Археологи, изучающие наскальные рисунки в колумбийской Амазонии, обратились за помощью к старейшинам и знатокам ритуалов коренных народов, чтобы понять смысл древних изображений. Многие из них, созданные более 11 000 лет назад, изображают сцены превращений людей в животных и местную фауну — анаконд, ягуаров и других существ, которые часто фигурируют в мифах о сотворении мира.
Ученые Университета Эксетера в сотрудничестве с южноамериканскими коллегами провели исследование в районе Серрания-де-Ла-Линдоса на северо-западе Колумбии. Они привлекли к работе местных специалистов, которые поделились своим пониманием этих изображений, рассматривая их не как простое отражение окружающего мира, а как элементы ритуальной практики, запечатлевшие взаимодействие человеческого и духовного миров.
Главный автор работы, профессор археологии Джейми Хэмпсон, объяснил: «Представители коренных народов, потомки создателей этих рисунков, рассказали, что они не просто отражают окружающий мир, а закодированы так, чтобы передавать важные сведения о мировоззрении и ритуалах анимистических сообществ». Так, шаман по имени Улдерико из народа Матапи сказал: «Смотреть на эти изображения нужно с точки зрения шамана».
В рамках полевых исследований, проводившихся в период с 2021 по 2023 год, команда археологов вместе с десятью старейшинами посетила шесть участков с наскальными рисунками. Специалисты рассказывали об изображениях на испанском и местных языках, таких, как десана, тукано и нукак, раскрывая их смысл и связь с мифами.
Особый интерес у старейшин вызвали изображения превращений человека в животное. Среди таких рисунков часто встречаются фигуры, сочетающие черты человека и птицы, ленивца, ящерицы и змеи. Так, старейшина Исмаэль Сьерра из народа тукано в 2023 году рассказал, что эти существа живут «в духовном мире», и некоторые из них, как, например, «двухголовая пантера», символизируют переходные пространства между землей, водой и небом.
Еще один старейшина, Виктор Кайседо из народа десана, считает, что многие рисунки были созданы самими духами. Глядя на изображения высоко на скалах, он задается вопросом: «Как вы сможете нарисовать так высоко? Это были не лестницы и не какие-то огромные устройства… В древности люди жили в духовном мире. Они сами были духами».
Важные символы наскальных рисунков — животные, связанные с переходными пространствами, такие как анаконды, ягуары, летучие мыши и цапли. Старейшины связывают эти изображения с шаманской практикой и передачей знаний. В частности, ягуар был назван «аватаром» знания и силы для шамана.
По мнению ученых, включение знаний коренных народов дало уникальную возможность увидеть наскальные рисунки Амазонии не только с позиции археологии, но и как часть живой культуры. Это исследование стало первым в своем роде: взгляды старейшин были полностью интегрированы в интерпретацию наскальных рисунков в этом регионе. Благодаря этому эксперты смогли понять, что многие изображения создавались в сакральных местах и были важны для ритуалов и мифологии древних народов Амазонии.
Ранее в Австралии нашли древние памятники аборигенов на вершинах скал.