Специалисты МАИ разработали навигационный комплекс для беспилотников с использованием искусственного интеллекта, который позволит аппаратам не потерять ориентацию при утрате сигнала со спутников. Это особенно актуально в условиях, когда используются средства подавления спутниковых навигационных систем, а также при полетах в плотной городской застройке.
Поводом для такой разработки стали многочисленные жалобы на качество работы навигационных систем беспилотников в городах. Из-за большого количества зданий, переотражения сигналов, обилия антенн и передающих устройств возникают помехи, которые влияют на управляемость БПЛА. Чтобы решить проблему, специалисты МАИ разработали несколько экспериментальных бортовых навигационных комплексов и провели их тестирование в условиях сильных помех.
Для этого исследователи провели объезд по городу в условиях плотной застройки, собирая данные для обучения нейросети. Все параметры записывались в единый массив. Он был загружен в экспериментальную навигационную систему для поддержания ориентации беспилотника, когда происходит потеря связи. Нейросеть научили не только распознавать ошибки, но и определять ненадежные сигналы спутников, чтобы в дальнейшем не учитывать их показания.
У искусственного интеллекта нет такой строгой математической модели, как у оптимального фильтра, где предсказания проводятся на основе десятков математических уравнений, но у него есть опыт, причем многократный, полученный от десятков и даже сотен проездов. На основе своего предшествующего опыта он может дать точный прогноз, как себя поведет навигационная система.
В результате эксперимента удалось добиться того, чтобы навигационный комплекс справлялся с потерей спутникового сигнала, не теряя ориентации и заданной траектории, а также мог определять свои координаты с приемлемой погрешностью.
Ранее мы рассказывали, что в России опробовали в действии палубный беспилотник.