Исследователи Бизнес-школы Томского политехнического университета (ТПУ) занялись расчетом Индекса осознанного потребления в России в условиях социально-экономической нестабильности. Это первое подобное масштабное исследование, которое учитывает большой набор статистических показателей и реализуется в контексте каждого региона страны.
Понятие осознанного потребления не имеет однозначного определения в научных кругах. Предполагается, что человек стремится к более экологичному и рациональному расходованию средств с учетом современных технологий, цифровизации, ориентации на устойчивое развитие. Однако в последние годы мощные факторы оказывали влияние на потребительское поведение: от пандемии коронавируса до экономических санкций. Это сформировало актуальность изучения того, как потребитель адаптировался, стремясь поддержать привычный уровень и качество жизни.
Авторы проекта хотят вывести научное обоснование влияния тех или иных факторов на потребительское поведение. В рамках работы проводится качественное социологическое исследование для выявления новых практик потребления.
Мы проведем сравнение социальных и экономических трансформаций практик осознанного потребления для всех возрастов (экономически активное и неактивное население) в условиях цифровизации экономики и старения населения. Наш проект направлен на сбор и дальнейшее обновление уникальной базы статистической информации социально-экономических индикаторов осознанного потребления в разрезе регионов.
На основе собранной информации будет составлен Индекс осознанного потребления россиян. В основу для расчетов лягут и официальные данные Росстата, а также других государственных структур. Важной особенностью Индекса авторы проекта называют учет региональной специфики, поскольку в условиях неравенства экономических возможностей субъектов федерации показатель может сильно различаться.
В дальнейшем показатель можно использовать для проведения иных социально-экономических исследований, формирования прогнозов развития и принятия корректирующих мер.
Ранее мы рассказывали, что эксперты выявили изменения в предпочтениях россиян при покупке смартфонов.