як-38М.
Закончилось развитие «вертикалок» в СССР на модели Як-141, которая получила возможность летать быстрее скорости звука. Также на нее поставили продвинутую систему управления с автоматизацией практически всех режимов и синхронизацию работы двигателей. По итогу машина взлетела 9 марта 1987 года, успела побить 12 мировых рекордов, получила серию из 4 образцов, а после была законсервирована из-за нехватки финансирования в девяностые годы.
Тем временем в США решили модернизировать малозаметные стратегические бомбардировщики B-2 Spirit, более известные, как «невидимки». В планах сделать все, чтобы самолеты остались ключевым элементом «американской триады ядерного сдерживания».