Жалкий звук из динамиков, грустные глаза на дисплее, дрожащие руки — нужно не так много, чтобы человек пожалел робота. И это сострадание совсем скоро может быть использовано крупными компаниями для получения прибыли, как только они найдут удачный паттерн. Именно к такому выводу пришла Марике Виринга — профессор Университета Неймегена в Нидерландах.
Объективно, все мы знаем, что робот не может испытывать боль. Тем не менее, люди склонны верить в то, что видят своими глазами. Если машина притворится, что эмоционально страдает, то мы почувствуем себя виноватыми за жестокое обращение с ней. Поэтому Виринга с ее коллегами провела серию тестов, чтобы изучить, как именно человек реагирует на насилие над неодушевленными предметами.
«Некоторые участники смотрели видеоролики с роботами, с которыми либо обращались плохо, либо хорошо. Иногда мы просили испытуемых самим дать машинам встряску. Мы испробовали все варианты. Какие-то устройства специально вообще не реагировали, а некоторые отвечали жалобными звуками и другими реакциями, которые мы связываем с болью»
И, как оказалось, мучающийся робот вызывает у людей больше жалости. Если машина вообще не издавала звуков, то испытуемые могли наносить ей вред практически бесконечно. Но стоило появиться жалобным всхлипам или мольбам — участники эксперимента тут же прекращали насилие любым способом.
Интересный факт. Недавно роботы научились воспринимать мир вокруг себя при помощи звуковых колебаний. Достаточно стука кулаком по столу, чтобы алгоритм самостоятельно определил материал мебели и составил ее 3D-модель. А встряхивание бутылки с водой даст машине точное количество оставшейся в ней жидкости.