Корейцы изобрели гибкие адаптируемые колеса для неровных дорог

Новые «устройства» позволяют избегать даже самых больших неровностей на дороге, перелезать через камни и ездить по лестницам. Если решить некоторые проблемы, потенциал технологии будет огромен.
Адаптируемые колеса в действии
Адаптируемые колеса в действииИсточник: Lee et al

Группа корейских ученых вдохновилась поверхностным натяжением воды и представила концепт регулируемого колеса, которое меняет форму в реальном времени и легко преодолевает высокие препятствия. По задумке, новая технология поможет в создании более «внедорожных» инвалидных колясок и различных мобильных роботов. Однако, энтузиасты еще не избавились от всех трудностей, так что проект далек от финальной версии.

Проблему неровной поверхности или препятствий уже пытались решить различными способами. К примеру, с помощью гусеничной системы, которая увеличивает площадь колеса. Однако, она ограничена максимальной скоростью и потребляет куда больше энергии из-за высокого трения. Альтернативный вариант — безвоздушные или непневматические шины, устойчивые к проколам. Но их жесткость также идет во вред, когда дело касается высоким камней. Они банально не умеют адаптироваться к грунту.

Изменение формы колеса при разном натяжении спиц
Изменение формы колеса при разном натяжении спицИсточник: Lee et al

Теперь же новая технология должна сохранить преимущества обычного колеса и добавить к ним возможность преодолевать препятствия. Суть в том, чтобы позволить колесу деформироваться из-за его «умной цепной структуры» — цепочки блоков, соединенных проволочными спицами с центром. Чем сильнее натяжение последних, тем тверже поверхность, что идеально для больших скоростей. А чем слабее, тем колесо мягче, что подходит для езды по камням.

Как показали реальные тесты, прототип позволяет ездить по большим ступеням и даже «перелезать» через валуны неправильной формы, в 1,2 раза превышающие радиус колеса. Однако, есть пара минусов. Во-первых, пробная инвалидная коляска весом 120 килограмм слишком сильно наклоняется, что угрожает безопасности пассажира. А во-вторых, в «умную цепь» попадают мелкие частицы пыли и земли, что наносит повреждения механизму. Но все эти проблемы решаемы.

Кстати, вы знали, что недавно в продаже появился новый «микровелосипед» без педалей от компании JackRabbit? Авторы обновили раму, поставили более мощный двигатель и увеличили запас хода.