Сотрудница хорватского Загребского университета (Sveučilište u Zagrebu) Беата Халасси пережила удаление молочной железы, однако в 2020-м году обнаружила рецидив. У нее диагностировали третью стадию рака: в этом случае злокачественная опухоль распространяется в регионарные лимфоузлы и может прорасти в кожу или стенку грудной клетки.
Беата не хотела снова проходить курс химиотерапии, которая дает тяжелые побочные эффекты, поэтому решила заняться самолечением.
С этой целью женщина-ученый применила специальный метод онколитической виротерапии (OVT). OVT — инновационный метод: он использует вирусы для уничтожения раковых клеток и стимуляции иммунной системы, и, что особенно важно, не наносит вреда здоровью. Большинство клинических исследований этого метода проводилось на поздних стадиях метастатического рака, но в последние годы акцент сместился на ранние. Хотя один из применяемых для этого препаратов одобрен в США для лечения метастатической меланомы, пока нет ни одного, признанного официально для лечения рака груди на любой стадии.
Беата вырастила в лабораторных условиях вирусы, которые затем путем инъекций вводила в опухоль. Курс лечения проходил около 60 дней. За ходом эксперимента все это время наблюдали ее коллеги-онкологи. Было решено, что если видимого эффекта не будет, Беата все-таки пройдет химиотерапию. Важно то, что сама Халасси не является экспертом конкретно в этой области, хотя ранее она уже работала с вирусами, которые признаны безопасными.
В результате эксперимента опухоль стала меньше и мягче, отделившись от грудной мышцы и кожи. Ее легко удалили хирургическим путем. Анализ удаленной опухоли показал, что она была наполнена иммунными клетками — лимфоцитами. Это означает, что лечение сработало, и иммунная система Беаты начала атаковать как вирусы, так и опухолевые клетки. После операции отважная женщина-ученый год принимала противораковый препарат.
Хотя эксперимент оказался успешным, в научной среде прохладно отнеслись к его результатам и выводам, которые сделала госпожа Халасси.
Когда экспериментатор попыталась сообщить о своих заключениях в СМИ, многие издания ей отказали, сославшись на неэтичность публикаций результатов самоэкспериментов.
С журналистами солидарны медики и юристы: они считают, что такие примеры могут плохо повлиять на тех, кто попытается повторить опасный опыт: в некоторых случаях люди могут отказаться от традиционного лечения и последуют примеру вирусолога. При этом у большинства людей нет и не может быть тех специальных знаний и навыков, которыми обладает эта отважная женщина.
Помните: только врач после индивидуальной консультации способен поставить диагноз, выписать рецепт, что-либо посоветовать или запретить. А мы лишь рассказываем о фактах, подтвержденных медицинскими исследованиями.
Кстати, российские ученые уже разработали прототип препарата на основе микроРНК для предотвращения метастатической болезни.